Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Педагогический проект «Расту здоровым»

Цель Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающей среды. Задачи 1. Изучить и внедрить в практику работы ДОУ современные здоровьесберегающие технологии. 2. Формировать представления о болезнях, связанных с загрязнением окружающей среды 3. Автоматизировать выполнение санитарно-гигиенических норм и правил личная гигиена, гигиена окружающей среды. 4. Формировать основы здорового образа жизни закреплять представления о способах сохранения и укрепления здоровья в условиях региона. 5. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 71 «Радость»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РАСТУ ЗДОРОВЫМ!»

Проект подготовила:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Татьяна Геннадиевна Поднебесная

г. Нижневартовск 2021

Информационная карта проекта

Полное название проекта

Педагогический проект «Расту здоровым!»

Тема: «Проектная деятельность как средство формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Автор проекта

Воспитатель высшей квалификационной категории Поднебесная Татьяна Геннадиевна

Адрес организации

Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск, ул. 60 лет Октября, 12

Девиз проекта

«Береги здоровье смолоду»

Цели, задачи проекта

Цель: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающей среды.
Задачи:

1. Изучить и внедрить в практику работы ДОУ современные здоровьесберегающие технологии.

2. Формировать представления о болезнях, связанных с загрязнением окружающей среды

3. Автоматизировать выполнение санитарно-гигиенических норм и правил (личная гигиена, гигиена окружающей среды).

4. Формировать основы здорового образа жизни; закреплять представления о способах сохранения и укрепления здоровья в условиях региона.

5. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

Краткое содержание проекта

Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его необходимо приучать самостоятельно заботиться о своем здоровье. Образовательный проект «Расту здоровым!» позволит воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку; будет способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков; знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности; учить понимать, как влияет экологическое состояние окружающей среды на организм человека, на его самочувствие; воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда, и предотвращать их.

Сроки реализации

Сентябрь 2020год – май 2021год

География проекта/участников

- педагоги

- дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет

- родители

Ожидаемые результаты

• Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и его зависимости от экологического состояния окружающей среды.

• Формирование представлений о мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

• Овладение детьми элементами оздоровительных технологий (точечный массаж, дыхательная гимнастика)

• Повышение сопротивляемости организма ребенка.

• Снижение уровня детской заболеваемости.

Проблема, которую решает проект

Укрепление здоровья и формированиеоснов здорового образа жизни.

Новизна проекта

Инновационная направленность проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса.Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Актуальность проекта

Согласно заключениям экспертов ВОЗ состояние здоровья населения лишь на 10% определяется уровнем развития медицины как науки и состояния медицинской помощи, на 20% – наследственными факторами, на 20% – состоянием окружающей среды, и на 50% – образом жизни. Образ жизни людей, от которого зависит половина их здоровья, складывается из полезных и вредных для здоровья привычек поведения. Но привычки поведения, в большинстве своём, – результат воспитания. Поэтому привлечение педагогов к оздоровлению детей путём воспитания у них привычек здорового образа жизни (ЗОЖ) – это перспективное направление работы по улучшению здоровья.

Дошкольный возраст – самый благоприятный для укрепления здоровья и воспитания привычек ЗОЖ.

В условиях сурового климата нашего региона и экологического неблагополучия важнейшей задачей является формирование мотивов поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровым, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья силу природы своего края.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап (сентябрь 2020 г.)

Диагностический этап (октябрь 2020г.)

Основной этап (ноябрь 2020 – апрель 2021г.)

Итоговый этап (май 2021г.)

Пояснительная записка.

В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Остановить этот процесс, надеясь только на медицину, невозможно, так как в большинстве случаев врачи имеют дело с уже заболевшими. Для того чтобы не заболеть, человеку необходимо научиться оставаться здоровым. Достигнуть высокого уровня всех видов здоровья (психического, физического и других) значительно легче, если оно заложено в детстве.

Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его необходимо приучать самостоятельно заботиться о своем здоровье. Образовательный проект «Расту здоровым!» позволит воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку; будет способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков; познакомит с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности; научит понимать, как влияет экологическое состояние окружающей среды на организм человека, на его самочувствие; воспитает умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда, и предотвращать их.

Воспитание здорового ребёнка - приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Здоровье населения России находится в опасности. В последние годы негативные процессы стали угрожать существованию нации. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше 60 % детей в возрасте 3—7 лет имеют отклонения в состоянии здоровья.

Согласно заключениям экспертов ВОЗ состояние здоровья населения лишь на 10% определяется уровнем развития медицины как науки и состояния медицинской помощи, на 20% – наследственными факторами, на 20% – состоянием окружающей среды, и на 50% – образом жизни. Образ жизни людей, от которого зависит половина их здоровья, складывается из полезных и вредных для здоровья привычек поведения. Но привычки поведения, в большинстве своём, – результат воспитания. Поэтому привлечение педагогов к оздоровлению детей путём воспитания у них привычек здорового образа жизни (ЗОЖ) – это перспективное направление работы по улучшению здоровья.

Дошкольный возраст – самый благоприятный для укрепления здоровья и воспитания привычек ЗОЖ. Дети этого возраста интенсивно развиваются физически и психически, они постоянно находятся под присмотром и опекой родителей. Всё это позволяет решать задачи оздоровления не только в учебных заведениях, но и одновременно в домашних условиях с участием родителей.

За последние три года в среднем около 10% детей, поступивших в наш детский сад, отнесены к первой группе здоровья. Более 13% имеют хронические заболевания. Среди них нарушение осанки, аллергические заболевания, патология зрения, заболевания верхних дыхательных путей. Увеличилось количество детей низкого роста, с дефицитом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту.

На основе изучения результатов анкетирования, анализа информированности педагогов и родителей в вопросах охраны и культуры здоровья, социального портрета семей воспитанников, можно сделать вывод, что на состояние здоровья ребёнка в условиях Нижневартовска влияют следующие факторы:

В условиях сурового климата нашего региона и экологического неблагополучия важнейшей задачей является формирование мотивов поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровым, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края.

В связи с этим была актуальной разработка проекта «Расту здоровым!».

Цели и задачи проекта

Цель: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающей среды.

Задачи:

1. Изучить и внедрить в практику работы ДОУ современные здоровьесберегающие технологии.

2. Формировать представления о болезнях, связанных с загрязнением окружающей среды

3. Автоматизировать выполнение санитарно-гигиенических норм и правил (личная гигиена, гигиена окружающей среды).

4. Формировать основы здорового образа жизни; закреплять представления о способах сохранения и укрепления здоровья в условиях региона.

5. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

Комплекс условий, обеспечивающих реализацию педагогического проекта:

Основное содержание проекта

Ключевые понятия и термины:

Здоровье - полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Выделяется несколько компонентов здоровья:

Здоровьсберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровый образ жизни - это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях причин здоровья или нездоровья, на выборе такой линии поведения, которая максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья. Это постоянное корректирование своего поведения с учётом приобретённого опыта.

Культура здоровья - общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.

Навыки и привычки, имея общие черты, существенно отличаются друг от друга. Навык - это усвоенный способ действия, это умение хорошо и быстро выполнять действие, а привычка - это ещё и потребность, стремление выполнить данное действие.

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни.

Поиском необходимых методов воспитания привычек издавна занимались педагоги и ученые (Дж. Локк, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и др.). Между тем, анализ научной и психолого-педагогической литературы показал, что над проблемами улучшения здоровья детей работают многие ученые (В.Г. Алямовская, Г.П. Зарудян, Л.М. Студеникин и др.), но фундаментальных трудов, посвященных проблемам формирования привычек здорового образа жизни старших дошкольников пока нет.

Можно выделить основные принципы, на которых строится система «обучения здоровью»:

научность - предлагаемое содержание соответствует современному представлению об анатомо-физиологическом строении организма человека;

реалистичность и доступность - предлагаемый объём представлений адаптирован к восприятию его детьми старшего дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; не должно быть излишней упрощенности или усложненности;

ценностное отношение к жизни и здоровью - весь материал должен доводить до сознания детей, что жизнь и здоровье - это огромные ценности и относиться к ним надо с умом, уважением и трепетом, что от состояния здоровья зависит вся жизнь человека, что здоровый образ жизни - необходимое условие человеческого существования;

деловитость и занимательность - предлагаемый материал должен нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза; нести в себе деловую информацию, вызывать потребность в практической деятельности;

личностно ориентированная направленность — основное внимание уделяется личностному развитию воспитанника, воспитанию направленности на сохранение долгой, здоровой, полноценной жизни, а не на болезнь и пессимизм;

развивающее обучение - развивать личность творца собственной жизни;

исследовательское познание - постановка ребёнка в активную позицию исследователя.

Учитывая наглядно-действенный характер мышления дошкольников основной материал дается с помощью наглядных и практических методов:

- рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

- наблюдения;

- игры (дидактические, сюжетно-ролевые);

- игровые обучающие ситуации с игровой мотивацией;

- опыты и эксперименты;

- моделирование;

- игры-тренинги;

- игры-забавы;

- подвижные игры;

- психогимнастика;

- пальчиковая и дыхательная гимнастика;

- самомассаж и др.

Формы работы:

- непосредственно образовательная деятельность (различных типов и видов);

- игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные);

- нерегламентированные виды деятельности (познавательные минутки, беседы, чтение художественной литературы)

- развлечения и досуги.

Ресурсы

Реализация проекта не предъявляет особых требований к кадровому, методическому и техническому обеспечению. Для реализации проекта разработана система взаимодействия между воспитателями, родителями, медицинским персоналом которая позволяет организовать работу более эффективно.

Партнеры

Партнеры

Предмет отношений

Воспитатель – руководитель проекта

Разработка, реализация, руководство проектом

Воспитанники

Осваивают программу

Родители

Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

Целевая аудитория

Основными субъектами реализации педагогического проекта являются дети группы компенсирующей направленности для 5-7 лет (10 детей), родители и воспитатели.

План реализации проекта

Педагогический проекта «Расту здоровым!» реализуется посредством взаимодействия педагога, детей и родителей.

Этапы реализации проекта

Задачи

Формы реализации

Подготовительный этап (сентябрь 2020 г.)

* Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;

* Изучить социальный заказ родителей;

*Подобрать диагностический инструментарий, разработать мониторинг;

* Разработать систему работы с детьми, родителями, педагогами, направленную на формирование основ здорового образа жизни у детей 4-5 лет посредством проектной деятельности;

* Подобрать практический материал для работы с родителями и детьми;

* Провести первое родительское собрание по теме: «Проектная деятельность – как средство формирование основ здорового образа жизни у детей 5-7 лет»

-психолого-педагогическая, методическая литература;

-анкеты;

-перспективный план по работе с детьми;

-перспективный план по работе с родителями;

-перспективный план по работе с педагогами;

-диагностический инструментарий;

-здоровьесберегающие технологии;

-консультации;

-беседы;

-памятки;

-родительское собрание.

Диагностический этап

(октябрь 2020г.)

1. Выявить уровень представления детей о частях тела, органах человека и их функциях.

2.Выявить уровень сформированности представлений о способах сохранения и укрепления здоровья, о факторах, влияющих на здоровье человека.

3.Выявить уровень сформированности представлений о заболеваниях, причинах их возникновения и мерах профилактики

- наблюдение за детьми

- мониторинг по выявлению уровня сформированности представлений у детей о человеке и его здоровье. (диагностический материал региональной программы «Экология для малышей» Е.В.Гончаровой.)

Основной этап (ноябрь 2020 – апрель - 2021г.)

Организовать и провести мероприятия, конкурсы, досуги, занятия согласно перспективному плану работы с родителями и детьми;

* Провести беседы, консультации, выпустить памятки для родителей и детей;

* Организовать совместные выставки;

* Провести тренинги, мастер классы для родителей: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, точечный массаж, «Гимнастика маленьких волшебников» и др.

* Учить родителей работать с практическим материалом по формированию у детей основ здорового образа жизни (игры и упражнения);

Мероприятия:

- беседы: «Наши верные друзья», «Полезные и вредные привычки», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней»,

«На зарядку становись»

«Чистота – залог здоровья», «Зимние игры и забавы», «Откуда берутся болезни»;

- занятия: «Где прячется здоровье», «С утра до вечера», «Да здравствует мыло душистое», «Как устроено тело человека», «Будем стройные и красивые», «Витамины и мое здоровье», «Микробы и вирусы», «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить!»;

- познавательные минутки;

-обучение детей здоровьесберегающим технологиям;

- кукольный спектакль «Волшебная страна»;

- занятие-игра с родителями «Пейте дети молоко-будете здоровы»;

- развлечение «Глазки уши и носы быть здоровыми должны!»;

- занятие-тренировка «Поход по стране здоровья».

Итоговый этап (май 2021г.)

* Выявить уровень представлений о человеке и его здоровье у детей 5-7 лет посредством диагностического обследования, после проведения различных форм и методов работы;

* Выявить эффективность проектной деятельности для формирования основ здорового образа жизни у детей 5-7 лет;

* Определить перспективы дальнейшего развития проекта.

- мониторинг по выявлению уровня сформированности представлений у детей о человеке и его здоровье,

после проведения различных форм и методов работы в рамках проекта;

- выпуск стенгазет «Береги здоровье смолоду», «Витамины»;

- провести праздник «Путешествие в страну спора и здоровья»;

- презентация проекта.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Литература

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области