Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть воспитательного процесса »

«Внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть воспитательного процесса » План 1. Нормативно-правовое и методическое обеспечение внеурочной деятельности. 2. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях ФГОС. 3. Направления, виды и формы организации внеурочной деятельности по ФГОС.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть воспитательного процесса »

План

1. Нормативно-правовое и методическое обеспечение внеурочной деятельности.

2. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях ФГОС.

3. Направления, виды и формы организации внеурочной деятельности по ФГОС.

Современные процессы, происходящие в жизни общества, определили новые подходы к содержанию образования и его составных частей – обучения и воспитания. Основная образовательная программа на любой ступени основного образования реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) впервые в истории отечественной системы образования определили воспитательный компонент равноправным участником образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала образовательной организации, призванной обеспечить готовность обучающихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.

Одной из целей обучения по ФГОС выступает создание такой среды, которая инструментально обеспечит включение каждого обучающегося в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Формирование у обучающихся умения учиться, способностей к самоизменению и саморазвитию наиболее эффективно способствует их становлению, освоению научной картины мира, успешному вхождению в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределению и самореализации личности.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада жизни образовательной организации, включающего воспитательную, учебную и внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанную на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемых в совместной социально-педагогической деятельности. Важным условием развития всего перечисленного является создание среды, стимулирующей активные формы познания, а достичь этого помогает эффективно организованная система внеурочной деятельности.

1. Нормативно-правовое и методическое обеспечение внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность – это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации обучающихся определенной возрастной группы, формированию у них потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участии в содержательном досуге.

Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации обучающимися своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Основные задачи внеурочной деятельности:

1) создание условий для развития личности;

2) развитие мотивации к познанию и творчеству;

3) обеспечение эмоционального благополучия обучающихся;

4) приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, достижениям мировой культуры, национальным ценностям и традициям (включая региональные социально- культурные особенности);

5) профилактика асоциального поведения;

6) создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации обучающихся, их интеграции в систему отечественной и мировой культуры;

7) обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности;

8) укрепление психического и физического здоровья обучающихся;

9) развитие взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями) обучающихся.

В условиях реализации ФГОС содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы:

ФГОС на всех ступенях образования уделяет достаточное внимание планированию и организации внеурочной деятельности. Основные тезисы внеурочной деятельности в условиях ФГОС гласят:

1. Программы курсов внеурочной деятельности включаются в содержательный раздел основной образовательной программы и ориентируются на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

2. План внеурочной деятельности является основным организационным механизмом реализации основной образовательной программы общего образования наряду с учебным планом.

3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

4. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность.

5. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

6. Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу, должно обеспечить необходимые для образовательной деятельности обучающихся (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также одаренных детей) полные комплекты технического оснащения и оборудования, включая расходные материалы, обеспечивающие изучение учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности в соответствии с учебными планами и планами внеурочной деятельности.

7. Календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года.

8. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

Существенную помощь в планировании и организации внеурочной деятельности могут оказать не только документы нормативного правового характера, но и труды некоторых авторов:

2. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях ФГОС.

Урочной деятельностью называют занятия, которые проводятся педагогами в рамках специально отведенного времени и включены в расписание образовательной организации. В качестве структурной единицы выступает урок, который всегда считался основной формой учебно-воспитательной работы, проводимой в школе.

Урок – это элемент учебного процесса с группой обучающихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. Требования к уроку определяются социальным заказом, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса. За счет правильно проведенных урочных занятий существует возможность обеспечить четкое планирование и последующую организацию учебно-воспитательной работы.

К особенностям классно-урочной системы можно отнести:

Урочной деятельностью обеспечивается систематический контроль процесса, а также результатов, которые получаются в результате учебно-познавательной деятельности каждого из обучающихся. Достоинства классно-урочной системы: строгая организационная структура, экономичность, коллективный характер деятельности, возможности взаимообучения, воспитательные воздействия.

В урочной деятельности существуют свои минусы. Главным недостатком является ограничения для ведения творческой деятельности, а также невозможность создания условий, необходимых для самостоятельной деятельности педагогов, не говоря уже об обучающихся. Урочная деятельность не учитывает личностные особенности и не способствует адаптации участников образовательного процесса и развитию дружеских и/или партнерских взаимоотношений, т.к. рассчитана на среднего ученика.

В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность» рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.

В отличии от урочной деятельности внеурочная, имея те же цели, направлена на построение пространства для саморазвития, способствует индивидуализации, а также выращиванию свободной и самобытной личности, которая будет независимой и сможет декларировать собственное мнение. Важно, что внеурочная деятельность не является аналогом программ дополнительного образования. Организация внеурочной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:

1) соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

2) опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности образовательной организации;

3) опора на ценности воспитательной системы образовательной организации;

4) свободный выбор на основе личных интересов и склонностей обучающихся;

5) учет потребностей обучающихся и их родителей;

6) преемственность выбранного обучающимся направления на всех этапах образования;

7) разнообразие направлений и форм внеурочной деятельности, предполагающий реализацию всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандарте;

8) учет региональных разработок для организации внеурочной деятельности;

9) взаимодействие с региональными (муниципальными) учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;

10) оптимальное использование учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности;

11) учет возможностей учебно-методического комплекта, используемого в образовательном процессе.

К специфике внеурочной деятельности следует отнести:

Связь урочной и внеурочной деятельности на разных уровнях школьного образования отражена в Приложении 1.

3. Направления, виды и формы организации внеурочной деятельности по ФГОС.

ФГОС начального общего образования и среднего общего образования устанавливают, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

Формами внеурочной деятельности выступают художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

ФГОС среднего общего образования содержит те же пять направлений внеурочной деятельности, что и предыдущие ступени, однако формы внеурочной деятельности в старшей школе включают уже художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческую работу, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения.

Что касается форм реализуемых видов внеурочной деятельности, то единые методические рекомендации по их выбору отсутствуют, поэтому педагогическое сообщество самостоятельно определяет приоритетные формы взаимодействия с обучающимися в соответствии с региональными особенностями, материальными, кадровыми и техническими ресурсами, запросами обучающихся и их родителей.

Таким образом, под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная, в первую очередь, на достижение учащимися личностных и метапредметных результатов общего образования. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

«Особенности организации внеурочной деятельности

в соответствии с ФГОС»

На сегодняшний день внеурочная деятельность в российских образовательных организациях РФ представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС).

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования образовательной организации определяется ее основной образовательной программой (далее – ООП), разрабатываемой в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

ООП разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией самостоятельно. Согласно ФГОС ООП реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

1. Принципы и особенности организации внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность может быть организована как в общеобразовательной организации, так и за ее пределами. Однако, независимо от территориального фактора, необходимо соблюдать закономерности, делающие внеурочную деятельность эффективной (таблица 1).

Таблица 1

Принципы организации внеурочной деятельности Название принципа

Содержание принципа

Принцип гуманистической направленности

В максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности обучающихся

Принцип вариативности

Культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для обучающихся реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов

Принцип креативности

Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности обучающихся, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством

Принцип успешности и социальной значимости

Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у обучающихся потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения образовательной организации

Образовательная организация может дополнить данный перечень принципов следующими: научной организации, добровольности и заинтересованности обучающихся, системности во взаимодействии общего и дополнительного образования, целостности, непрерывности и преемственности процесса образования, личностно-деятельностного подхода, культуросообразности, творчества, минимакса и др.

Важным требованием к внеурочной деятельности является учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей участников этой деятельности. Реализация данного принципа предполагает, прежде всего, отбор содержания деятельности в соответствии с возрастом, силами и возможностями обучающихся.

Разнообразные формы внеурочной деятельности, в которых реализованы вышеперечисленные принципы, будут положительно влиять на развитие личности обучающихся и способствовать достижению целей ФГОС.

План внеурочной деятельности, как и учебный план, является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности.

Планирование внеурочной деятельности позволяет достичь высоких результатов как в образовательном процессе, так и в воспитании обучающихся, поскольку систематизирует работу специалистов образовательной организации, принимающих участие в организации внеурочной деятельности (заместитель директора по дополнительному образованию (по учебно-воспитательной работе), педагог дополнительного образования, классный воспитатель, вожатые и воспитатели групп продленного дня, педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-предметник, школьный библиотекарь), исключает вероятность стихийности, позволяет максимально объединить интересы социума, школьного сообщества и конкретной личности.

На основании общего плана внеурочной деятельности образовательной организации руководители внеурочных объединений составляют свои планы внеурочной деятельности.

Структуры плана должна содержать виды и формы внеурочной деятельности по всем направлениям развития личности: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному.

Кроме того, в плане необходимо учесть мероприятия по вопросам организации внеурочной деятельности со всеми субъектами образовательного процесса: как с сообществом обучающихся, так и со специалистами образовательного учреждения, родительским сообществом, микросоциумом.

Рекомендуется также включить в план меры по организации сетевого взаимодействия образовательной организации с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, спорта и общественными организациями. Как правило, образовательная организация и специализированное учреждение разрабатывают совместную программу деятельности, которая определяет содержание дополнительного образования в данном учебном заведении.

Разнообразные формы внеурочной деятельности, в которых реализованы вышеперечисленные принципы, будут положительно влиять на развитие личности обучающихся и способствовать достижению целей ФГОС.

План внеурочной деятельности, как и учебный план, является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности.

Планирование внеурочной деятельности позволяет достичь высоких результатов как в образовательном процессе, так и в воспитании обучающихся, поскольку систематизирует работу специалистов образовательной организации, принимающих участие в организации внеурочной деятельности (заместитель директора по дополнительному образованию (по учебно-воспитательной работе), педагог дополнительного образования, классный воспитатель, вожатые и воспитатели групп продленного дня, педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-предметник, школьный библиотекарь), исключает вероятность стихийности, позволяет максимально объединить интересы социума, школьного сообщества и конкретной личности.

На основании общего плана внеурочной деятельности образовательной организации руководители внеурочных объединений составляют свои планы внеурочной деятельности.

Структуры плана должна содержать виды и формы внеурочной деятельности по всем направлениям развития личности: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному.

Кроме того, в плане необходимо учесть мероприятия по вопросам организации внеурочной деятельности со всеми субъектами образовательного процесса: как с сообществом обучающихся, так и со специалистами образовательного учреждения, родительским сообществом, микросоциумом.

Рекомендуется также включить в план меры по организации сетевого взаимодействия образовательной организации с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, спорта и общественными организациями. Как правило, образовательная организация и специализированное учреждение разрабатывают совместную программу деятельности, которая определяет содержание дополнительного образования в данном учебном заведении.

Формы сотрудничества могут быть следующими:

После того, как определяются направления работы, ее виды и формы, указываются ответственные за мероприятия, продумываются и согласовываются сроки, план оформляется таблично и графически. После его презентации педагогическому сообществу, специалисты образовательного учреждения, охваченные внеурочной деятельностью, готовят свои годовые планы в соответствии с общим.

Важным аспектом является организация информирования обучающихся и их родителей (законных представителей). План внеурочной деятельности обязательно должен быть размещен на сайте образовательной организации, а также на информационных стендах. Действенным будет также распространение информационных буклетов на классных часах и родительских собраниях.

Оптимально, чтобы план внеурочной деятельности был согласован с планом муниципальных и региональных мероприятий с целью координации сроков и места их проведения, своевременного включения в него школьных этапов муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов, олимпиад и пр.

Для организации внеурочной деятельности рекомендуется пройти следующие этапы:

1. Постановка цели и задач, определение принципов внеурочной деятельности, организация семинаров для коллектива образовательной организации по ознакомлению со спецификой внеурочной деятельности.

2. Заключение договоров между образовательной организацией и ее социальными партнерами по взаимодействию.

Посредником, координатором и активным участником взаимодействия со школой должно стать учреждение дополнительного образования. Роль этого учреждения заключается в помощи администрации, классным руководителям и обучающимся по выстраиванию индивидуальной образовательной программы обучающихся в процессе организации внеурочной деятельности.

3. Определение должностных обязанностей педагогов-психологов и педагогов дополнительного образования в условиях внеурочной деятельности.

Образовательное учреждение по своему усмотрению решает проблему кадрового обеспечения данной деятельности, привлечения учителя начальной школы, классного руководителя, педагогов-предметников, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, специалистов учреждений дополнительного образования и др., формируя нормативную базу.

Могут быть предложены различные модели организации внеурочной деятельности:

Наиболее продуктивной представляется схема ведения внеурочной деятельности совместно педагогами образовательной организации и привлеченными специалистами учреждений дополнительного образования.

4. Составление программы внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности является примером интеграции образовательного потенциала и ресурсов разных типов учреждений образования, культуры и т.д. Программа направлена на формирование особого образовательного пространства, отвечающего требованиям ФГОС. Реализация программы позволяет решать задачу воспитания социально активной и функционально грамотной личности.

Моделировать внеурочную деятельность рекомендуется на основе конкретных компонентов, отраженных в Приложении 1.

2. Реализация внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Организационными механизмами реализации ООП являются Учебный план и План внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности и включается в организационный раздел ООП. Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП определяет образовательная организация.

Письмо Министерства просвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности» регулирует вопросы, связанные с этим направлением образовательного процесса.

Согласно ФГОС объем внеурочной деятельности составляет:

Согласно «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (далее – СанПин 2.4.2.2821-10) максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10.

Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.

Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом образовательного учреждения.

Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 количество обучающихся в группе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося не менее 2,5 кв. метра и не менее 3,5 кв. метра на 1 обучающегося при организации групповых форм. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы с меньшей наполняемостью.

Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности обучающихся, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена одна из следующих моделей (Приложение 2).

Реализация внеурочной деятельности в образовательной организации в рамках ФГОС осуществляется через:

1. Учебный план образовательной организации (часть, формируемая участниками образовательного процесса – секции, школьные научные общества, научные исследования и т.д.);

2. Дополнительное образование образовательной организации (организация кружков, спортивно-оздоровительных секций, поисковых и научных исследований и т.д.);

3. Дополнительное образование учреждений культуры и учреждений дополнительного образования детей (организация деятельности как на базе общеобразовательных организаций, так и на базе самих учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры);

4. Группы продленного дня (деятельность воспитателей, например, в рамках «школы полного дня»);

5. Классное руководство (деятельность классных руководителей – экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

6. Иных педагогических работников (должностные обязанности педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого);

7. Инновационная (экспериментальная) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Таким образом, для успешной реализации ФГОС, в том числе и внеурочной деятельности, необходимо выполнение ряда условий: организационное и нормативное обеспечение, финансово-экономические условия, информационное и научно-методическое обеспечение, кадровые ресурсы и материально-техническая база.

3. Анализ внеурочной деятельности и классификация результатов.

Для систематического совершенствования организации и осуществления внеурочной деятельности рекомендуется проводить мониторинг, позволяющий выявить уровень востребованности данного направления педагогической работы, отношение обучающихся и их родителей (законных представителей) к предложенным вариантам деятельности, определить особенности актуального социального заказа.

При проведении мониторинга внеурочной деятельности необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности, а также разбираться в специфике воспитательных результата и эффекта (таблица 2).

Таблица 2

Понятийный аппарат мониторинга внеурочной деятельности Понятие

Определение

Результат

то, что стало непосредственным итогом участия обучающегося в деятельности (например, он приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия)

Эффект

последствие результата; то, к чему привело достижение результата

Воспитательный результат

непосредственное духовно-нравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности

Воспитательный эффект

влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося (последствие результата)

Результатом мониторинга станет анализ внеурочной деятельности – базовый отчетный документ, который может быть составлен в описательной форме с включением рисунков, графиков, диаграмм и таблиц.

В структуру данного документа рекомендуется включить следующие подразделы:

1. Перечень регулярных занятий (кружков, секций) и интенсивов (походов, выездных экскурсий), проведенных в течение года.

2. Сравнение показателей вовлеченности обучающихся во внеучебную работу за прошедший и нынешний учебные годы. Анализ результатов.

3. Данные опроса обучающихся и родителей, на основе которых можно выявить наиболее востребованные формы и виды дополнительного образования.

4. Результаты комплекса внеурочной деятельности (данные оценивания, список достижений обучающихся).

5. Разработки маршрутных листов по совершенствованию внеурочного образовательного комплекса.

Показателями для проведения мониторинга и анализа внеурочной деятельности образовательной организации могут выступать:

1) доля занятости обучающихся внеурочной деятельностью;

2) соответствие условий и расписания занятий внеурочной деятельности требованиям ФГОС и санитарным нормам;

3) степень удовлетворенности обучающихся и родителей (законных представителей) качеством внеурочной деятельности;

4) охват программами пяти направлений внеурочной деятельности на всех ступенях образования;

5) разнообразие форм проведения занятий;

6) оснащение внеурочной деятельности необходимыми методическими, техническими и другими ресурсами;

7) результаты участия обучающихся в олимпиадном движении и конкурсах;

8) места реализации внеурочной деятельности (внутренние, внешние) и др.

Мониторинг позволяет определить, на каком уровне находятся полученные при реализации внеурочной деятельности результаты (таблица 3).

Уровни образовательных и воспитательных результатов внеурочной деятельности Уровень

Результаты

Первый

Приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй

Формирование позитивного отношения обучающегося к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие обучающегося с другими на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий

Получение обучающимся опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде.

В процессе анализа необходимо сделать вывод о том, насколько внеурочная деятельность в образовательной организации способствует достижению планируемых результатов, к которым относят:

Критериями эффективности реализации образовательной организацией программы внеурочной деятельности являются следующие показатели воспитания и социализации обучающихся:

1. Динамика (характер изменения) развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательной организации.

3. Динамика (характер изменения) детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Таким образом, требования ФГОС к внеурочной деятельности делают ее полноправным участником основной образовательной программы; направляют содержание внеурочной деятельности на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся, способствуют их воспитанию и достижению результатов образования, т.к. внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.

«Современные образовательные технологии во внеурочной деятельности»

1. Образовательные технологии, используемые во внеурочной деятельности.

Неотъемлемой составляющей образования является воспитание – комплекс мероприятий, направленных на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

К воспитанию как процессу целенаправленного управления духовным развитием личности обучающегося, подготовкой его к самостоятельной жизни, к трудовым отношениям государство предъявляет особые требования. Однако на сегодняшний день наблюдается ряд противоречий в системе современного воспитания, которые вызывают затруднения в реализации целей современного образования:

Разрешение имеющихся противоречий возможно через реализацию технологического подхода в образовательной деятельности современной школы. Особая роль в развитии социально значимых качеств обучающихся, становлении их гражданской позиции, формировании ценностных ориентаций принадлежит современным образовательным педагогическим технологиям, которые можно применить не только во время учебных занятий, но и во внеурочной деятельности.

Педагогическая технология – строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Выбор технологии, используемой в реализации определенного направления внеурочной деятельности, определяется ее руководителем (педагог-предметник, психолог, специалист учреждения дополнительного образования и т.д.)

Во внеурочной деятельности существует ряд образовательных педагогических технологий, способствующих достижению целей Федерального государственного образовательного стандарта, среди которых:

Особое место занимают интерактивные технологии, которые можно применять во внеурочной деятельности, используя активные методы обучения. Это может быть работа в парах, малых группах, мозговой штурм, использование вопросов и др. Затем, после освоения обучающимися этих методов, можно использовать более сложные: обучающийся в роли учителя, каждый учит каждого, обоснование своей позиции, дебаты, кейс-метод и др.

В таблице 1 рассмотрим эффективные интерактивные методы, широко используемые во внеурочной работе.

Таблица 1

Интерактивные методы Метод

Специфика метода

Работа в парах

содействует положительному отношению к обучению, развивает умение приспособиться к работе в группах, подготавливает грунт для широкого и эффективного применения интерактивных технологий

Ротационные (сменные) тройки

содействует активному, основательному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления, усвоения и запоминания

Карусель

применяют для обсуждения любой острой проблемы из диаметрально противоположных позиций, для собирания информации по определенной теме, для проверки объема и глубины имеющихся знаний, для развития умений аргументировать собственную позицию

Ажурная пила

дает возможность работать вместе, изучать большее количество материала за короткое время

Аквариум

применяют, когда обучающиеся уже имеют определенные навыки групповой работы; эффективно для развития общения, усовершенствования умения дискутировать

Незаконченное предложение

часто объединяют с «микрофоном»; дает возможность развивать у обучающихся связную речь, собственные высказывания, сравнивать их с другими, отрабатывать умение говорить коротко, но по сути и убедительно

Микрофон

технология общегруппового обсуждения, которая дает возможность каждому обучающемуся в определенном порядке что-то быстро сказать, высказывая свою мысль

Мозговой штурм

метод решения проблемы, когда все участники размышляют над одной и той же проблемой и «идут на нее в атаку»; технологию применяют, когда нужны несколько вариантов решения проблемы

Броуновское движение

предполагает движение обучающихся по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме

Дерево решений

является вариантом решения конкретной проблемы, помогает обучающимся проанализировать и лучше понять механизм принятия сложных решений

Суд от своего имени

позволяет получить представление об упрощенной процедуре принятия судебного решения и провести ролевую игру – судебный процесс с участием 3-х лиц: судьи, который будет слушать обе стороны и принимать решения, истца и ответчика

Симпозиум

предполагает выступление с заранее подготовленными сообщениями, отражающими их позиции по неоднозначному

Интерактивные методы, используемые во внеурочной деятельности, решают ряд важных задач:

Таким образом, использование современных образовательных технологий во внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся, позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса в школе и формирования у обучающихся личностных компетентностей.

2. Технология дифференцированного подхода по интересам.

Дифференциация предполагает обязательный учет индивидуально-типологических особенностей обучающихся, форму их группирования и различное построение воспитательного процесса в выделенных группах. Другими словами, дифференциация представляет собой различение и разделение, критерием которых выступают интересы обучающихся.

При организации дифференциации по интересам необходимо учитывать степень ее эффективности. Главными целями, результатами и критериями эффективности дифференциации являются:

1) повышение эффективности школьного образования, создание наиболее выгодной и целесообразной системы образования молодого поколения, обеспечивающей каждому максимальное развитие своих возможностей, способностей;

2) демократизация учебно-воспитательного процесса, ликвидация единообразия школы, предоставление обучающимся свободы выбора элементов учебно-воспитательного процесса;

3) создание условий для обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям и оптимальных для разностороннего общего развития – умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового;

4) формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности, максимальное развитие одаренных детей;

5) защита детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи, адаптация и включение в полноценный учебный процесс детей с аномалиями развития и асоциальным поведением.

Выделяют несколько видов дифференциации в учебно-воспитательном процессе: уровневая и по интересам. Для организации внеурочной работы требуется в первую очередь дифференциация по интересам.

Учебный план школы предоставляет обучающемуся довольно широкий комплект образовательных дисциплин, имеющий общекультурное значение и обеспечивающий всестороннее и гармоническое развитие.

Каждый предмет позволяет выявить задатки и способности обучающегося (в виде интереса, склонности), т.е. осуществить одну из социально-педагогических проб личности. Поэтому совершенно естественно предоставить обучающемуся необходимые условия для оптимального развития выявленных задатков и способностей. Это реализуется с помощью различных видов дифференциации по интересам (углубления, уклоны, профили, факультативы, клубная деятельность).

Дифференциация по интересам по своему влиянию на результаты обучения и воспитания не менее значима, чем дифференциация по уровню развития. Однако при ее осуществлении могут возникать разнообразные трудности и отрицательные последствия

Достоинства и недостатки технологии дифференцированного подхода по интересам Достоинства

Недостатки и ограничения

При построении системы дифференциации следует прежде всего выбирать такие ее виды, которые:

3. Современные воспитательные технологии.

Воспитательные технологии – система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение обучающихся к общечеловеческим культурным ценностям.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

1. Диагностирование.

2. Целеполагание.

3. Проектирование.

4. Конструирование.

5. Организационно-деятельностный компонент.

6. Контрольно-управленческий компонент.

Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностической целью определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно-ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Содержанием воспитательных технологий являются:

Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и ее пошаговый анализ.

Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е. Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

1. Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов).

2. Психологический настрой (приветствие, вступительное слово).

3. Содержательная (предметная) деятельность.

4. Завершение.

5. Проекция на будущее.

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили является на сегодня одной из самых актуальных и практико-ориентированных.

Целевыми ориентациями гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили выступают:

Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание становится все более актуальным в наши дни.

Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова. Технология коллективного творческого воспитания – такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Концептуальные идеи, принципы технологии коллективного творческого воспитания И.П. Иванова:

Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского основывается на следующих идеях: в воспитании нет главного и второстепенного; воспитание – это прежде всего человековедение; эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления; принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов; культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы; приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.

Образование – это не только обучение, но и воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. Использование опыта применения педагогических технологий поможет в решении данных задач.

4. Технологии саморазвития личности обучающихся.

Самовоспитание, самосовершенствование – процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

Главной целью технологии самовоспитания личности обучающегося является создание условий для перехода воспитания в самовоспитание, введение личности в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя и снабжение инструментарием самовоспитания.

Содержательной и методической основой технологии самовоспитания личности является дальнейшая гуманизация образования; только на этой основе возможно воспитать личность, стремящуюся к самовоспитанию, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его ценностей.

Демократизация внеурочной деятельности выступает необходимым условием саморазвития личности учащегося. Она воплощается в свободе выбора самостоятельности, удовлетворении интересов и потребностей обучающихся. Для этого в воспитательно-образовательном пространстве организуются широкая дифференциация и индивидуализация, обеспечивается развитие школьного самоуправления, поддержка детских инициатив и других условий для самоутверждения и самореализации личности обучающихся.

Деятельностный подход в воспитании и обучении особо важную роль отводит внеурочной сфере жизнедеятельности ребенка как пространства формирования практических умений и навыков самосовершенствования, где теоретические воспитательные воздействия на личность проверяются в деятельности, выступающей критерием истины.

Ведущий вектор развития личности в технологии самовоспитания направлен на подготовку к жизни, на обеспечение выпускников образовательной организации всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде. Основу технологии самовоспитания личности составляют следующие положения:

1. Все высшие духовные потребности человека – в познании, самоутверждении, самовыражении, самоопределении, самоактуализации – являются стремлениями к самовоспитанию, самосовершенствованию, саморазвитию. Использование этих потребностей для мотивации учения открывает огромные резервы повышения качества школьного образования.

2. Доминанта на самовоспитание и самосовершенствование – установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя – может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.

3. На внутренние мотивы и процессы самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.

В технологии самовоспитания личности субъектность деятельности обучающегося проявляется не только при решении учебных целей, но охватывает разнообразную внеурочную деятельность, поведение в жизненных ситуациях и, что важнее всего, планирование жизненных целей.

Наряду с познавательными мотивами в педагогическом процессе широко используются, стимулируются, «раскручиваются» внутренние социальные, нравственные и эстетические мотивы самосовершенствования личности. Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности.

Таким образом, внеучебная деятельность обеспечивает прежде всего индивидуальную траекторию воспитания и социализации ребенка, который самостоятельно определяется с видами деятельности для занятий во внеурочное время.

Итоговая аттестация (тестирование) по курсу повышения квалификации:

«Организация внеурочной деятельности в контексте ФГОС»

1. В каком документе закреплено одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации – право на образование?

1) Конституция Российской Федерации;

2) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

3) Приоритетный национальный проект «Образование».

2. Что включается в принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования?

1) Признание приоритетности образования;

2) Недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) Создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

4) Светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

5) Все перечисленное.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ принят Государственной Думой РФ 1 сентября 2013 года. Верно ли это утверждение?

1) Верно;

2) Не верно.

4. Свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей относят к:

1) Целям образования;

2) Задачам образования;

3) Принципам образования.

5. Какой федеральный проект включен в структуру национального проекта «Образование»?

1) Сельская школа;

2) Успех каждого ребенка;

3) Школьник будущего.

6. Какие задачи решает педагогический процесс?

1) Образовательные задачи;

2) Развивающие задачи;

3) И те, и другие задачи.

7. Периодическое возращение к изучаемому материалу с постепенным расширением его содержания относятся к:

1) Линейной структуре обучения;

2) Спиральной структуре обучения;

3) Смешанной структуре обучения;

4) Концентрической структуре обучения.

8. Какая форма обучения является традиционной?

1) Проектная;

2) Исследовательская;

3) Групповая.

9. Что является сильной стороной объяснительно-иллюстративного обучения?

1) Развитие творчества и инициативы;

2) Логичность и последовательность;

3) Легкость в усвоении и высокая продуктивность.

10. Что относят к недостаткам проблемного обучения?

1) Неподготовленность учащихся;

2) Недостаточная квалификация педагогов;

3) Временные затраты;

4) Все перечисленные.

11. Какое определение соответствует понятию «метод обучения»?

1) Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования;

2) Способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач обучения;

3) Способ организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей;

4) Все перечисленное.

12. Какой метод обучения предполагает создание необходимых условий самостоятельного осмысления материала учащимися и выработку у них способности входить в активную исследовательскую позицию по отношению изучаемому материалу?

1) Метод парной работы;

2) Метод ротаций;

3) Метод рефлексии;

4) Метод мифологем.

13. Какие методы признаны самыми эффективными при реализации ФГОС?

1) Пассивные;

2) Активные;

3) Интерактивные.

14. Какой метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС?

1) Кейс-метод;

2) Метод проектов;

3) Эвристический метод;

4) Метод модульного обучения.

15. Что является важнейшим компонентом метода опережающего обучения?

1) Комментируемое управление;

2) Наличие блоков-модулей;

3) Формулировка проблемы учителем.

16. Что из перечисленного характеризует понятие «педагогическая технология»?

1) Это содержательная техника реализации учебного процесса;

2) Это описание процесса достижения планируемых результатов обучения;

3) Это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования;

4) Все перечисленное.

17. Авторитарные, личностно-ориентированные и гуманно-личностные технологии основаны на:

1) Ориентации на личностные структуры;

2) Характере содержания;

3) Позиции ребенка в образовательном процессе и отношение к ребенку со стороны взрослых.

18. Автором традиционной классической классно-урочной системы считается Я.А. Коменский. Верно ли это утверждение?

1) Верно;

2) Не верно.

19. Что характеризует здоровьесберегающие технологии?

1) Сортировка информации для решения задач;

2) Право на ошибку;

3) Профилактика стрессов.

20. В чем основное преимущество современных педагогических технологий по сравнению с традиционными?

1) Имеют авторитарную основу;

2) Способствуют развитию личности;

3) Уменьшают нагрузку на педагога.

21. Что НЕ относят к характерным чертам развивающего обучения?

1) Учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума;

2) Происходит в зоне ближайшего развития ребенка;

3) Направлено на развитие отдельных качеств личности.

22. Что объединяет теории Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и Л.В. Занкова?

1) Опираются в разработке концепций развивающего обучения на познавательный интерес;

2) Отдают приоритет индивидуальному опыту личности;

3) Акцентируют внимание на творческих потребностях.

23. На формирование чего в большей степени направлена технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова?

1) ЗУН – знания, умения, навыки;

2) СУД – способы умственных действий;

3) СУМ – самоуправляющие механизмы личности;

4) СЭН – эмоционально-нравственная сфера.

24. Что обеспечивает развитие ребенка в соответствии с методикой Л.В. Занкова?

1) Обучение на низком уровне трудности;

2) Обучение на среднем уровне трудности;

3) Обучение на высоком уровне трудности;

4) Обучение на предельном уровне трудности.

25. Какой метод способствует созданию условий для проявления познавательной активности учеников?

1) Оценивание учителем только конечного результата;

2) Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

3) Работа над развитием сильных учащихся класса.

26. Какой философ, психолог и педагог считается основоположником концепции проблемного обучения?

1) Д. Дьюи;

2) В. Оконь;

3) Л.С. Выготский.

27. Что НЕ относится к характеристикам проблемного обучения?

1) Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся;

2) Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач;

3) Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов.

28. Какое действие должно быть включено в деятельность учащихся при проблемном обучении?

1) Управление поисковой деятельностью;

2) Создание проблемной ситуации;

3) Самостоятельная творческая поисковая деятельность.

29. Какие практические навыки должны быть сформулированы у учащихся для выдвижения гипотез, их доказательств и опровержения?

1) Умение ставить цель;

2) Умение выдвигать и обосновывать гипотезы;

3) Умение составлять план решения или выполнения задания;

4) Все перечисленные.

30. Какие способы создания мотивации можно использовать при реализации технологии проблемного обучения?

1) Поиск неизвестного;

2) Прием загадки;

3) Выполнимое/невыполнимое действие;

4) Все перечисленные.

31. Какое определение соответствует термину «проектное обучение»?

1) Комплекс организационных приемов и операций, которые направлены на изготовление, эксплуатацию изделия с оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития техники, науки и общества в целом;

2) Особая организация учебного процесса, направленная на решение учениками учебных задач на основе самостоятельного анализа информации, которая необходима для корректировки и обосновании поэтапной, успешной, учебной деятельности, представление результата;

3) Специальный способ организации познавательной деятельности учеников, предусматривающий установку потребностей людей, формирование продукта труда в соответствии с данными потребностями, а также результат проведенного исследования.

32. Что НЕ относится к цели проектного обучения?

1) Создание условий для персональной работы;

2) Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

3) Создание условий, при которых у учащихся развивается системное мышление.

33. Монопроект и межпредметный проект относятся к:

1) Проектам по критерию «преобладающая деятельность учащихся»;

2) Проектам по критерию «характер контактов»;

3) Проектам по критерию «комплексность»;

4) Проектам по критерию «состав участников».

34. Что является ключевой формой взаимодействия учителя и учащихся на втором этапе работы над проектом «Разработка проекта»?

1) Учитель разъясняет возникшие вопросы, является стимулятором деятельности школьника, учащиеся выполняют поисковую деятельность;

2) Учитель анализирует свою педагогическую деятельность, учитывая оценки детей, учащиеся осуществляют рефлексию текущего процесса;

3) Учитель отвечает на вопросы, учащиеся оформляют результаты по определённо-установленным правилам.

35. Какие объекты подвергаются оценке после завершения работы над проектом?

1) Продукт проектной деятельности;

2) Оформление проектной работы;

3) Презентация проектной работы;

4) Все перечисленные.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области