Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мой родной, Якутский край

Цели образовательные - познакомить с национальными инструментами народов Севера, с творчеством композитора М.Н.Жиркова - знать особенности якутской народной музыки - разучить песню «Сахам сирэ» , - уметь различать средства музыкальной выразительности, развивающие - развивать ритмический слух - образно-цветовое восприятие музыки расширять музыкальный кругозор детей воспитательные - воспитывать культуру слушания музыки прививать музыкальный вкус - воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям и культуре народов, населяющих родной край.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Составила : учитель музыки МБОУ «Борогонская СОШ»

Бурцева Римма Петровна

Тема урока: «Мой родной , якутский край» в 4 классе

Цели:

образовательные:

- познакомить с национальными инструментами народов Севера, с творчеством композитора М.Н.Жиркова ;

- знать особенности якутской народной музыки;

- разучить песню «Сахам сирэ» ,

- уметь различать средства музыкальной выразительности,

развивающие:

- развивать ритмический слух;

- образно-цветовое восприятие музыки; расширять музыкальный кругозор детей;

воспитательные:

- воспитывать культуру слушания музыки; прививать музыкальный вкус;

- воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям и культуре народов, населяющих родной край.

Оборудование: видеопроектор, синтезатор, портрет композитора М.Н. Жиркова,

стенд «Красота якутской природы», музыкальный словарик, текст песни «Сахам сирэ»; карточки с изображением музыкальных инструментов, рисунки о северном крае; фотографии растений тундры.

ХОД УРОКА.

Музыкальное приветствие:

Учитель: « Здравствуйте, ребята»

Дети: « Здравствуйте, учитель!»

Вступительное слово учителя.

Ученики входят в класс под музыку якутского автора А.Барашковой «Сахам сирэ»

Учитель: - Ребята, когда вы входили в класс – звучала песня якутского автора-мелодиста Анны Баршковой, которая называется «Сахам сирэ», а прозвучала она не случайно, так как тема нашего урока – «Родной мой - якутский край!»

А как называется край, в котором мы живем?

Дети: Республика Саха (Якутия).

Учитель: – верно, здесь жили наши предки; здесь родились и живем мы; здесь живут наши друзья и будут жить наши дети.

Мы должны любить свой край, знать его культуру, уважать традиции нашего народа. А какие коренные народы Севера Вы знаете?

Дети: - якуты, эвены, эвенки, долганы, юкагиры и т.д.

Учитель: Ребята, на стенде вы видите фотографии коренного населения - якутов. Якуты – народ, который пришел в край вечной мерзлоты в восьмом веке. Их основными занятиями считалось - оленеводство, коневодство, рыболовство, охота. Якуты – трудолюбивый народ. Женская половина занималась выделкой шкур, шила ковры, одежду. Уклад их жизни отражается и в их костюмах, в их песнях и танцах, которые навеяны северной природой и любовью к этому суровому краю. Весь живущий на Севере народ имеют свою культуру, обычай, песни, танцы и музыкальные инструменты.

Мы с вами живем в окружении богатой и красивой северной природы. И наша земля богата месторождениями - алмазов, золота, природным газом и минеральными источниками.

Посмотрите на стенд, который называется «Красота якутской природы». Ребята, кому из вас нравится наша природа? (Всем)

Что нужно сделать для того, чтобы наш край на долгие годы оставался богатым и красивым?

Дети: - любить, беречь, не сорить и т. д.

Учитель: Весь уклад жизни якутов тесно связано с матушкой-природой. Вся одежда - это узоры, вышитые предками якутов, где преобладали белый, черный, зеленый и красный цвета. Посмотрите, как художники при помощи красок выражают свою любовь к родному краю.

Беседа.

Учитель: - Многообразна и самобытна национальная культура нашего народа. Она передавалась испокон веков в виде устного народного творчества – олонхо, танцев, песен. У каждого народа свои национальные традиции, свои национальные костюмы, свои народные инструменты.

Сейчас я вам раздам карточки, с изображением музыкальных инструментов. Выберите пожалуйста, русский народный инструмент.

Дети: - балалайка

Учитель: - А почему вы не выбрали тубу?

Дети: - Потому, что туба – это итальянский музыкальный инструмент.

Учитель: - Ребята, а какие инструменты народов Севера вы знаете?

Дети: - Хомус

Учитель: - Правильно! Сегодня мы с вами познакомимся с музыкальными инструментами коренных народов Севера. У якутов с древних времен имеются 14 видов музыкальных инструментов: шумовые, струнные, варганные. Большую роль в развитие музыкального инструмента сыграл основоположник якутского музыкального искусства, композитор М.Н. Жирков. А кто такой композитор?

Дети: - Это тот, кто сочиняет музыку.

Учитель: - Верно. Марк Николаевич Жирков – родился в Вилюйске в 1892 году. В 1908-1910 годах он обучался в Вилюйском высшем начальном училище, где через год создал струнный оркестр. А еще через два года, он начал сочинять мелодии по мотивам якутских народных песен. В 1921 году под его руководством были организованы оркестр народных инструментов, драматический кружок и хор. Марк Николаевич был одним из организаторов первой детской музыкальной школы в Якутске, инициатором создания музыкального театра-студии. Его именем названо Якутское музыкальное училище в г. Якутске. Основываясь на рассказы знатоков старины, он собрал и дал описание 14 разных видов инструментов.

Все музыкальные инструменты народов севера способны изображать.

- Ребята, а что они могут изображать?

Дети:- Бег оленя, скрип нарт, завывание ветра, вьюги, голоса птиц, зверей.

Учитель: - инструментами якутов считались – хомус (варган), кырыымпа (скрипка), тансыр (домра), кылысах (балалайка), кюпсюр (барабан), дюнгюр (шаманский бубен), табык и т. д. Среди струнных инструментов можно выделить кырыымпу- якутскую скрипку. У этой скрипки число струн доходит до 4-х. В старину в каждом доме была кырыымпа, и каждый уважающий мужчина должен был уметь играть на ней. А как вы думаете, из чего делали эту скрипку?

Дети: - Из дерева.

Учитель: - Молодцы, мастера якуты изготавливали корпус инструмента из лиственницы, ели и осины, а деки – из дерева и кожи. Для струн использовали крученый конский волос. Кырыымпа имеет форму «сэргэ» с глубокими выемками по бокам, образующую талию.

В кырыымпе отразилась характерная национальная самобытность, неповторимость звучания якутского народного музыкального инструмента. В настоящее время кырыымпа возрождается и завоевывает не меньшую популярность, чем хомус.

Учитель: - А теперь давайте послушаем , как же звучат другие инструменты.

(Слушаем записи)

Учитель: А это какой инструмент прозвучал?

Дети:-Бубен
Учитель: - Верно. Бубен - самый древний инструмент. Он сделан из натурального дерева и кожи оленя. Его использовали шаманы во время национальных обрядов

Ребята, как вам кажется, можно ли на бубне изобразить бег оленя?

Какие средства музыкальной выразительности помогут нам его изобразить?

Дети: - Динамика.

Учитель: - Попробуем изобразить бег приближающегося оленя, как мы будем играть?

Дети: - Сначала тихо, затем громко.

Учитель: - Какой мы сделаем вывод?

Дети: - Музыкальные инструменты народов севера способны изображать звуки, которые существуют в природе.

Учитель: - Молодцы ребята.

4. Знакомство с особенностями якутских народных песен.

Учитель: -Мы с вами говорили о том, что танцы, костюмы, песни одного народа отличаются от песен, костюмов, традиций других народов.

Как вам кажется, чем отличаются русские народные песни от якутских песен?

Дети: - Русские народные песни – протяжные, раздольные, широкие, а у северных – очень узкий диапазон, т.е. используется очень мало нот при исполнении, они не широкие.

Давайте попробуем исполнить песню на якутском языке.

5. Разучивание песни «Сахам сирэ».

Учитель:- Внимательно послушайте, а затем ответите на мои вопросы.

- О чем эта песня?

- Понравилась ли она вам?

Разучивание песни.

Учитель: Давайте пропоем, произнесем четко слова в ритме этой мелодии

Пение, закрепление. Пение с фонограммой

.6. Подведение итогов урока.

Заключительная беседа.

-Что нового вы сегодня узнали?

- Понравился вам наш урок?

2. Музыкальное окончание урока.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области