Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Анализ результатов экспериментальной работы

Цель выявить педагогические условия экономического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Анализ результатов экспериментальной работы

Экспериментальное исследование выполнялось поэтапно с использованием мониторинга.

В эксперименте участвовали 49 учащихся 2-х классов МКОУ «Зензелинская СОШ» и 20 родителей.

На основе выделенных критериев исследовался исходный уровень экономической воспитанности младших школьников на этапе констатирующего эксперимента.

Изучение состояния экономической воспитанности учащихся начальных классов включало выявление уровня понимания экономической сущности понятий, сформированности экономически значимых качеств личности, значимых для детского возраста ценностей, опыта экономической деятельности.

В ходе констатирующего эксперимента использовались наблюдение, беседа и методика «Неоконченные предложения». Было выяснено, какие экономические понятия знакомы детям, как они понимают их значение.

Ниже опишем результаты констатирующего эксперимента.

В процессе беседы, при помощи наводящих вопросов младшие школьники вспоминали экономические термины, такие как бедность, деньги, валюта, доллары, банк, доходы, богатство, расходы, безработный, бизнесмен и связывали с экономикой названия профессий (продавец, повар, водитель), предприятий (завод, мастерская), экономических явлений (кризис, безработица). Однако в целом можно было сделать вывод, что кругозор детей в области экономических понятий не широкий.

Результаты методики неоконченных предложений были следующие. Младшие школьники давали следующие пояснения. Бедность – «Мало денег», «Нет денег», «Когда человек бедный». Деньги – «На них можно купить вещи»,«Когда человек заработал», «Это рубли, копейки, миллионы». Банк – «Где выдают деньги», «Где лежат деньги». Доходы – «Когда у человека прибыль», «Когда появляются деньги», «Деньги, которые дают за работу». Богатство – «Много денег», «Деньги», «Когда человек богат». Расходы – «Тратить деньги», «То, что расходуется».

Анализ ответов детей показал, что наиболее полно были раскрыты понятия: «бедность», «богатство», «деньги», «доходы». Ответы о сущности денег показали, что знания детей отражают ее лишь частично («рубли», «копейки», «миллионы»). Понятие «валюта» называлось, однако объяснить его не смогли. Смысл понятия «банк» в основном связывался младшими школьниками с пониманием «деньги». Большие затруднения вызвало объяснение значения понятия «экономика». Это понятие могли назвать, но при этом объяснить не смогли.

При выяснении, откуда младшие школьники получили информацию, они ответили: по телевидению – 8 чел. (17%), дома – 10 чел. (21%), в магазине, на рынке – 19 чел. (39%), на улице – 12 чел. (23%). Таким образом, можно сделать вывод, что социальное окружение выступает основным каналом передачи экономической информации.

С целью выяснения знаний младших школьников о профессиях родителей было дано задание нарисовать, где и кем работают родители. Затем индивидуально младшие школьники составляли рассказ по своему рисунку. Среди опрошенных большинство детей назвали правильно профессию родителей и объяснили, чем они занимаются: «Моя мама – учительница в школе, проверяет тетрадки, учит детей»; «Мой папа стоматолог, лечит зубы»; «Моя мама – швея, шьет одежду»; «Моя – продает в магазине, она продавец», Мой папа – строитель, строит дома».

Назвали профессию, но не смогли объяснить, чем занимаются их родители лишь два ребенка: «Моя мама – экономист, не знаю, что она делает», «Мой папа – бизнесмен, наверное, занимается бизнесом».

Некоторые дети не знают точно, кем работают родители и чем они занимаются. Их ответы были следующие: «Моя мама не знаю кем работает, на работе делает отчеты»; «Мой папа в спортивном зале борется»; «Мой папа ставит трубы для газа»; «Моя мама отвечает на телефонные звонки в фирме, наверное секретарь». Это подтверждает то, что у детей частично вызвал затруднение вопрос о том, чем занимаются родители на работе.

Через умения организовать и планировать свою деятельность, умения бережного и рационального использования материалов и времени, а также в процессе наблюдения за практическим выполнением заданий игрового характера осуществлялось наблюдение сформированности таких качеств личности младшего школьника как бережливость, предприимчивость.

Наблюдение, проводимое с целью определения уровня сформированности личностных качеств, позволило сделать вывод о том, что недостаточно сформированы такие качества, как самостоятельность, ответственность, бережливость, организованность.

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что для формирования вышеуказанных личностных качеств необходима целенаправленная организация процесса экономического воспитания. Следовательно, необходимо целенаправленно содействовать развитию нравственных качеств (доброта, честность, справедливость, дружелюбие), организаторских (инициативность, самостоятельность, ответственность, настойчивость), предпринимательских (бережливость, трудолюбие, рискованность, деловитость) и коммуникативных (общительность, взаимопонимание) в процессе экономического воспитания младших школьников.

Для изучения мотивационно-потребностной среды детей в аспекте экономического воспитания была проведена методика «Миллион рублей». Младшим школьникам предлагалось: «Представьте, что у Вас есть миллион рублей, подумайте, на что бы вы потратили эти деньги».

Мы обратили внимание на то, что в ответах младших школьников среди ценностей, определяющих приоритетные цели существования, лидируют возможность интересно отдохнуть, материально обеспеченная жизнь, которые ценятся выше получения качественного образования, заботы о других (помощь, милосердие).

Анализ показал преобладание материальных потребностей и желаний младших школьников. Ответов, связанных с альтруистическими желаниями крайне мало: «помощь больным детям», «старикам». Иногда наблюдаются ответы, связанные с предпринимательскими действиями «Построить гостиницу». Отметим, что присутствовали ответы и такие, в которых дети указали, что отдали бы деньги родителям. Это свидетельствует, с одной стороны, о послушании, доброте, заботливости, а с другой, обнаруживает несамостоятельность детей (в том числе и в проявлении фантазии). Несформированность потребностей, беспомощность детей нашла отражение и в ответах: «Купил бы что-нибудь..., ...что-нибудь полезное», «машину купил бы».

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил предположить, что проявляющийся уровень понимания элементарных экономических представлений, характеризующих экономическую воспитанность, сдерживает формирование личностных качеств, как прагматических, так и нравственных, определяющих нравственную устойчивость детей и успешную социально-экономическую адаптацию в реальной жизнедеятельности.

Для подтверждения необходимости экономического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности и включения родителей в совместный процесс воспитательной деятельности нами было проведено анкетирование 20 родителей, которое позволило выявить их отношение к экономическому воспитанию детей, уточнения степени осведомленности по данному вопросу. На вопрос: «Считаете ли Вы, что в воспитании ребенка экономический аспект играет важную роль?» «Да» ответили – 18 чел. (90%); «Не уверен(а)» - 1 чел. (5%); «Нет» - 1 чел. (5%). На вопрос: «Считаете ли Вы важным развить в своем ребенке такие качества, как бережливость, экономность, расчетливость?» «Да» ответили – 20 чел. (100%). Вопрос: «Рассказываете ли Вы ребенку о стоимости приобретаемых товаров?» «Да» - 9 чел. (45%); «Не всегда» - 6 чел. (30%); «Нет» - 5 чел. (25%). Вопрос: «Рассказываете ли Вы ребенку, откуда берутся деньги?» «Да» - 5 чел. (25%); «Не всегда» - 3 чел. (15%); «Нет» - 12 чел. (60%). Вопрос: «Обсуждаете ли Вы с ребенком бюджет семьи?» «Да» - 1 чел. (5%); «Нет» - 19 чел. (95%). Вопрос: «Участвует ли Ваш ребенок в домашнем труде?» «Да» - 8 чел. (40%); «Не всегда» - 6 чел. (30%); «Нет» - 6 чел. (30%).

Анализ результата анкетирования родителей показал, что 90% взрослых считают экономический аспект значимым в воспитании ребенка. Все родители (100%) думают, что в ребенке важно развить такие качества, как бережливость, экономность, расчетливость.

Однако не всегда родители разговаривают с ребенком на экономические темы. Так, 9 чел. (45%) опрошенных родителей рассказывают ребенку о стоимости приобретаемых товаров, 5 чел. (25%) говорят детям о том, откуда берутся деньги. Только 1 родитель (5%) обсуждает со своим ребенком бюджет семьи. Таким образом, передача специфической информации и понимание экономических ценностей, происходит иногда от взрослых к детям. Некоторым вопросам по бюджету семьи родители уделяют достаточно внимания, что связано, по-видимому, с возрастными особенностями младших школьников. В большинстве случаев родители считают, что дети не способны обсуждать бюджет семьи как равноправные ее члены, не имеющие собственного дохода.

По результатам проведенного опроса родителей участие ребенка в домашнем труде используется родителями нерегулярно, время от времени. Такой неоднозначный способ экономического воспитания как регулярное материальное поощрение ребенка за определенное «желательное» поведение (помощь по дому, хорошую учебу) встречается в опрошенных семьях достаточно редко.

В беседе с родителями выяснилось, что их дети имеют разный опыт обращения с собственными вещами. Однако, некоторые родители отметили, что узнав о том, что ребенок испортил, потерял, подарил или обменял такую вещь, склонны применить различные виды наказания.

Выдача детям карманных денег практикуется. Иногда согласуется с ребенком сумма выдаваемых денег. Отмечается нерегулярность выдачи денег детям и контроля со стороны родителей за их тратой.

В целом анализ результатов опроса родителей позволил установить, что значительная доля опрошенных родителей считает экономическое воспитание важным в развитии ребенка.

Результаты констатирующего эксперимента выявили в целом низкий уровень экономической воспитанности младших школьников. В связи с этим была организована работа по реализации разработанной модели экономического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

В формирующем эксперименте участвовали две группы учащихся: контрольная группа (КГ) – 24 человека и экспериментальная группа (ЭГ) – 25 человек. Исходный уровень экономической воспитанности примерно одинаков в обеих группах.

Таблица 1

Распределение младших школьников по уровням экономической воспитанности (констатирующий эксперимент)

Уровни

КГ

ЭГ

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

-

0

-

0

Средний

6

25

6

24

Низкий

18

75

19

76

Всего

24

100

25

100

Таблица 1 показывает следующее: низкий уровень экономической воспитанности проявили 18 учащихся (75%) в КГ и 19 учащихся (76%) в ЭГ. Средний уровень экономической воспитанности соответственно 6 человек (25%) в КГ и 6 человек (24%) в ЭГ. Высокий уровень не проявил никто ни в одной из групп.

В завершении экспериментальной работы по экономическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности был проведен контрольный срез. Сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента позволил выявить динамику уровня экономической воспитанности младших школьников контрольной группы (КГ) и экспериментальной группы (ЭГ).

Мы констатировали, что в ЭГ значительно возросли показатели высокого уровня экономической воспитанности младших школьников 36,0 % (9 человек), чем в КГ – 4,17 % (1 человек). Большинство младших школьников в ЭГ находится на среднем уровне – 40,0 % (10 человек), но в КГ – 54,16 % (13 человек). Также отмечается уменьшение количества детей, у которых показатели низкого уровня экономической воспитанности: в ЭГ – 24,0 % (6 человек), а в КГ – 41,67 % (10 человек).

В целом уровень экономической воспитанности младших школьников экспериментальной группы значительно возрос по сравнению с результатами констатирующего эксперимента и результатами контрольной группы после формирующего эксперимента. Это свидетельствует о том, что экспериментальная работа по экономическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности дала положительные результаты.

Анализ результатов формирующего эксперимента позволил распределить младших школьников по уровням экономической воспитанности следующим образом (Таблица 2).

Таблица 2

Распределение младших школьников

по уровням экономической воспитанности

(формирующий эксперимент)

Уровни

КГ

ЭГ

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

1

4,17

9

36,00

Средний

13

54,16

10

40,00

Низкий

10

41,67

6

24,00

Всего

24

100

25

100

Результаты исследования уровня экономической воспитанности младших школьников показали, что у учащихся ЭГ на более высоком уровне развиты нравственно-экономические и прагматические качества (трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, бережливость).

Оценку показателей экономической воспитанности младших школьников призводили на основе наблюдения за учащимися в реальной деятельности и играх, а также опроса и беседы с родителями.

Родители детей подтверждали, что во всех семьях (100%) детей стали привлекать к домашнему труду. Среди постоянных обязанностей детей родители отметили следуюущие: участие в воспитании младшего брата (сестры), уход за комнатными растениями, походы в магазин за продуктами, уборка квартиры, оказание помощи в приготовлении еды. Опрос показал, что младшие школьники чаще привлекаются к выполнению домашних дел. Родители констатируют, что дети применяют экономические знания, полученные в школе, на практике (при планировании семейного бюджета, обсуждении необходимых покупок). Большинство родителей отметили, что дети стали бережнее относиться к вещам, осознают ценность того, что делают для их благополучия родители.

Обратили внимание на то, что, выполняя трудовые поручения, младшие школьники, проявляющие высокий уровень экономической воспитанности, приступая к освоению новых примов деятельности, моделируют предстоящую деятельность, прогнозируют ее результаты, стараються выполнить работу аккуратно, старательно, бережно относясь к средствам и результатам труда. Успешность воспитания культуры труда, на наш вигляд, находится в прямой зависимости от осознания школьниками личной и общественной ценности их конкретного труда, от степени развития способности испытывать радость от того, что своим трудом они смогли помочь окружающим, доставить им радость.

В результате анализа бесед с учащимися и родителями, наблюдения за младшими школьниками во внеурочной деятельности и играх отмечается понимание детьми преобразующей роли экономических знаний, ценности того, что создано трудом людей, умение применять теоретические знания и руководствоваться ценностными ориентациями в реальном поведении (при составлении плана деятельности, ее организации, принятии ответственных решений, прогнозировании результатов своей деятельности).

Обобщив полученные данные в результате экспериментальной деятельности, была составлена сравнительная таблица, в которой представлены результаты до эксперимента и после формирующего эксперимента ( Таблица 3).

Таблица 3

Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов

Уровни

КГ

ЭГ

до экспер-та

после

до экспер-та

после

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Высокий

-

0

1

4,17

-

0

9

36,00

Средний

6

25,00

13

54,16

6

24,00

10

40,00

Низкий

18

75,00

10

41,67

19

76,00

6

24,00

Всего

24

100

24

100

25

100

25

100

Итак из таблицы видно, что в ЭГ значительно возросли показатели высокого уровня экономической воспитанности младших школьников 36,0 % (9 человек), чем в КГ – 4,17% (1 чел.). Наблюдается увеличение числа младших школьников в ЭГ, находившихся на среднем уровне – 40,0 % (10 человек), чем в КГ – 54,16% (13 чел.). Также отмечается уменьшение количества детей, у которых показатели низкого уровня экономической воспитанности в ЭГ – 24,0% (6 человек), а в КГ – 41,64% (10 чел.).

Сравнительный анализ позволяет отметить, что в ЭГ заметно улучшились результаты. Таким образом, результаты качественного и количественного анализов показателей уровней экономической воспитанности младших школьников позволили сделать вывод об эффективности разработанной нами модели экономического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности и педагогических условий.

Данные результаты наглядно показывают позитивные изменения в уровнях экономической воспитанности младших школьников ЭГ в сравнении с КГ и с результатами констатирующего эксперимента.

Практическая значимость исследования подтверждается и тем фактом, что увеличение числа учащихся, обладающих экономической воспитанностью на высоком уровне, произошло, в основном, за счет сокращения учащихся, обладавших до начала формирующего эксперимента низким уровнем экономической воспитанности, что подтверждает гипотезу.

Итоги эксперимента показали существенные отличия в результатах, полученных в КГ и ЭГ. Младшие школьники ЭГ демонстрировали не только знание экономических понятий и терминов, умение применять их при объяснении фактов, причин и следствий, делать выводы, но и понимание важности их усвоения, целенаправленное стремление к познанию окружающей действительности. У них проявляется умение выделять экономическую сторону жизненных явлений и процессов. Они проявляют экономически осознанное отношение к труду, ценностное отношение к объектам окружающей действительности.

Выводы по II главе.

Организация экономического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности реализовывалась как взаимосвязанная система педагогических средств, педагогических условий и педагогических ситуаций в три этапа. На каждом этапе была четко поставлена цель и определены преобладающие педагогические средства. Содержание деятельности предусматривало постепенное усложнение и обязательное использование разнообразных видов деятельности младших школьников.

Особенностью организации экономического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности является то, что учитывался витагенный (жизненный) опыт младших школьников, использовался синтез знаний из учебных программ начальной школы с дальнейшим расширением их кругозора. Предпочтение отдавалось разнообразным видам игр, сочетание различных видов деятельности младших школьников.

В ходе констатирующего эксперимента были выявлены уровень понимания сущности некоторых экономических понятий, сформированность социально-нравственных качеств личности, имеющих особую значимость для экономической воспитанности личности в целом.

С целью подтверждения необходимости организации экономического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности нами было проведено следующее исследование, респондентами которого выступали родители младших школьников. Анализ результатов подтвердил, что большинство родителей считали экономический аспект значимым в воспитании современных детей и утверждали необходимость развития у детей важных личностных качеств.

В завершении формирующего эксперимента были проведены контрольные срезы в экспериментальной и контрольной группах. Сравнительный анализ полученных результатов констатирующего и формирующего эксперимента подтвердили динамику экономической воспитанности детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной, а также по отношению к ее первоначальному состоянию. На основе качественного и количественного анализа данных можно сделать вывод о том, что педагогические условия, созданные в экспериментальной группе, позволили добиться более высоких результатов.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области