Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "Воздух - невидимка"

4. Цель Формировать у детей знания о свойствах воздуха его свойствах и значении воздуха для всего живого развивать познавательные способности детей. 5. Задачи 1. Активизировать творческое мышление детей. 2. Познакомить детей со свойствами воздуха посредствам организации опытно-экспериментальной деятельности. 3. Расширить представление детей о значении воздуха в жизни человека и всех живых организмов. 4. Развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы. 5. Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха. 6. Обогатить словарный запас детей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка «Детский сад №193»

(МБДОУ ЦРР «Детский сад №193»)

Проект

«Воздух - невидимка»

Разработала:

Воспитатель гр.№11

Калинина Е. Н.

г. Барнаул-2020

Проект «Воздух – невидимка».

Участники проекта: дети старшей группы №11, воспитатель;

Продолжительность проекта: кратко – срочный;

Сроки проекта: 23.11.2020 -07.12.2020;

Для воспитания сознательного отношения к природе дошкольникам мало одного эмоционального восприятия, им также необходимы знания о природе, о роли человека в ней.

Процесс воспитания начал экологической культуры должен быть интересным, насыщенным, эстетически развивающим, максимально приближенным к объектам живой и неживой природы, что позволить воспитать социально-активных, творческих личностей, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Однажды, беседуя с детьми о воздухе, я спросила: какими свойствами он обладает? Ответы были разными, но все знания сводились к одному: воздух невидимый, не имеет запаха. Конечно, трудно рассуждать о его свойствах, не имея наглядного примера. У детей недостаточно знаний о воздухе бы расширить знания детей о воздухе. Поэтому я решила провести несколько опытов и экспериментов, чтобы научить самостоятельно делать выводы, сформировать начальные предпосылки проектной деятельности.

воздуха.

6.1 Методическое:

1.«Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.

2.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.

3.Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.

4.Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.

5.Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.

6.Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.

7.«Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.

8.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.

6.2Материально – техническое: презентация «Воздух - невидимка»; иллюстрации загрязнения окружающей среды, использование музыкального сопровождения, прослушивание музыкальных произведений из цикла «звуки природы».

6.3Дидактическое: Дидактические игры: «Хорошо - плохо»; Подвижная игра «Ветряная мельница», «Поймай, какой скажу» «Ветерок-волшебник и его братья», «Самолетики», пальчиковые игры, дыхательные игры и упражнения.

8.1.Подготовительный:

1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о свойствах воздуха);

2. Составление плана работы над проектом: постановка целей, задач,

создание условий для реализации проекта.

3. Сбор фотоматериала на тему «воздух», иллюстраций с

изображением органов дыхания;

4. Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой

теме.

5. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

6. Подбор опытов, экспериментов для ознакомления со свойствами

воздуха.

«ветер».

8.2.Основной:

1.Беседа «Органы дыхания»

2.Беседа ««Что такое воздух», «Значение воздуха для жизни и

роста живых организмов»

3.Слушание музыкальных произведений из цикла «Звуки природы»

4.Наблюдение за ветром на прогулке, определение его силы и

направления с помощью компаса, ленточек и флажков.

5.Проведение дидактических игр, дыхательных упражнений,

подвижных игр, разучивание загадок, пословиц о ветре;

6.Проведение опытов и экспериментов:

7.Художественно – продуктивная деятельность (рисование

методом раздувания пятен);

8.Чтение художественной литературы

8.3.Заключительный: выводы, анализ результатов работы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка «Детский сад №193»

(МБДОУ ЦРР «Детский сад№193»)

Конспект

ООД в средней группе №11

«Знакомство с воздухом»

Подготовила:

воспитатель гр.№11

Калинина Е.Н.

г. Барнаул-2020


Задачи:

Образовательные:

— учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

— подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

— дать представление о том, воздух обладает свойствами (невидим, прозрачный, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

— способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

— способствовать формированию у детей познавательного интереса;

— обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Развивающие:

— развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

— память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

— воспитывать интерес любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята.

Для начала встанем в круг,

Сколько здесь друзей вокруг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, посмотрите. У нас на стене висит карта.

Ребята, посмотрите на карту. Как вы думаете, что это такое?

Чего здесь больше: воды или суши?

Кроме 4 – ёх океанов на Земле есть ещё один океан, самый большой из всех океанов и все мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби весь день и ночь «купаются» в этом океане.

Догадались, что это за океан? Нет? Тогда я вам подскажу: океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и без воды. 4 водяных океана широко –широко разлились по Земле, а 5 – ый – воздушный - над Землей.

Сегодня мы с вами поговорим об этом воздушном океане.

- Как вы думаете, что нужно человеку для того, чтобы он жил?

- Всё верно вы сказали. Многое нужно человеку: пища, вода.

- Как вы думаете, может ли человек обходиться какое – то время без воды и пищи?

- Подумайте, без чего человек не может прожить даже короткое время?

- Сделайте вдох. Задержите дыхание. Что вы чувствуете?

- Правильно, вам трудно дышать. Человек должен дышать постоянно и равномерно, а для этого ему нужен … (воздух)

- Дети, отгадайте загадку

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем?

Дети: Это воздух.

- Ребята, а вы видите воздух?

- Нет.

- Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух не видит никто, поэтому его называют «невидимкой».

Давным – давно в космосе появилась наша планета 3ЕМЛЯ, и оказалось, что именно здесь может возникнуть жизнь. Потому что на ЗЕМЛЕ есть вода и ВОЗДУХ.

Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом – воздухом. Мы его

не видим, не чувствуем, но он всегда вокруг нас.

А как, вы думаете, что произойдет – если вдруг воздушное покрывало

исчезнет?

- Закипит вода во всех водоемах, а лучи Солнца сожгут все живое.

Без еды человек может прожить 5 недель (а сколько дней в неделе,

вспомним, без воды 5 дней, а без воздуха 5 минут.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

- Воздух нужен не только людям, птицам, зверям, но и

растениям, рыбам. Без воздуха нет жизни на земле.

- Как вы думаете, можно увидеть воздух?

(воздух нельзя увидеть)

- Почему? (потому что воздух прозрачный).

- А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате.

(дети – стенки аквариума, стекла окон)

- Молодцы.

- Воздух есть везде, только мы его не видим.Все живые существа дышат так, как им удобно. Рыбы дышат… жабрами, червяки под землёй дышат – кожей. Животные и человек дышат легкими.

Воздух есть везде:

В твоем городе, доме,

В лесу, в горах, в пещерах,

Над морями

И… материками

Значит везде можно жить.

- А что произойдет, если я на секундочку открою окно?

- Мы почувствуем, как с улицы к нам в окно залетел холодный воздух.

- Воздух может быть холодным, горячим и сухим, влажным и

соленым.

Холодный – как в Арктике. Горячий и сухой – как в пустыне.

Влажный и соленый – как на море.

Воздух можно почувствовать, увидеть и даже услышать. Как? Очень просто. Для этого в следующий раз мы с вами сделаем несколько опытов.

А сейчас я предлагаю провести конкурс знатаков. Согласны?

Итак, начинаем конкурс знатоков. Напоминаю правила игры: Я буду задавать вопрос, кто знает ответ, должен поднять руку. Во время ответа нельзя перебивать товарища, можно что-то добавить, если ответ был не полным. За каждый правильный ответ участник получает по фишке.

Воспитатель: - Первый вопрос. В какой сказке главная героиня прилетела и улетала с попутным ветром? /"Мери Поппинс, до свидания!" П.Л. Треверса/.

Воспитатель: - Второй вопрос. Какие сказочные герои летали по воздуху? /Змей-Горыныч, Баба Яга, Карлсон, маленькие крылья были у Эльфов, к которым прилетела Дюймовочка, она тоже получила такие крылья и т.д./

Воспитатель: - Третий вопрос - рассказ с ошибкой. Внимательно послушайте и найдете как можно больше неточностей, объясните свою точку зрения. Рассказ известного путешественника барона Мюнхгаузена:

"Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах плыл к далеким таинственным берегам". /Ответы детей/.

Воспитатель: - Четвертый вопрос-рассказ с вопросом.

"Однажды Катя с мамой гуляла по улице и любовалась плывущими облаками. И вдруг Катя закричала: "Мама, мама, смотри, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик. Кто его туда посадил?"

Воспитатель: - Кто действительно посадил туда одуванчик? /Ветер/

Воспитатель: - Как туда он мог попасть?

Воспитатель:- Пятый вопрос. Какие еще растения с летающими семенами вы знаете? /Береза, клен, тополь, ясень, карагач, сосна, ель, липа, камыш/.

Воспитатель: - Шестой вопрос-рассказ с вопросом,

"Однажды туристы собрались в поход. Один из них по имени Петр Иванович любил бабочек. Он наблюдал за ними повсюду. "Скорее бы добраться до вершины! Там, наверное, столько бабочек, стрекоз и жуков, которых я никогда, в жизни не видел!" - думал он. Но чем выше и выше поднимались туристы, бабочек и стрекоз становилось все меньше и меньше. Да и те, которые были, в основном, ползали по земле, а не летали. На самой же вершине и вовсе никто не летал. Удивился Петр Иванович и задумался: "Почему же не живут здесь необыкновенные бабочки и жучки?

/Чем выше поднимаемся в горы, тем сильнее становится ветер. При сильном ветре насекомые не могут летать, ветер их сдувает и уносит/.

Воспитатель: - Седьмой вопрос. Назовите наука, который использует воздух для строительства своего “дома”? /Паук-водолаз; паук-серебрянка/.

Воспитатель: - Восьмой вопрос: Почему растение "перекати-поле" назвали именно так. /Потому что ветер может оторвать от земли это растение, и долго-долго катать по полю, словно колобок/.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами проводили опыт: набрали чистой воды в тарелку и поставили на окно около балкона. В банку тоже набрали чистой воды и поставили ее на участок около забора со стороны дороги. Давайте посмотрим, что же стало с водой за выходные дни? /Она стала грязной/.

Воспитатель: - Почему? /Ответы детей/.

Воспитатель: - Какая вода чище?

Воспитатель: - Верно, у нас в группе воздух сравнительно чище, чем у дороги.

Назовите еще места, где может быть грязный воздух, которым опасно дышать. /Около заводов, рядом с гаражами, рядом со стоянкой автомобилей, у дороги, где проезжает много машин, около свалок мусора, которые обычно горят, на бензозаправке и т.д./

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на картинки и скажите: в каком городе хотели бы вы жить? Почему? Выставляются две картинки: на одной - чистый город: все цветет, растет, зеленая природа и т.д., на другой –грязный город: заводская труба дымит, все заволокло дымом и т.д. /Ответы детей/.

Ребенок: - Давайте будем беречь планету.

Другой такой же на свете нету.

Развеет над нею пожары и дым,

В обиду ее никому не дадим!"

Воспитатель: - Вы маленькие и не можете сделать так, чтобы не дымили заводские трубы, не было огромных свалок, но позаботиться о своем здоровье вы можете. Как? / Не гулять возле дорог, у гаражей, стоянок автомобилей, заводов, свалок, не совершать дальних прогулок в ветреный, пыльный день и т.д./

- Что вы узнали нового?

- Что больше всего запомнилось?

- Что больше всего понравилось?

Опытно – экспериментальная деятельность

Цель: Развивать личность ребенка, психические качества (ощущение, восприятие, память, внимание, речь); мыслительные операции, творческое воображение, познавательные интересы; расширить знания детей об окружающем мире: свойстве воздуха, земли, воды, огня, взаимодействие между ними;

Формирование общеучебных умений и навыков; подготовить ребенка к школьной жизни: воспитание усидчивости, развитие умения слушать, управлять своим поведением, работать в коллективе.

Материал: целлофановый пакет, кубики, пустой стакан, таз для воды, глина, кирпич, губка, бумажные салфетки, стакан с водой, банка стеклянная, спираль для исследования воздуха, стаканчики с водой.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.

Опытно –Экспериментальная деятельность.

Воздух – это удивительно прозрачное облачко вокруг нашей планеты. Если бы его не было, все живое погибло бы. Для того, чтобы убедиться, что воздух везде, мы с вами проделаем ряд опытов.

опыт №1

Для того, чтобы получился ветер нужно взять веер и помахать им.

Как вы думаете, что мы почувствуем?

Давайте проверим?

Что вы чувствуете? (ветерок)

Это воздух движется.

Мы его видим? (нет)

Значит воздух какой?

(невидимый, прозрачный)

— Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (Воздух струёй выходит из носа, чувствуется ветерок.)

А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы слышите? (Звук.) Что можно теперь сказать про воздух? (Его можно почувствовать и услышать.)

Опыт № 2:

Воспитатель раздает детям разные бутылочки, предлагает приставить их к нижней губе и подуть в горлышко. Затем подуть в свисток, в дудочку.

— Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.) А как в природе мы слышим воздух? (Слышим, как воздух шелестит листвой и т.п.) А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «р», «к», «с», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

Чтобы убедиться, что воздух прозрачный мы проделаем с вами опыт.

Опыт № 3

Попробуйте вдохнуть воздух ртом.

Какой он на вкус? (без вкуса)

Какого он запаха? (воздух без запаха)

Вывод: Воздух - бесцветный, прозрачный. У него нет запаха. При дыхании мы поглащаем кислород, выдыхаем углекислый

Опыт № 4 «Есть ли воздух в пакете?»

Показываю детям пакет наполненный кубиками.

Есть ли что – нибудь в пакете? (в пакете кубики)

Как вы догадались? (увидели)

Освобождаю пакет от кубиков, аккуратно сверху скручиваю его. В нижней части он обретает выпуклость и упругость.- Почему пакет выпуклый? Что есть в нем? (ответы – воздух)

Вывод: В пакете есть воздух.

Опыт №5.

У меня в руках что? (резиновая перчатка)

Что произойдет если я зажму её? Давайте проверим.

Зажимаю резиновую перчатку. Пальцы наполняются воздухом.

Как вы думаете, а в воде есть воздух?

Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами проделаем следующий опыт.

Опыт №6.

Опустите один конец трубочки в стаканчик, другой возьмите в рот и тихонько подуйте. Что вы видите?

Что это? (воздух)

Опыт № 7 «Есть ли воздух в кирпиче, глине, губке, стекле?»

(дети опускают по очереди в разные стаканы с водой: кирпич, губку, глину, стекло)

Почему появились пузырьки:

(ответы – потому что в глине, губке, кирпиче, стекле есть воздух)

Мы с вами убедились на опытах, что воздух есть везде.

Дети, а знаете ли вы о свойствах воздуха?

Сейчас мы продолжим свои опыты и узнаем о некоторых свойствах воздуха.

Дети, давайте с вами проведем еще один опыт.

Опыт № 8 «Теплый воздух поднимается вверх»

Оборудование: Плотный бумажный кружок разрезанный змейкой. Укрепить змейку на конце согнутой проволоки и поднять над огнем свечи.

Почему змейка вращается? (ответы – потому что теплый воздух от свечи поднимается вверх, змейка вращается)

Поднесем змейку к форточки. Что происходит? (ответ – холодный воздух опускается вниз и змейка не вращается)

Вывод: Теплый воздух движется вверх, а холодный – вниз. Теплый воздух весит меньше, чем холодный. Поэтому он поднимается вверх.

Итог: Дети, о чем мы с вами говорили? (ответы детей)

Верно.

Мы убедились, проделав опыты, что воздух невидимый, прозрачный, без вкуса и запаха. Воздух есть везде. Без воздуха не было бы жизни на нашей Земле.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области