Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из важнейших проблем современной дошкольной педагогики и психологии является развитие восприятия у детей дошкольного возраста. Значение развития восприятия в раннем детстве трудно переоценить, так как именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.Развитие восприятия, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка дошкольного возраста, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка сначала в детском саду, затем в школе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Демина Тамара Витальевна

МДОУ «ЦРР-детский сад №139»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из важнейших проблем современной дошкольной педагогики и психологии является развитие восприятия у детей дошкольного возраста. Значение развития восприятия в раннем детстве трудно переоценить, так как именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.Развитие восприятия, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка дошкольного возраста, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка является одним из основных принципов, заложенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Выдающиеся зарубежные ученые Ф. Фребель, М. Монтессори справедливо считали, что полноценное развитие восприятия направлено на обеспечение всестороннего личностного развития ребенка и является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Многочисленные психолого-педагогические исследования показали, что без целенаправленного создания педагогических условий, стихийно складывающиеся процессы восприятия не достигают у детей достаточного уровня, что неизбежно тормозит познавательное развитие ребенка в целом. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста идет путем формирования перцептивных действий, которые ориентируют практическую деятельность человека. В открытии этого факта и заключается, по нашему мнению, принципиальное отличие понимания закономерностей развития восприятия в отечественной психологии от концепций развития восприятия, выдвинутых рядом зарубежных исследователей. Выдающийся детский психолог Л.А. Венгер, полагал, что развитие восприятия ребенка представляет собой сложный, культурно опосредованный процесс решения перцептивных задач. Такой подход позволил разработать целую систему сенсорного воспитания, выделить средства восприятия и перцептивные действия: отнесение к эталону, перцептивное моделирование, идентификация. Следствием этого подхода к развитию детского восприятия является тот факт, что ребенок не может сам без помощи взрослого достичь высокого уровня развития восприятия. Ведущую роль в детском развитии играет взрослый, поэтому необходима специальная образовательная работа с детьми дошкольного возраста.Развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит в рамках предметной деятельности и в связи с овладением новыми действиями, что ставит перед ребёнком необходимость выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов [3, с.244]. Ребено всё чаще устанавливает взаимосвязь величины, формы, а затем цвета с конкретным предметом. Переход к предметному восприятию является результатом овладения простейшими действиями – хватанием и удерживанием предметов, манипулированием ими, передвижением в пространстве. Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия. К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребёнка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств.Практический результат ребёнок получает в результате многократных сравнений величины, формы, цвета в процессе подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей. Особенно ярко это проявляется при действиях ребёнка со сборно-разборными игрушками – пирамидками, матрёшками, грибочками. Именно многократное сравнение позволяет ребёнку достигнуть практических результатов и в быту. Первоначальное сравнение является приблизительным: ребёнок примеривается, пробует и через ошибки и их исправление достигает результата. Однако в возрасте двух лет число мерок быстро сокращается и происходит переход к зрительному восприятию. Это новый этап развития восприятия, который свидетельствует о переходе внешних действий во внутренний психический план. На третьем году жизни познание мира предметов продолжается. Дети могут более целенаправленно «изучать» их внешние свойства и назначение. Однако, в этот период, воспринимая предмет, ребёнок, как правило, выделяет только отдельные признаки, те, которые сразу бросаются в глаза. Ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нём. Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Постоянные образцы для сравнения появляются на третьем году жизни - это знакомые ребенку с ярко выраженной формой предметы. Это говорит о том, что у ребенка сформировались представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами. Для обогащения представлений о свойствах предметов необходимо создание богатой сенсорной среды, в которой ребенок активно действует. Чтобы у ребенка восприятие не оставалось поверхностным, обрывочным, взрослым нужно создавать необходимую основу для общего умственного развития, овладения различными видами деятельности. Основным условием развития восприятия ребенка дошкольного возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового разнообразия, в котором существует ребенок. Для выполнения этого условия необходимо соответствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с ребенком, систематическое проведение специальных занятий. Современные программно-методические руководства уделяют значительное внимание проблеме развития восприятия у детей раннего возраста. Для детей дошкольного возраста предусмотрены специально организованные занятия по сенсорному развитию. Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей ребенка среды (речевые и неречевые звуки, разнообразные и в достаточном количестве зрительные впечатления) и специальные занятия по развитию восприятия. В дальнейшем проводят занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.). Последующее развитие восприятия осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию, в процессе повседневной жизни. Экспериментальное исследование развития восприятия является важным для изучения детской психологии: с его помощью обнаруживаются такие особенности сенсорных процессов, которые не могут быть вскрыты с помощью других психологических методов. Значимость проведения ранней диагностики заключается в возможности выявления отклонений в развитии детей дошкольного возраста и в дальнейшем предупреждении их последствий, что побуждает к разработке и систематизации диагностических методик и дидактических материалов для работы с детьми дошкольного возраста в условиях детских учреждений.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области