Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка "Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города"

Цель Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города посредством ситуативно-имитационного моделирования. Задачи 1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о возможных источниках опасности в дорожном движении и правилах безопасного поведения на улице. 2. Отработка практических навыков по правилам дорожного движения в проигрывание различных ситуаций. 3. Формирование умения играть в коллективе сверстников, вызывать интерес к сотрудничеству с детьми и взрослыми.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5»

Методическая разработка

«Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города посредством ситуативно-имитационного моделирования»

Разработала-

Лепешева Н.В., воспитатель

Вилючинск-2020

Содержание

Введение..…………………………………………………………………………3

Основная часть……………………………………………………………………6

Заключение………………………………………………………………………12

Библиография……………………………………………………………………13

Приложения

Введение

Дорога – это особый мир, в котором существуют свои законы и правила, к сожалению, часто нарушаемые как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. Страшно, когда участником дорожно-транспортного происшествия становится ребенок. Не смотря на все усилия государства, ГИБДД, педагогических организаций по борьбе с ДТП, процент травматизма и гибели детей очень высок. Часто виновниками являются сами дети и причин тому множество: незнание правил дорожного движения, пренебрежительное отношение к ним, недостаточный опыт поведения на дороге, а зачастую полное отсутствие такового, подражание лицам, нарушаемым правила, легкомысленное и безучастное отношение взрослых к данной проблеме. Поэтому актуальность и просто жизненная необходимость знакомить дошкольников с Правилами дорожного движения несомненна.

В настоящее время целью дошкольного образования является формирование ключевых компетенций на протяжении всего периода дошкольного детства. Одни из самых значимых компетенций это:

Данные компетенции являются ключевыми при формировании у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города. Следовательно, важен поиск новых интересных форм работы с детьми. Такой формой работы на наш взгляд является использование метода ситуативно-имитационного моделирования.

В основе данного метода лежат идеи кандидата педагогических наук Игоря Алексеевича Щеголева. Автор отмечает, что ситуативно-имитационное моделирование - это процесс конструирования модели реальной ситуации (в данном случае, опасной обстановки) и постановка экспериментов на этой модели, с целью понять различные стратегии поведения в ней

Новизна работы заключается в том, что применяя данный метод в практической работе, особое внимание уделяется тому, чтобы помочь детям осознать ситуацию как проблемную, представляющую потенциальную опасность через выдвижение гипотез и прогнозов о «возможности — невозможности» двигательного действия для каждого ребенка или всей группы детей сначала в привычных, а затем в изменяющихся условиях.

Цель: Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города посредством ситуативно-имитационного моделирования.

Задачи:

Условия эффективного использования метода ситуативно-имитационного моделирования учитываются при проектировании развивающей предметно-пространственной среды в группе. В нашей практике мы используем игровое поле «Путешествие по городу», которое помогает сделать процесс знакомства с правилами дорожного движения доступным, интересным и увлекательным для детей. Дети не просто получают словесную информацию от воспитателя, а совершают действия сами, проговаривая и проигрывая их.

Практическая значимость методической разработки заключается в том, что метод ситуативно-имитационного моделирования, построенный на игровых сюжетах и проблемных ситуациях на игровом поле «Путешествие по городу», позволяет легко создавать мотивацию к деятельности, поддерживать устойчивый интерес к ознакомлению с ПДД, отталкиваться от интересов детей, предоставляя каждому из них право выбора. Особое значение практической деятельности состоит в том, что выполняя её, дети приобретают социальную практику участника дорожного движения, адаптируются к современным жизненным условиям.

Методическая разработка предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, но при дополнительном введении других деталей его можно взять за основу в любой возрастной группе детского сада.

Игровой материал может быть использован как для совместной деятельности взрослого с детьми, так и для самостоятельных игр дошкольников на этапе закрепления и уточнения, полученных ранее представлений о правилах дорожного движения.

2. Основная часть

Метод ситуативно-имитационного моделирования, построен на игровых сюжетах и игровых проблемных ситуациях, он является связующим между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению, позволяя дошкольникам «проигрывать» стратегию поведения в различных ситуациях.

Для более эффективного применения данного метода в образовательном процессе мы используем игровое поле «Путешествие по городу», которое позволяет максимально приблизить условия игровой ситуации к реальной дорожной действительности.

Игровое поле «Путешествие по улицам города» представляет собой макет города размером 1м х 1,30м, сделанное на основе ткани из фетра. Условно разделенное на части поле содержит разделы: дачный поселок, парк аттракционов, автосервис, кафе, парковая зона, торговая зона, база отдыха, частный сектор. (Приложение 1)

Так же игровое поле рассматривается как ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений детей о разнообразии городских зданий, их назначении, правилах дорожного движения и правилах поведения на улице и в общественном транспорте, позволяет использовать усвоенные знания и наблюдения в игре, наполняя детей новыми впечатлениями.

Дополнительно к игровому полю прилагается предметное наполнение, которое разнообразно, доступно, соответствует интересам и возрасту детей. Содержит модели транспорта различного функционального назначения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, переносные дорожные знаки, комплект оборудования «Пункт первой медицинской помощи», «Пост ДПС», «Автомастерская», «Автозаправочная станция», макеты разнообразных зданий. Игры и атрибуты расположены в постоянном доступе, периодически обновляются. (Приложение 2)

Основой использования ситуативно-имитационного моделирования игровых ситуаций является создание условий, таких как:

В практической работе учитываются три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:

Таким образом, принимая участия в игровых ситуациях, дети могу почувствовать себя равноправными участниками дорожного движения: быть водителями, пассажирами, пешеходам. (Приложение 4)

«Моделирование ситуации «Я-пешеход» (вариант для пешеходов).

Задачи:

Материал: макет улицы с домами, перекрестком; автомобили (игрушки); куклы-пешеходы; куклы-водители; светофор (игрушка); дорожные знаки, деревья (макеты). Игра проводится на игровом поле «Центр города»

Ход игры: С помощью игрового персонажей дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы переходят улицу, на желтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять. Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационно-указательным знаком. (Приложение 5)

Моделирование ситуации «Наша улица» (вариант для пешеходов и водителей).

Цель: Знакомство с планом города, его постройками и жителями, названием улиц.

1)Необходимо помочь жителям города выбрать безопасный маршрут и добраться до нужного места: учителю — в школу, почтальону - на почту , домохозяйке — за покупками в продуктовый магазин, маме с ребёнком в поликлинику, школьникам — до школы. (при этом необходимо чётко проговаривать весь маршрут: выходим из дома №…, идём по улице…, переходим на улицу…, видим знаки… и т.д.)

2) Необходимо пожарной машине подъехать к дому №10 потушить пожар – проложите, пожалуйста, короткий маршрут; машине скорой помощи подъехать к дому № 3 и такси к дому №8 т.д. (при этом необходимо чётко проговаривать весь маршрут, соблюдая ПДД.) (Приложение 6)

Моделирование ситуации «Поставь дорожный знак»

Цель игры: Учить детей различать дорожные знаки.

Материал: дорожные знаки; игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых зданий, автостоянки, перекрестков.

Ход игры: Детям предлагается: рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено; расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы – знак «Дети», у кафе – «Пункт питания», на перекрестке – «Пешеходный переход» и т.д. Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро. (Приложение 7)

Моделирование ситуации. «Все перепуталось в городе»

Цель игры: учить замечать опасные ситуации на дороге

Материал: макет «Наш город», фигурки машинок, дорожные знаки .

Ход игры: педагог расставляет фигурки машинок, дорожных знаков на макете так, что их положение создаёт опасную ситуацию на дороге. Задача детей найти такие ситуации, пояснить, в чём опасность и предложить правильный выход из ситуации. (Приложение 8)

При создании игровых ситуаций так же применяются различные способы создания проблемных ситуаций.

1. Проблемы, выдвинутые детьми. Здесь важно не упустить момент, помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил один

2. Преднамеренно создаваемые ситуации специальными заданиями, «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности, направленность которых - заострить противоречия в сознании ребенка и выявить, что в этих ситуациях он способен замечать.

Например: детям предлагается показать, как надо переходить дорогу в случае неисправности светофора, когда на дороге стоит регулировщик. Такая ситуация побуждает детей к изучению жестов регулировщика, которые им пока незнакомы.

3. Побуждение детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, а также высказываний взрослых людей и мнений самих детей. (Разыгрывание ситуации: мама с ребенком переходят дорогу по пешеходному переходу, они идут рядом, мальчик разговаривает по телефону. Педагог задает детям вопрос: Как вы думаете, все ли мама с сыном сделали правильно?) Причем возникшее противоречие должно заинтересовать детей, тогда оно будет принято ими. Использование проблемных ситуаций в обучении дошкольников правилам дорожного движения, дает им возможность адаптироваться в любой ситуации на улицах города.

Зная особенности восприятия детей дошкольного возраста, используется наглядная схема-алгоритм решения проблемной ситуации:

•постановка проблемы оформлена символом;

•актуализация знаний;

•выдвижение гипотез;

•проверка решения;

•введение в систему знаний.

Это помогает детям в целом увидеть и осознать структуру проблемной ситуации, спланировать свой путь решения проблемы, выполнить все этапы по порядку, добиться результата (сделать открытие) и дать оценку своим действиям и полученному результату

Таким образом, в процессе проигрывания проблемных ситуаций деятельности у детей, с одной стороны, закрепляются полученные знания, умения и навыки, а с другой – углубляется потребность в познании нового, совместных действиях и переживаниях, расширяется кругозор. Практика показала, что детям нравится моделирование и проигрывание ситуаций: «Мы едем в детский парк», «Прогулка по городу», «Едем в гости», «Всей семьей на дачу!», «С папой в автосервис», «Играем в мяч во дворе», «Переходим проезжую часть», «Поездка за город», «Парковка автомобиля в городе».

Выбор игры зависит от заинтересованности детей, но наибольший результат достигается при сочетании интеллектуальной и ролевой игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах.

Заключение

Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Следовательно, необходима такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Метод ситуативно-имитационного моделирования является основным звеном проблемного обучения, она позволяет выявить глубину осведомленности дошкольников о безопасном поведении на дороге. Перенося свои знания в игровую деятельность, дети свободно принимаются за дело, сотрудничают с другими, договариваются. У них повышается адаптивность к изменяющимся условиям жизни.

Проблемная ситуация для ребенка возникает, если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу, при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями.

Таким образом, играя, решая различные «дорожные» ситуации дети дошкольного возраста не только обучаются, но и, учится логически мыслить, рассуждать, обобщать, усваивают социальный опыт, закрепляют полученные умения и навыки, что способствует формированию положительных привычек.

Библиография

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области