КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
в подготовительной группе
«Сказочная гжель»
(декоративное рисование)
Задачи:
Материалы для занятия:
Предварительная работа:
Ход занятия
Педагог: Ребята, сегодня утром, по телевизору показывали интересную посуду. Она была белая и расписана голубыми и синими узорами. Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называется эта роспись?
Ответы детей.
Педагог: Правильно! Это гжель! В 60 км от Москвы расположен Раменский район, в состав которого входят 27 деревень, которые представляют собой единый гжельский культурный район. Одна из этих деревень и носит название Гжель. Оказывается, существует и предприятие, которое также названо «Гжелью». Благодаря этому предприятию и было восстановлено производство этих удивительных керамических изделий.
История возникновения гжели имеет глубокие корни. Первые письменные свидетельства о гжели были найдены в письменных изданиях за 1339 г. Работа каждого мастера отличалась своеобразным гжельским почерком, накопленным опытом и знаниями, собственным кругозором и мировоззрением. В середине XVIII в. гжельские фарфоровые изделия стали приобретать популярность практически во всех уголках России. В течение столетий мастера - гжельцы создавали непревзойденные по красоте росписи и изразцы для украшения печей и каминов. Более 500 образцов росписей насчитывает богатая коллекция Эрмитажа. И пo сeй день, гжельские умельцы продолжают создавать превосходные художественные шедевры из фарфора. Используя опыт наших предков, и вкладывая собственный труд, мастера создают неподражаемые изделия фарфорового искусства, стирая временную грань столетий.
Во время рассказа педагог демонстрирует детям презентацию про гжель.
Физминутка
Чудо – птицы прилетели, | Дети бегут по кругу, машут руками, изображая полёт птиц. |
Прилетели к нам из Гжели. | Останавливаются, продолжая махать руками. |
На ветвях они присели, | Приседают. |
Вдруг вспорхнули, улетели. | Встают и снова бегут по кругу. |
Педагог: Ребята, а вы бы хотели попробовать стать гжельскими мастерами? У вас на столах лежат трафареты посуды. Я предлагаю вам создать свои небольшие шедевры – расписать эту посуду. Какие цвета для росписи вы будите использовать?
Ответы детей.
Педагог: А краска синего цвета всегда одного оттенка? Как получить краску голубого цвета?
Дети отвечают.
Педагог: Правильно, чтобы получить голубую краску необходимо в синюю краску добавить белую. Чем больше белой краски мы добавим, тем более светлая голубая краска у вас получится. Скажите, какие элементы принято использовать в этой росписи?
Дети перечисляют элементы росписи.
Педагог: И так, давайте составим план нашей работы:
Дети преступают к выполнению работ.
Педагог: Давайте, устроим ярмарку. Каждый из вас будет рекламировать своё изделие.
Дети рекламируют свои изделия.
Педагог: Молодцы, ребята! У вас получились очень красивые изделия, вы очень хорошо их рекламировали.
Гжель
Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор –
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
Чашек круглые бока
Расписав в колечки,
В лепестки и облака –
Изразцы для печки.
Голубые кружева,
Кобальтовый иней,
Будто вьюга намела
Завитушки линий.
Налепила для игры
Синие фигурки,
Для забавы детворы,
Зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка
Тайна чудо - глины.
На Руси живёт века
Промысел старинный.
Поколенья мастеров
Бело-синей Гжели –
Чародеи двух цветов,
Наши Боттичелли!