Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование арт-педагогических технологий и приемов на уроках музыки в свете ФГОС II поколения

Всестороннее развитие и позитивная социализации личности ребенка в природных, социальных и культурных условиях Поддержка инициативы и активности детей в разных видах музыкальной деятельности, помощь в самоутверждении и самовыражении Активизировать образовательный процесс, создавать условия для творческой деятельности воспитанников, их познавательной самостоятельности, развития способностей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование арт-педагогических технологий и приемов на уроках музыки в свете ФГОС II поколения.

Всем нам, педагогам, хорошо известна основная цель, стоящая перед системой образования любой страны во все времена. Она отражает общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни, к эффективному участию в жизнедеятельности общества. На разных этапах эта потребность меняется, следовательно, может меняться и глобальная цель.

Для того чтобы цель помогала, она должна, во-первых, давать полное преставление о том, конечном результате, который мы хотим получить, и, во-вторых, диагностировать результат и однозначно отвечать на вопрос «Достигнута ли цель?». Такая цель в педагогике получила название «диагностической цели», т.е. цели, на основании которой можно строить диагностику достигнутого результата.

Педагогическая технология - есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П. Митчелл).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому, ненужному предмету. А еще Пифагор, создавая свою «школу мудрости», положил в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

В каждом классе есть дети с различными индивидуальными особенностями нервной системы: одни уравновешенные, но с более быстрой или замедленной реакцией на окружающее, другие легковозбудимые, порывистые, третьи – особо чувствительные, застенчивые, с пониженной реакцией, требующие большого внимания и осторожного мягкого подхода.

Главная задача учителя музыки - бережное воспитание голоса каждого учащегося, обогащение его естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу, и как следствие, комплексное развитие музыкальных способностей, заложенных в человеке (слушание музыки; написание рефератов; вокально-хоровая работа, которая предполагает различные методы работы на уроке: инсценировка песни, пение «караоке»; игровые моменты).

Помимо этого, сегодня перед школой стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.

На своих уроках я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.

Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.

Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 “Закона об образовании”.

Приемы педагогических технологий в свете ФГОС II поколения и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов в 2010-х годах резко снизился по сравнению с 2000-ми годами.

В последние годы наряду с неблагоприятными социальными факторами много говорится об отрицательном влиянии школы на здоровье детей. Министерством здравоохранения России называются следующие цифры: в начальной школе здоровы 11- 12% детей, в средней 5%.По данным Института возрастной физиологии в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья, а к концу 1-го класса их число увеличивается до 60- 70%.Сильное влияние в этом случае оказывает школа, т.к. именно в школе ребенок проводит 70% времени бодрствования. Ухудшение здоровья школьников связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.

В.А. Сухомлинский утверждал, что "…забота о здоровье ребенка -это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. В целях нормализации учебной нагрузки и недопущения перегрузок, обучающимся необходима здоровьесберегающая организация учебной деятельности.

Рассмотрим такие возможности на эстетическом уроке музыка в начальных классах.

Свои первые шаги в приобщении к музыке дети делают еще до школы - в детском саду, смотря детские фильмы и мультфильмы, где музыка является

одним из средств эмоционального воздействия. Любая программа устанавливает преемственную связь между дошкольными учреждениями и школой. Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

Уроки в 1- м классе близки к структуре занятий в детском саду. Разнообразная музыкальная деятельность – одно из условий быстрого восприятия, поддержке интереса к уроку, искреннего сопереживания.

И в целом музыкальный материал позволяет раскрыть тему урока в

разнообразной музыкальной деятельности обучающихся. Основной особенностью детей младшего школьного возраста является слабость произвольного внимания. А для детей ослабленных это просто большая проблема. Исходя из медицинских обследований, наши дети год от года становятся более уязвимы для различного рода болезней, а чаще уже приходят в школу с различными справками.

Как же, не нарушая атмосферы урока, не травмировать детей перегрузками?

Ни для кого не секрет, что игра для детей – это комфортное пребывание в своей среде. Известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках музыки в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает учителю возможность укрепить мотивацию на изучение предмета музыка, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызывать положительные эмоции, то есть создавать благоприятный эмоциональный настрой урока, видеть индивидуальность детей. Для обучающихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки. Игровые формы, применяемые учителем на уроке разнообразны: подвижные игры, игры-соревнования, диалоги с героями сказок, ролевые игры. И очень важно, что ребенок проявляет свои мысли, чувства, творческие способности, фантазии в игре. Вот тут на помощь приходит детский фольклор ( пестушки, потешки, заклички, считалки, дразнилки, шутки и т. д.) Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития детей движениями, которые удовлетворяют их естественные потребности в двигательной активности, к тому же стимулируют творческие проявления и будят фантазию детей.

Приведу примеры из своей педагогической деятельности. Первые 15 минут урока пролетают незаметно и плодотворно, а дальше я обязательно меняю темп работы, форму. Непременно возникает импровизация

( мелодическая или ритмическая) или сольмизация по ручным знакам, повтор пройденных песен, выкладывание сольмизации на личных нотоносцах,

импровизированный ответ на мой музыкальный вопрос. Именно в это время наше музыкальное путешествие или приключение принимает иное направление и детское внимание переключается.

После таких «минуток» нужна обязательная смена деятельности (желательно, более спокойная). Например, разучивание песни с произнесением гласных как «закрытый звук» и согласных « как открытый звук», и все дети играют в игру «Мы все - артисты!» ( т.е. показывая движениями и мимикой все, что происходит в песне).

Через 10 минут опять наступает время «минутки», не повторяющейся с первой « минуткой». Фольклорные произведения тоже зависят от времени года, погоды и т. д. Есть в моем арсенале и игры на движение.

Например, «Разные звери». Как идет тот или иной зверь, или определить и показать настроение того зверя, музыку которого дети услышали. Или же «зов кукушки» с различными смысловыми оттенками ( грусть, радость, беспечность)

с элементами импровизации.

Очень часто на первом- втором уроке дети еще хотят спать, зевают. И вот пример такой физминутки для 1-2-х классов:

Первый хамочек – поймать около рта зевоту

На потолочек, – бросить на потолок

Другой хамочек – поймать около рта зевоту

На стенку, – бросить на стенку

Третий хамочек – поймать зевоту

В постельку! – бросить вниз

Убили двух зайцев! Дети перестали зевать, подтянулись, повеселели!

Несколько примеров таких порастушек:

Это кто уже проснулся? – зевают

Кто так славно потянулся? – потягиваются

Потягуши- потягушечки – тянут руки вверх

От носочков – дотянуться до носочков

До макушечки – тянут руки вверх

( Саша, Алсу…) потянется – дети называют свои имена

Маленьким не останется!

Солнышко встало, – руки вверх

Утро настало, – рисуют руками круг в воздухе

Эй, Братец Федя! – руки, сжатые в кулаки, вытянуть и оттопырить

мизинец

Разбуди соседей! – делают любые упражнения

Очень хороши во второй половине урока игры на формирование звуко- высотного слуха в музыкально- ритмических движениях. Вот возможные примеры таких упражнений:

Дети сидят с закрытыми глазами. Учитель поет или играет звуки разной высоты, а дети показывают высоту глазами (упражнение для глаз) или руками;

То же самое можно сделать и с небольшим мячом. Или же рисовать движение мелодии на воображаемой доске глазами.

Прекрасно помогают игры на ритмическое чувство и развитие регистрового слуха.

Игра «Эхо»: ритм, показанный учителем в том или ином регистре, повторяют дети над головой ( высокий регистр), по коленям ( средний) и с притопам (низкий). Очень интересные игры для детей дают представление о темпе.

Импровизация детей на движение зверей:

медленно - слоны, черепахи; быстро- зайцы, собаки, мышки и т.д.;

«Идут» руками в одном направлении и изменяют движение на каждую музыкальную фразу.

Ну, а импровизации вне конкуренции! Их можно использовать постоянно. Тем более, что они будят фантазию детей и показывают их творческие возможности. Сочинить « птичьи песенки» или звуковые сигналы (например, машины), при этом использовать сольмизацию:

В – Н

Ку–ку

Придумать слова, фразы в ритме:

Быстро едет Дед Мороз

ти-ки, ти-ки, ти-ки, та

Винни Пух

ти-ки, та-а

Любима детьми и игра «Если бы я был композитором».

Например, выбрать и пояснить, почему выбрал тот или иной инструмент для

аккомпанемента пьесы или песни.

Для учителя незаменима игра « Угадайка»:

У всех детей лежат инструменты ( палочки, брусочки, бубны, треугольники и т.д.) и нужно ответить на музыкальную загадку: как стучит в лесу дятел? Или какие инструменты выберем для марша? Естественно, учителю обязательно нужно всех детей похвалить!

Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество школьников тем и ценно, что они сами открывают что- то новое, ранее не известное им в мире музыки.

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, каждый учитель музыки, используя современные инновационные технологии в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя - работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее.

Возвращаясь к теме статьи, еще раз нужно напомнить всем нам, учителям, что важнейшая задача школы - приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья. И только постоянная, настойчивая и совместная работа из урока в урок позволит ребенку стать энергичным долгожителем.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области