Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка «Детский сад №193»
(МБДОУ ЦРР «Детский сад №193»)
Проект
«Воздух - невидимка»
Разработала:
Воспитатель гр.№11
Калинина Е. Н.
г. Барнаул-2020
Проект «Воздух – невидимка».
Участники проекта: дети старшей группы №11, воспитатель;
Продолжительность проекта: кратко – срочный;
Сроки проекта: 23.11.2020 -07.12.2020;
Для воспитания сознательного отношения к природе дошкольникам мало одного эмоционального восприятия, им также необходимы знания о природе, о роли человека в ней.
Процесс воспитания начал экологической культуры должен быть интересным, насыщенным, эстетически развивающим, максимально приближенным к объектам живой и неживой природы, что позволить воспитать социально-активных, творческих личностей, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Однажды, беседуя с детьми о воздухе, я спросила: какими свойствами он обладает? Ответы были разными, но все знания сводились к одному: воздух невидимый, не имеет запаха. Конечно, трудно рассуждать о его свойствах, не имея наглядного примера. У детей недостаточно знаний о воздухе бы расширить знания детей о воздухе. Поэтому я решила провести несколько опытов и экспериментов, чтобы научить самостоятельно делать выводы, сформировать начальные предпосылки проектной деятельности.
воздуха.
6.1 Методическое:
1.«Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
2.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
3.Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
4.Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.
5.Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.
6.Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
7.«Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.
8.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.
6.2Материально – техническое: презентация «Воздух - невидимка»; иллюстрации загрязнения окружающей среды, использование музыкального сопровождения, прослушивание музыкальных произведений из цикла «звуки природы».
6.3Дидактическое: Дидактические игры: «Хорошо - плохо»; Подвижная игра «Ветряная мельница», «Поймай, какой скажу» «Ветерок-волшебник и его братья», «Самолетики», пальчиковые игры, дыхательные игры и упражнения.
8.1.Подготовительный:
1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о свойствах воздуха);
2. Составление плана работы над проектом: постановка целей, задач,
создание условий для реализации проекта.
3. Сбор фотоматериала на тему «воздух», иллюстраций с
изображением органов дыхания;
4. Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой
теме.
5. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
6. Подбор опытов, экспериментов для ознакомления со свойствами
воздуха.
«ветер».
8.2.Основной:
1.Беседа «Органы дыхания»
2.Беседа ««Что такое воздух», «Значение воздуха для жизни и
роста живых организмов»
3.Слушание музыкальных произведений из цикла «Звуки природы»
4.Наблюдение за ветром на прогулке, определение его силы и
направления с помощью компаса, ленточек и флажков.
5.Проведение дидактических игр, дыхательных упражнений,
подвижных игр, разучивание загадок, пословиц о ветре;
6.Проведение опытов и экспериментов:
7.Художественно – продуктивная деятельность (рисование
методом раздувания пятен);
8.Чтение художественной литературы
8.3.Заключительный: выводы, анализ результатов работы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка «Детский сад №193»
(МБДОУ ЦРР «Детский сад№193»)
Конспект
ООД в средней группе №11
«Знакомство с воздухом»
Подготовила:
воспитатель гр.№11
Калинина Е.Н.
г. Барнаул-2020
Задачи:
Образовательные:
— учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
— подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
— дать представление о том, воздух обладает свойствами (невидим, прозрачный, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
— способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
— способствовать формированию у детей познавательного интереса;
— обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
Развивающие:
— развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
— память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
— воспитывать интерес любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята.
Для начала встанем в круг,
Сколько здесь друзей вокруг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ребята, посмотрите. У нас на стене висит карта.
Ребята, посмотрите на карту. Как вы думаете, что это такое?
Чего здесь больше: воды или суши?
Кроме 4 – ёх океанов на Земле есть ещё один океан, самый большой из всех океанов и все мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби весь день и ночь «купаются» в этом океане.
Догадались, что это за океан? Нет? Тогда я вам подскажу: океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и без воды. 4 водяных океана широко –широко разлились по Земле, а 5 – ый – воздушный - над Землей.
Сегодня мы с вами поговорим об этом воздушном океане.
- Как вы думаете, что нужно человеку для того, чтобы он жил?
- Всё верно вы сказали. Многое нужно человеку: пища, вода.
- Как вы думаете, может ли человек обходиться какое – то время без воды и пищи?
- Подумайте, без чего человек не может прожить даже короткое время?
- Сделайте вдох. Задержите дыхание. Что вы чувствуете?
- Правильно, вам трудно дышать. Человек должен дышать постоянно и равномерно, а для этого ему нужен … (воздух)
- Дети, отгадайте загадку
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем?
Дети: Это воздух.
- Ребята, а вы видите воздух?
- Нет.
- Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух не видит никто, поэтому его называют «невидимкой».
Давным – давно в космосе появилась наша планета 3ЕМЛЯ, и оказалось, что именно здесь может возникнуть жизнь. Потому что на ЗЕМЛЕ есть вода и ВОЗДУХ.
Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом – воздухом. Мы его
не видим, не чувствуем, но он всегда вокруг нас.
А как, вы думаете, что произойдет – если вдруг воздушное покрывало
исчезнет?
- Закипит вода во всех водоемах, а лучи Солнца сожгут все живое.
Без еды человек может прожить 5 недель (а сколько дней в неделе,
вспомним, без воды 5 дней, а без воздуха 5 минут.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).
- Воздух нужен не только людям, птицам, зверям, но и
растениям, рыбам. Без воздуха нет жизни на земле.
- Как вы думаете, можно увидеть воздух?
(воздух нельзя увидеть)
- Почему? (потому что воздух прозрачный).
- А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате.
(дети – стенки аквариума, стекла окон)
- Молодцы.
- Воздух есть везде, только мы его не видим.Все живые существа дышат так, как им удобно. Рыбы дышат… жабрами, червяки под землёй дышат – кожей. Животные и человек дышат легкими.
Воздух есть везде:
В твоем городе, доме,
В лесу, в горах, в пещерах,
Над морями
И… материками
Значит везде можно жить.
- А что произойдет, если я на секундочку открою окно?
- Мы почувствуем, как с улицы к нам в окно залетел холодный воздух.
- Воздух может быть холодным, горячим и сухим, влажным и
соленым.
Холодный – как в Арктике. Горячий и сухой – как в пустыне.
Влажный и соленый – как на море.
Воздух можно почувствовать, увидеть и даже услышать. Как? Очень просто. Для этого в следующий раз мы с вами сделаем несколько опытов.
А сейчас я предлагаю провести конкурс знатаков. Согласны?
Итак, начинаем конкурс знатоков. Напоминаю правила игры: Я буду задавать вопрос, кто знает ответ, должен поднять руку. Во время ответа нельзя перебивать товарища, можно что-то добавить, если ответ был не полным. За каждый правильный ответ участник получает по фишке.
Воспитатель: - Первый вопрос. В какой сказке главная героиня прилетела и улетала с попутным ветром? /"Мери Поппинс, до свидания!" П.Л. Треверса/.
Воспитатель: - Второй вопрос. Какие сказочные герои летали по воздуху? /Змей-Горыныч, Баба Яга, Карлсон, маленькие крылья были у Эльфов, к которым прилетела Дюймовочка, она тоже получила такие крылья и т.д./
Воспитатель: - Третий вопрос - рассказ с ошибкой. Внимательно послушайте и найдете как можно больше неточностей, объясните свою точку зрения. Рассказ известного путешественника барона Мюнхгаузена:
"Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах плыл к далеким таинственным берегам". /Ответы детей/.
Воспитатель: - Четвертый вопрос-рассказ с вопросом.
"Однажды Катя с мамой гуляла по улице и любовалась плывущими облаками. И вдруг Катя закричала: "Мама, мама, смотри, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик. Кто его туда посадил?"
Воспитатель: - Кто действительно посадил туда одуванчик? /Ветер/
Воспитатель: - Как туда он мог попасть?
Воспитатель:- Пятый вопрос. Какие еще растения с летающими семенами вы знаете? /Береза, клен, тополь, ясень, карагач, сосна, ель, липа, камыш/.
Воспитатель: - Шестой вопрос-рассказ с вопросом,
"Однажды туристы собрались в поход. Один из них по имени Петр Иванович любил бабочек. Он наблюдал за ними повсюду. "Скорее бы добраться до вершины! Там, наверное, столько бабочек, стрекоз и жуков, которых я никогда, в жизни не видел!" - думал он. Но чем выше и выше поднимались туристы, бабочек и стрекоз становилось все меньше и меньше. Да и те, которые были, в основном, ползали по земле, а не летали. На самой же вершине и вовсе никто не летал. Удивился Петр Иванович и задумался: "Почему же не живут здесь необыкновенные бабочки и жучки?
/Чем выше поднимаемся в горы, тем сильнее становится ветер. При сильном ветре насекомые не могут летать, ветер их сдувает и уносит/.
Воспитатель: - Седьмой вопрос. Назовите наука, который использует воздух для строительства своего “дома”? /Паук-водолаз; паук-серебрянка/.
Воспитатель: - Восьмой вопрос: Почему растение "перекати-поле" назвали именно так. /Потому что ветер может оторвать от земли это растение, и долго-долго катать по полю, словно колобок/.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами проводили опыт: набрали чистой воды в тарелку и поставили на окно около балкона. В банку тоже набрали чистой воды и поставили ее на участок около забора со стороны дороги. Давайте посмотрим, что же стало с водой за выходные дни? /Она стала грязной/.
Воспитатель: - Почему? /Ответы детей/.
Воспитатель: - Какая вода чище?
Воспитатель: - Верно, у нас в группе воздух сравнительно чище, чем у дороги.
Назовите еще места, где может быть грязный воздух, которым опасно дышать. /Около заводов, рядом с гаражами, рядом со стоянкой автомобилей, у дороги, где проезжает много машин, около свалок мусора, которые обычно горят, на бензозаправке и т.д./
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на картинки и скажите: в каком городе хотели бы вы жить? Почему? Выставляются две картинки: на одной - чистый город: все цветет, растет, зеленая природа и т.д., на другой –грязный город: заводская труба дымит, все заволокло дымом и т.д. /Ответы детей/.
Ребенок: - Давайте будем беречь планету.
Другой такой же на свете нету.
Развеет над нею пожары и дым,
В обиду ее никому не дадим!"
Воспитатель: - Вы маленькие и не можете сделать так, чтобы не дымили заводские трубы, не было огромных свалок, но позаботиться о своем здоровье вы можете. Как? / Не гулять возле дорог, у гаражей, стоянок автомобилей, заводов, свалок, не совершать дальних прогулок в ветреный, пыльный день и т.д./
- Что вы узнали нового?
- Что больше всего запомнилось?
- Что больше всего понравилось?
Опытно – экспериментальная деятельность
Цель: Развивать личность ребенка, психические качества (ощущение, восприятие, память, внимание, речь); мыслительные операции, творческое воображение, познавательные интересы; расширить знания детей об окружающем мире: свойстве воздуха, земли, воды, огня, взаимодействие между ними;
Формирование общеучебных умений и навыков; подготовить ребенка к школьной жизни: воспитание усидчивости, развитие умения слушать, управлять своим поведением, работать в коллективе.
Материал: целлофановый пакет, кубики, пустой стакан, таз для воды, глина, кирпич, губка, бумажные салфетки, стакан с водой, банка стеклянная, спираль для исследования воздуха, стаканчики с водой.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.
Опытно –Экспериментальная деятельность.
Воздух – это удивительно прозрачное облачко вокруг нашей планеты. Если бы его не было, все живое погибло бы. Для того, чтобы убедиться, что воздух везде, мы с вами проделаем ряд опытов.
опыт №1
Для того, чтобы получился ветер нужно взять веер и помахать им.
Как вы думаете, что мы почувствуем?
Давайте проверим?
Что вы чувствуете? (ветерок)
Это воздух движется.
Мы его видим? (нет)
Значит воздух какой?
(невидимый, прозрачный)
— Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (Воздух струёй выходит из носа, чувствуется ветерок.)
А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы слышите? (Звук.) Что можно теперь сказать про воздух? (Его можно почувствовать и услышать.)
Опыт № 2:
Воспитатель раздает детям разные бутылочки, предлагает приставить их к нижней губе и подуть в горлышко. Затем подуть в свисток, в дудочку.
— Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.) А как в природе мы слышим воздух? (Слышим, как воздух шелестит листвой и т.п.) А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «р», «к», «с», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.
Чтобы убедиться, что воздух прозрачный мы проделаем с вами опыт.
Опыт № 3
Попробуйте вдохнуть воздух ртом.
Какой он на вкус? (без вкуса)
Какого он запаха? (воздух без запаха)
Вывод: Воздух - бесцветный, прозрачный. У него нет запаха. При дыхании мы поглащаем кислород, выдыхаем углекислый
Опыт № 4 «Есть ли воздух в пакете?»
Показываю детям пакет наполненный кубиками.
Есть ли что – нибудь в пакете? (в пакете кубики)
Как вы догадались? (увидели)
Освобождаю пакет от кубиков, аккуратно сверху скручиваю его. В нижней части он обретает выпуклость и упругость.- Почему пакет выпуклый? Что есть в нем? (ответы – воздух)
Вывод: В пакете есть воздух.
Опыт №5.
У меня в руках что? (резиновая перчатка)
Что произойдет если я зажму её? Давайте проверим.
Зажимаю резиновую перчатку. Пальцы наполняются воздухом.
Как вы думаете, а в воде есть воздух?
Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами проделаем следующий опыт.
Опыт №6.
Опустите один конец трубочки в стаканчик, другой возьмите в рот и тихонько подуйте. Что вы видите?
Что это? (воздух)
Опыт № 7 «Есть ли воздух в кирпиче, глине, губке, стекле?»
(дети опускают по очереди в разные стаканы с водой: кирпич, губку, глину, стекло)
Почему появились пузырьки:
(ответы – потому что в глине, губке, кирпиче, стекле есть воздух)
Мы с вами убедились на опытах, что воздух есть везде.
Дети, а знаете ли вы о свойствах воздуха?
Сейчас мы продолжим свои опыты и узнаем о некоторых свойствах воздуха.
Дети, давайте с вами проведем еще один опыт.
Опыт № 8 «Теплый воздух поднимается вверх»
Оборудование: Плотный бумажный кружок разрезанный змейкой. Укрепить змейку на конце согнутой проволоки и поднять над огнем свечи.
Почему змейка вращается? (ответы – потому что теплый воздух от свечи поднимается вверх, змейка вращается)
Поднесем змейку к форточки. Что происходит? (ответ – холодный воздух опускается вниз и змейка не вращается)
Вывод: Теплый воздух движется вверх, а холодный – вниз. Теплый воздух весит меньше, чем холодный. Поэтому он поднимается вверх.
Итог: Дети, о чем мы с вами говорили? (ответы детей)
Верно.
Мы убедились, проделав опыты, что воздух невидимый, прозрачный, без вкуса и запаха. Воздух есть везде. Без воздуха не было бы жизни на нашей Земле.