Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Реализация принципа воспитывающего обучения на уроках литературного чтения

Цель разработка заданий к учебнику по литературному чтению для реализации принципа воспитывающего обучения младших школьников. Задачи 1.1 Анализ содержания учебника по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы 1.2 Разработать вопросы и задания, способствующие нравственному воспитанию младших школьников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Выполнила:

учитель начальных классов

Калгина Валерия Викторовна

Объект: воспитывающее обучение младших школьников.

Предмет: нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

Цель: разработка заданий к учебнику по литературному чтению для реализации принципа воспитывающего обучения младших школьников.

Задачи:

1.1 Анализ содержания учебника по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы

1.2 Разработать вопросы и задания, способствующие нравственному воспитанию младших школьников.

1.1. Анализ содержания учебника по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы

В этом параграфе следует уточнить, насколько содержание учебника, а именно тексты и задания к ним обладают воспитывающим потенциалом.

Для проведения диагностического исследования я взяла учебник литературного чтения для 3 класса. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. 2 издание – М. : Просвещение, 1 часть - 2013. – 223 с., 2 часть – 2013. – 223 с. : ил. – (Школа России).

Две часть учебника поделены на главы. В первой части они следующие:

«Самое великое чудо на свете;

Устное народное творчество;

Поэтическая тетрадь 1;

Великие русские писатели и др.»

Перейдём к перечислению глав во второй части:

«Были-небылицы;

Поэтическая тетрадь 1;

Люби живое;

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок;

Зарубежная литература и др.»

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Данный учебник знакомит учащихся с художественными произведениями, произведениями устного народного творчества, стихотворениями, сказками и баснями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

В первой части учебника детей знакомят с рукописными книгами, с такими авторами стихотворений, как Фёдор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Иван Алексеевич Бунин и другие, с великими русскими писателями: Александром Сергеевичем Пушкиным, Иваном Андреевичем Крыловым и Львом Николаевичем Толстым. В этой части преобладают стихотворения.

Во второй части учебника детей знакомят с небылицами, с стихотворениями Александра Александровича Блока, Сергея Александровича Есенина, Агнии Львовны Барто и других, с юмористическими рассказами Николая Николаевича Носова, Михаила Михайловича Зощенко, с рассказами Виталия Валентиновича Бианки, и с зарубежной литературой. В этой части преимущественно рассказы и сказки.

Сейчас я попробую проанализировать вопросы и задания, которые нам дают в учебниках авторы.

1. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

а) Что ты узнал об Алёнушке и Иванушке из первых строк сказки?

б) Кто хотел погубить Алёнушку и Иванушку? Кто и как помог рас-крыть обман ведьмы? Почему это удалось?

2. Ф.И. Тютчев « Весенняя гроза»

а) Как поэт помогает нам «услышать» грозу?

б) Представь себе картины, изображённые Тютчевым? Какие чувства они вызывают?

3. И.С. Никитин «Встреча зимы»

а) Какой поре посвящено стихотворение? Подумай, почему людей радует первый снег. Найди эти строки и перечитай их.

б) Перечитай приветствие о зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу?

4. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

а) Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

б) Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

5. И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

а) Понравилось ли Обезьяне её отражение в зеркале? Узнали ли она себя в нём?

б) Сравни слова из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» и народную пословицу «Других не суди, на себя погляди».

в) Обсуди с другом, в ком легче найти недостатки: в себе или в других.

6. М. Горький «Случай с Евсейкой».

а) Что увидел Евсейка в подводном царстве? Обрати внимание на сравнения. Их можно найти в тексте с помощью слов как, точно.

б) Прочитай с другом выразительно разговор рыб с Евсейкой. Чего опасался мальчик?

7. В. Белов «Малька провинилась».

а) Что произошло в доме Лидии? Перечитай этот эпизод. Стремилась ли Малька охранять и защищать своих щенков?

б) Что ты думаешь о главных героях рассказа? На чьей стороне твои симпатии? Запиши свои мысли в Рабочую тетрадь.

8. В. Афанасьев «Капалуха».

а) Какую птицу охотники называют капалухой? Подумай, откуда появилось такое название.

б) Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? Какие чувства вызвала у них эта находка?

9. С.Я. Маршак «Гроза днём».

а) Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки грома? Произнеси их. Обрати внимание на повторяющиеся в словах звуки.

б) Прочитай стихотворение выразительно. Какое настроение ты пере-дашь при чтении? Объясни.

10. Ю. Ермолаев «Проговорился».

а) О чём проговорился попугай? Что ребята узнали о девочке из общения с попугаем?

б) Как ты думаешь, почему получилась такая неприятность?

в) Прочитайте с другом рассказ в лицах. Обсудите, как нужно читать, какую интонацию выбрать.

Проанализировав данные вопросы и задания, я увидела, что в основном авторы проверяют содержание текста на знания и понимание. В учебнике не хватает вопросов, которые бы воспитывали и формировали нравственную личность.

Безусловно, есть в учебниках такие задания, которые могут способствовать воспитанию. Например: Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», И.С. Никитин «Встреча зимы», И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» и др., но мы видим, что их недостаточно и поэтому в нашем следующем параграфе я разработала вопросы и задания, которые на мой взгляд могут поспособствовать нравственному воспитанию личности.

1.2. Вопросы и задания, способствующие нравственному воспитанию младших школьников

Для реализации принципа воспитывающего обучения я разработала вопросы и задания к содержанию учебника по литературному чтению, которые направлены на воспитание эмпатии младших школьников, что будет способствовать повышению уровня нравственной воспитанности учеников начальной школы.

1. Русская народная песня.

«Солнышко, покажись,

Красное, снарядись!

Чтоб год от года

Давала нам погода

Тёплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зелёного горошка»

На мой взгляд, эти вопросы и задания учат детей любить и ценить не только всё окружающее, но и своих близких. Бережно относится ко всему, что вокруг нас.

Вопросы и задания:

а) Зачем светит солнышко и важно ли оно для нас? Почему?

б) Как пробуждается природа, как ведут себя птицы, реки во время восхода?

в) Нужно ли нам оберегать то, что даёт солнышко? Почему?

г) Только ли солнышко даёт тепло, а человек это может сделать? Как человек может проявить тепло?

д) Нарисуйте рисунки того, как пробуждается солнышко, и всё, что его окружает.

2. Русская народная песня.

«Отставала лебёдушка

Что от стада лебединого,

Приставала лебёдушка

Как ко стаду ко серым гусям

Учали её гуси щипати,

А лебёдушка кликати:

- Не щиплите, гуси серие,

Не сама я к вам залетела,

Занесло меня погодою,

Что великою невзгодою»

а) Правильно ли поступило стадо гусей с лебёдушкой? Почему?

б) Перечислите и опишите чувства, которые испытывала лебёдушка.

в) Прочитайте данное стихотворение с соответствующей интонацией и придумайте концовку со счастливым концом.

Данные вопросы и задания учат детей сострадать и сопереживать чу-жому горю. Мы хотим в них формировать сочувствие и сожаление.

3) Басня И.А. Крылова «Ворона и лисица» [12, с. 137].

а) Можно ли льстить? Почему?

б) Дайте характеристики вороне и лисице? А бывают ли такие люди?

в) Каким человеком надо быть в жизни и как нужно относится к окружающим?

г) Нужно ли обдумывать свои поступки? Почему?

д) Представьте, что вы литературный критик. Напишите отзыв о про-читанном произведении.

С помощью этих вопросов и заданий, мы хотели показать детям, что нельзя льстить, а нужно придерживаться золотого правила нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

4. М. Ю. Лермонтов «На севере диком стоит одиноко...».

«На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет» [12, с. 144].

а) Можно ли сосну назвать одинокой? Почему?

б) Почему автор использует слово «одиноко» по отношению к сосне?

в) Может ли человек быть одиноким? В чём проявляется его одиночество?

г) Как мы с вами можем помочь тем людям, которые одиноки?

Мы думаем, что такие вопросы и задания учат ставить себя на место другого человека и помогать ему. Учат отношению сочувствия к окружающим.

5. Л.Н. Толстой «Лев и собачка» [12, с. 160].

а) Можно ли относиться так к животным, как отнёсся человек, который принёс собачку на съедение диким животным? Почему?

б) Почему нельзя кормить диких животных другими животными? Что было бы если бы люди ели людей?

в) Как лев относился к собачке и почему он не смог перенести её гибель?

г) Сравните отношение к собачке относительно человека и льва.

д) Переделайте рассказ и сделай счастливый конец.

е) Инсценируйте сценку со счастливым концом.

ё) Нарисуйте льва и собачку из вашей истории.

Эти вопросы и задания помогут пробудить в детях любовь к животным, дать понять, что их надо оберегать, ведь они как люди, но только не умеют говорить. Мы хотим в них сформировать преданность и ответственность. Антуана де Сент – Экзюпери в произведении «Маленький принц" писал : «Мы в ответе за тех, кого приручили».

6. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка».

«Что ты тискаешь утенка?

Он малыш, а ты — большой.

Ишь, задравши головенку,

Рвется прочь он всей душой...

Ты представь такую штуку, —

Если б толстый бегемот

Захотел с тобой от скуки

Поиграть бы в свой черед?

Взял тебя бы крепко в лапу,

Языком бы стал лизать.

Ух, как стал бы звать ты папу

И брыкаться и кричать!..

Ты снеси утенка к утке,

Пусть идет купаться в пруд.

Лапы мальчика не шутки,

Чуть притиснешь — и капут».

а) Какие чувства испытывала мама, когда обнаружила, что утёнок про-пал?

б) Зачем мальчик тискал утёнка, если знал, что может ему навредить?

в) Придумайте историю, в которой бы мальчик обладал противоположными качествами.

На наш взгляд такие вопросы и задания учат детей бережно и чутко относится ко всему живому. Любить всех животных, которые нас окружают и не пытаться им навредить.

Л.Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

7. Саша Чёрный «Слон».

«— Слоник-слоник, настоящий слон живой, —

Отчего ты все качаешь головой?

— Оттого что, потому что, потому, —

Все я думаю, дружок, и не пойму…

Не пойму, что человек, такой малыш —

Посадил меня в клетушку, словно мышь…

Ох, как скучно головой весь день качать!

Лучше бревна дали б, что ли, потаскать…

— Слоник-слоник, не качай ты головой!

Дай мне лучше поскорее хобот свой…

Я принес тебе из бархата слона,

Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!

Можешь мыть его, и нянчить, и лизать…

Ты не будешь головой теперь качать?..» .

а) Почему слонику не нравилось в зоопарке?

б) Можно ли диких зверей запирать в клетки и разлучать с семьёй? Почему?

в) Представьте, что вас разлучили с родными, какие чувства вы будете испытывать?

г) Напишите сочинение от имени слоника, который остался без мамы. Что он чувствовал и чего хотел больше всего на свете.

д) Подумайте, как бы вы могли помочь слонику, если бы были волшебниками.

Эти вопросы и задания помогут пробудить в детях сочувствие и со-страдание к тем животным, которых разлучили с семьёй. Научат не только сожалеть их горю, но и пытаться помочь.

8) В. Бианки «Мышонок Пик. Как мышонок Пик попал в мореплаватели» в сокращении».

а) Если деревья как и люди дышат, растут и питаются, то что они чувствуют, кода от них отрубают сучки?

б) Хорошо ли это, обижать тех, кто беззащитен? Почему?

в) Назовите причины таких поступков мальчика и сравните их с поступками девочки.

г) Расскажите о возможных чувствах, мыслях и переживаниях мышонка.

С помощью этих вопросов и заданий мы хотели пробудить в детях чувства добра к окружающему миру. Научить их сочувствовать, дать понять, что нельзя обижать тех, кто беззащитен.

9. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» в сокращении.

а) Как отнёсся дедушка Мазай к беде зайцев и какие меры он предпринял? О ком он думал в первую очередь?

б) Как бы вы поступили на месте дедушки Мазая?

в)А в какую безвыходную ситуацию может попасть человек и сможет ли помочь чем-нибудь каждый из нас?

г) Расскажите, попадали ли вы в какую-нибудь неприятную ситуацию и как нашли выход из неё, сами или с чьей-либо помощью?

На наш взгляд такие вопросы и задания учат доброте, милосердию и бережному отношению к природе и животным. Учат не быть равнодушными к чужой беде.

10. М. Пришвин «Моя Родина». В сокращении.

А) Как вы понимаете слово «Родина»? Что для вас значит «Родина»?

Б) Как связаны между собой Родина и природа?

В) Нужно ли охранять природу и зачем?

Г) Вспомните, что хорошего вы сделали для природы и что ещё хотели бы сделать и напишите маленький рассказ.

Эти вопросы помогут пробудить в детях чувство патриотизма, любви и охране к своей Родине. Быть преданным своей Родине и делать всё возможное для её процветания.

Составленные мной вопросы и задания учат детей состраданию, сочувствию, сопереживанию и сожалению. Учат быть добрыми, бережливыми и милосердными. Пробуждают любовь и чувство добра к окружающему миру, животным и людям. Учат не проходить мимо чужой беды и всё делать по совести. Учат различать что такое хорошо, и что такое плохо.

«Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности» .

«Эмпатия – способность входить в чужое эмоциональное состояние, сопереживать» .

С помощью этих вопросов и заданий мы не только воспитываем, но и развиваем нравственную и эмпатичную личность.

Таким образом, я считаем, что разработанные мной задания будут в большей степени способствовать нравственному воспитанию младших школьников в процессе обучения их литературному чтению.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области