Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья "Метод проектов в экологическом образовании начальных классов"

Показать необходимость и эффективность применения метода проектов в экологическом образовании.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Современное развитие общества ставит перед школой новый социальный заказ – воспитывать аналитически мыслящих выпускников с хорошим уровнем знаний, толерантных, способных к решению социально-проблемных ситуаций. Это ставит школу перед неизбежностью перехода к новым показателям результатов образования и адекватным педагогическим технологиям по их достижению.

В настоящее время наиболее распространенной формой подготовки к продуктивной общественно-значимой деятельности людей в самых различных сферах являются проекты. В системе общего образования они получили широкое распространение. [3, C.25]

Проект – учебно-исследовательская работа ученика (или группы учащихся) общеобразовательного учреждения, которая по своему замыслу и структуре отвечает основным требованиям, предъявляемым к научным работам. [3, C.25]

Метод проектов направлен на развитие исследовательских умений, осознание значимости коллективной работы для получения общего результата, способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения. Предлагаемый подход «сращивания» проектной и исследовательской работы учащихся рассматривается как путь, который направлен на активизацию познавательной деятельности, развитие творческого потенциала личности, способной самостоятельно отыскивать решения проблем в новых нестандартных ситуациях. Это требует междисциплинарного подхода к обучению, что повышает интерес учащихся к процессу познания, выводит их за рамки школьных учебников. Осознание необходимости личного исследования для общего дела, для выполнения общего проекта помогает более эффективно формировать коммуникативные умения. После завершения конкретных проектов большинство учащихся заинтересованы в продолжение учебной деятельности по такой методике [1, C.56 -58]

Цель проектной деятельности: развивать творческого, самостоятельно мыслящего человека, умеющего ставить перед собой цель, находить пути решения, грамотно и обоснованно излагать и защищать полученные результаты.

В ходе достижения основной цели проекта школьники учатся решать ряд учебных задач:

- овладеть основными правилами постановки проблемы, ведения научного поиска и эксперимента;

- научиться обрабатывать и интерпретировать полученные данные;

- овладеть умениями грамотно оформлять, письменно и устно излагать суть проекта;

- научиться вести дискуссию, уметь защищать проект, отвечать и корректно задавать вопросы по темам других проектов. [3, C.26]

Задачи проектной деятельности:

Образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.

Воспитательная: создание продукта, востребованного другими. [5]

В экологическом образовании метод проектов один из самых продуктивных, он способствует развитию способности самостоятельно ставить и решать проблемы, способствует формированию особого видения мира как объекта постоянной заботы. [1, C.57]

В процессе проектной деятельности учащиеся получают возможность самостоятельно определить ту область экологического знания, которая им интересна, близка и которую они хотели бы решить. Они учатся проводить доступные их возрасту опыты, практические работы и другие исследования экологического характера; на основе полученных результатов делают выводы и обобщения, которые являются фактически их научными открытиями. Все это способствует формированию экологического сознания, выработке экологических отношений и стремлению к экологической деятельности. [2, C. 69]

Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, в том числе и младших, играет практическая исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов, явлений, проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить свои наблюдения, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведения.

К сожалению, во многих школах уроки природоведения, экологии ограничиваются стенами классной комнаты. Дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Это объясняется большим количеством учеников в классах, ограниченным количеством часов, выделяемым на предметы экологической направленности, удаленностью природных объектов от школ и т.п. решить проблему, хотя бы от части, может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов.

В наше время в реализации различных экологических проектов принимает участие все больше школьников старшего и среднего возраста; в программах работы с детьми младшего возраста экологические проекты почти не упоминаются. Однако опыт показал, что и младшеклассники с удовольствием и с большим интересом участвуют в такой работе, естественно на доступном для них уровне.

Экологический проект может рассматриваться как дополнение к существующим программам соответствующего профиля; он может быть также выделен в качестве факультативных занятий. [4, C. 3-4]

В проекте могут участвовать младшие школьники любого возраста. В зависимости от уровня учеников, их возможностей, педагог выбирает формы работы с детьми. С возрастом детей увеличивается объем исследований, они становятся более разнообразными, равно как и формы обобщения материала. [4, C.4]

Я рекомендую использование проектного обучения учителям начальных классов. Но хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.

Список литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области