Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Тема проекта «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения».

разработать и апробировать игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия, способствующие не только эффективной коррекции речевого дефекта, но и развитию мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников и сделать ее эффективной Разработать игры и игровые приемы для развития фонематического слуха и восприятия старших дошкольников. Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки. Сформировывать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, т.е. развивать умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции составлять слог из звуков и слогов из слов синтез.На основе аналитико-синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми некоторых элементов грамоты. Выявить эффективность проведенной коррекционно – педагогической работы

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №8 «СОЛНЫШКО» СЕЛА НОВОЗАВЕДЕННОГО»

Тема проекта: «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения».

Выполнила: Дерюга Ирина Ивановна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №8

«Солнышко» с. Новозаведенного

С. Новозаведенное

2021г

1.Актуальность

Игра для детей -  это доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребёнка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Именно в игре ребёнок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания. Игра даёт возможность научиться тому, как надо учиться, является подготовительным этапом развития ребёнка, переходным моментом для включения его в учёбу.

К концу ХХ века в России произошли глубокие опциально – экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых. Статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 40-50% отобщего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г. Прытко,Е.А. Соболева, Т.Б. Филичева и др.), тогда как на конец 50-х годов ХХ века данное число детей не превышало 17% (Б.М. Гриншпун, М.Е. Хватцев и др.).

Признаком фонематического недоразвития у детей с заключением «общее

недоразвитие речи» чаще всего является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

По данным Т.А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия

положительно влияет на формирование всей фонематической стороны речи слоговой структуры слов. Несомненна связь формирования лексико–

грамматических и фонематических представлений. При специальной

коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки водно коренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры. Кроме того, без достаточной сформированной основ фонематического восприятия, невозможно становление его высшей ступени– звукового анализа - операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звук комплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных

упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом (Т.А. Ткаченко). Эффективная коррекционная работа невозможна без тщательного обследования фонематического слуха, выявления особенностей фонематического восприятия, объединения усилий логопеда, воспитателей и родителей по преодолению фонематического недоразвития у детей.

2. Цель проекта

разработать и апробировать игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия, способствующие не только эффективной коррекции речевого дефекта, но и развитию мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников и сделать её эффективной.

3. Задачи проекта

Разработать игры и игровые приемы для развития фонематического слуха и

восприятия старших дошкольников.

Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки.

Сформировывать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, т.е. развивать

умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слогов из слов (синтез).На основе аналитико-синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми некоторых элементов грамоты.

Выявить эффективность проведенной коррекционно – педагогической работы

4. Тип проекта -долгосрочный

По доминирующей деятельности – практико-ориентировочный, творческий;

По продолжительности – 9 месяцев (сентябрь - май);

По количеству детей – индивидуальные, подгрупповые.

5. Участники проекта

учитель логопед

- воспитатели логопедической группы

- воспитанники старшей логопедической группы

- родители воспитанников

6. Направленность развития деятельности

Комплексное (познавательно-речевое, трудовая, физическая).

7. Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

Стратегия работы: Игры или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием, помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Успешность работы с детьми старшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. В ходе реализации проекта, разработанные игры помогут сделать учебный материал увлекательным, создадут радостное рабочее настроение, облегчат и ускорят процесс усвоения знаний. Дети будут использовать свои знания в учебной деятельности

8.Рабочий план реализации проекта.

Нормативно-правовая и документальная база:

Проект закона Российской Федерации «Об образовании»;

СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) ;

Конвенция по Правам ребёнка;

Приказ отдела образования от 17.05.2011 г. № 01/08-177 "О внедрении федеральных государственных требований к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

9.Этапы проекта:

Подготовительный

Основной

Заключительный

9.1ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

(II – я половина сентября – I-я половина октября)

Вид деятельности

Подбор методической литературы, картинного материала, иллюстраций по теме проекта.

Разработка игр, игровых упражнений, практических заданий с использованием игр.

Диагностика уровня фонематического слуха детей и уровня компетенции родителей по данному вопросу

Анализ диагностированных материалов, педагогических наблюдений.

Обсуждение с педагогами, специалистами и родителями воспитанников вопросов, связанных с проведением проекта

Изучение интернет ресурсов, формирование презентаций.

Определение этапов работы по развитию фонематического слуха.

9.2 ОСНОВНОЙ ЭТАП

(II-я половина октябрь-апрель)

Этап неречевых

звуков (2-я половина

октября)

Этап различения

близких по звуковому

составу звуков, слогов,

слов (ноябрь, декабрь,

январь)

Этап звукового и

слогового анализа и

синтеза (февраль,

март, апрель)

Игры и игровые упражнения

«Звуки окружающего мира»

«Узнай музыкальный

инструмент»

«Звуки природы»

«Голоса животных»

«Тихо – громко»

«Высоко – низко»

«Найди пару»

«Какая машина проехала»

«Три медведя»

«Угадай, чей голосок»

«Солнце или дождик»

«Где позвонили?»

«Звуковые домики»

«Солнечная поляна»

«Лунтик», «Русалочка»

«Загадки Звуковки»

«Комар и осы»

«Тим и Том

«Дятел»

«Сердитый ворон»

«Необычная песенка»

«Цепочка слов»

«Отгадай загадку»

«Доскажи словечко»

«Короткие и длинные»

«Упрямые Звуковички»

«Дружные гномики»

«Разноцветные бусы»

«Звуковых дел мастера»

«Маша и медведь»

«Живая модель»

«Назови слово по модели»

«Звонкий – глухой»

«Найди в вагон»

«Помоги собрать вещи»

«Построй домик для слова»

«Логический поезд»

«Пирамидка»

«Разрезная азбука»

«Два соседа»

Д/и «Исполни ритмический

рисунок по схеме»

Интегрированные занятия с

музыкальным

руководителем.

1. Мониторинг фонематического восприятия у детей

старшего дошкольного

возраста.

2.Анкетирование родителей

на тему: «Выявление

представлений родителей о

роли фонематического слуха

для дошкольников»

3.Консультирование родите-

лей по теме «Фонемати-

ческий слух – основа

правильной речи»

1.Совместное с родителями

изготовление пособий, игр

по развитию фонематического слуха.

2.Информационные стенды

для родителей «Вопрос-

ответ», «Развитие фонематического слуха при изучении

гласных звуков»

3.Родительское собрание на

тему: «Преодоление фонематических нарушений у

дошкольников с ОНР»

4.Интегрированное занятие

совместно с инструктором

по физическому воспитанию

«Играем-фонематический слух развиваем»

1.Занятие практикум,

индивидуальное консультирование родителей.

2.Мастер класс для родителей «Влияние фонематического слуха на развитие

речи»

3.Совместное с воспис-

тателями изготовление игр по развитию фонематического слуха и развитию

мелкой моторики пальцев

рук.

4.Круглый стол для

родителей «Результаты

совместной деятельности

родителей и специалистов»

9.3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов.

Диагностика уровня сформированной фонематического слуха у детей.

Диагностика компетенции родителей по вопросу развития фонематического слуха у детей.

«Презентация проекта»

10.Итоги работы над проектом.

 В ходе реализации проекта у детей сформировался высокий уровень развития фонематического слуха.

 Повысился интерес детей к логопедическим занятиям.

 Наметилась динамика в становлении звукопроизношения и других сторон речи.

 Появилась заинтересованность родителей во всестороннем речевом развитии ребенка. На основании проделанной работы и имеющихся результатов, можно сделать вывод, что данный проект несомненно актуален и имеет большую практическую значимость.

Диаграммы проекта уровня развития фонематического слуха

Высокий уровень развития фонематического слуха (%)

Средний уровень фонематического слуха (%)

Уровень развития фонематического слуха ниже среднего(%)

нарушения произношения большого количества звуков (не только сложных, но и звуков раннего онтогенеза, таких как [б, п, н, в, д, т]);

- несформированность фонематического слуха, оказывающая отрицательное влияние на формирование фонематического восприятия, необходимого для полноценного усвоения письменной речи.

Одна из причин таких отклонений – недостаточный учет взрослыми потребностей ребенка к усвоению речи окружающих (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению, не воспитывается слуховое внимание).

Проблема:
Несформированное фонематическое восприятие у дошкольников ведет к нарушению звукопроизношения,

звуковой и слоговой структуры слова.

11. Используемая литература:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области