Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся 7 класса на уроках литературы

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся 7 класса на уроках литературы

Капшикова Айгуль Кожабаевна,

учитель (Коммунальное государственное учреждение

«Москворецкая средняя школа»)

Согласно Государственному общеобязательному стандарту общего среднего образования (Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604) одной из ключевых формируемых компетенций у обучающихся являются коммуникативные компетенции. Коммуникативные компетенции обеспечивают обучающимся возможность успешной социализации, адаптации и самореализации в жизни [3].

Системно-деятельностный подход, который в свою очередь выступает как основа новых общеобязательных стандартов,  определяет необходимость представления нового учебного материала. Новый учебный материал подразумевает использование определенных технологий, форм и методов, которые будут поддерживать и стимулировать интерес к учебной деятельности школьников. В этой связи перед педагогами встает задача, которая направлена на развертывание последовательности учебных задач, а также на использование всевозможных источников информации, предполагающая организацию учебного сотрудничества между обучающимися. В связи с вышеизложенным, одним из ведущих понятий в обучении становится «деятельность». Данное понятие, в контексте обучения, рассматривается как процесс активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. Во время данного взаимодействия происходит удовлетворение субъекта какими-либо своими потребностями [3].

Коммуникативные компетенции обучающихся 7 класса предполагает постановку и достижение обучающимися 7 класса цели устной и письменной коммуникации, что в свою очередь предполагает получение и предоставление необходимой информации, а также цивилизованное отстаивание своей точки зрения в диалоге и в публичном выступлении с основой на уважительное отношение к ценностям других людей [1].

При формировании коммуникативных компетенций обучающихся 7 класса, прежде всего, нужно определить сущностное содержание уровней и критериев коммуникативных компетенций и обеспечить необходимые условия для организации урочной деятельности, которая и будет способствовать формированию коммуникативных компетенций обучающихся 7 класса.

Формирование коммуникативных компетенций обучающихся 7 класса предполагает не только теоретическую значимость, но и практическую. Практическая значимость формирования коммуникативных компетенций у обучающихся 7 класса состоит подборе и использовании в процессе обучения различных методов и приемов, которые будут направлены на создание на уроке процесса общения как совокупности речевых и неречевых условий, необходимых для достижения цели по формированию коммуникативных компетенций обучающихся [2].

Формирование коммуникативных компетенций обучающихся 7 класса предполагает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение знаниями о социальных ролях в коллективе. Все вышеперечисленные виды деятельности необходимо начинать формировать именно в среднем школьном возрасте.

Результативность и успешность формирования коммуникативных компетенций напрямую зависит от создания оптимальных условий для реализации и проявления каждого обучающегося 7 класса в соответствии с его возможностями. Возможности обучающихся 7 класса предполагают два параметра определения: обучаемость и работоспособность. Уровень обученности определяется через отметки, выставленные в журнал, а интеллектуальные возможности обучающихся определяются в процессе познавательной деятельности через наблюдение. Совокупность показателей по данным параметрам и определяет уровень обучаемости каждого ребенка. Уровень работоспособности обучающихся 7 класса определяется путем организации наблюдения за физической работоспособностью обучающихся, а также проявлением положительного отношения к учению [4].

Основным из принципов формирования коммуникативных компетенций обучающихся 7 класса является личная адресованность образования. Именно поэтому при формировании коммуникативных компетенций в первую очередь происходит развитие речи в зависимости от личностно-психологических и физиологических особенностей обучающихся 7 класса.

Е.Э. Сысоева в своих исследованиях представил подробное описание коммуникативных компетенций, используя термин «коммуникативное языковое умение», которое включает в себя следующие ключевые компетенции:

- языковые (лингвистические) компетенции основываются на осуществлении высказывания на любом языке на основе усвоенных знаний;

- дискурные компетенции предполагают связанность, логичность, организованность;

- прагматические компетенции, содержат в себе умение передавать коммуникативное содержание в соответствии с социальным контекстом;

- разговорные компетенции, построены на основе лингвистической и разговорной концепциях, и включают в себя умение говорить связано, в естественном и спокойном темпе, без долгих пауз в поисках языковых форм выражения мысли;

- социально-лингвистические компетенции, основаны на выборе языковых форм;

- стратегические компетенции, предполагают умение использования коммуникативной стратегии для компенсации недостающих знаний в условиях реального языкового общения;

- речемыслительные компетенции, основываются на готовности индивида к созданию коммуникативного содержания в результате речевой и мыслительной деятельности [4].

Подводя итог представленной классификации, можно сделать вывод, что формирование коммуникативных компетенций обучающихся предполагает знание языка, демонстрацию коммуникативных умений, способность успешно действовать в любой ситуации общения. Как мы видим из представленной классификации, составляющими компонентами коммуникативных компетенций являются владение обучающимися 7 класса содержания компетенции, применение компетенции в любой ситуации, отношение к содержанию компетенции и ее объекту.

Диагностика коммуникативной компетенции состоит из анализа внутренних средств деятельности, используемых при ориентировании в коммуникативных ситуациях. Формирование коммуникативной компетенции предполагает реализацию воспитательных задач по формированию социально-активной личности обучающегося, способного ориентироваться в современном мире. Высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции обучающихся способствует быстрой социализации их в обществе.

Исходя из этого, следует, что коммуникативные компетенции рассматривается с позиции предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, личностно-ориентационной, а все компоненты данных позиций составляют целостную систему личных свойств обучающихся. Поэтому коммуникативные компетенции обучающихся 7 класса следует рассматривать как целостную систему личностных качеств обучающихся, а именно как готовность обучающегося к самостоятельному решению возникших задач на основе знаний, умений и определенных качеств и черт личности обучающегося.

Литература:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области