Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Собственная методическая система в преподавании биологии «Применение формирующего оценивания и современных образовательных технологий в целях создания психологически комфортной обучающей среды и повышения учебной мотивации обучающихся на уроках биологии».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Я закончила школу в 1998 году с золотой медалью, но до сих пор люблю учится, узнавать и осваивать что-то новое. Но в детстве и юности я очень часто болела, ведь я зачастую испытывала тревогу и переживала из-за оценок, много времени уделяла подготовке домашнего задания. Теперь я осознаю, что в моей системе работы как педагога главным считаю минимизацию страха ошибки. По моему мнению, умение справиться со своими страхами – это залог успешности. Именно на этих постулатах возникла, строится, совершенствуется из года в год моя методическая система, которую можно обозначить так: «Применение формирующего оценивания и современных образовательных технологий в целях создания психологически комфортной обучающей среды и повышения учебной мотивации обучающихся на уроках биологии».

Самое главное, что я поняла, работая с людьми, это то, что все, без исключения, от мала до велика, боятся ошибиться, бояться показаться глупыми, осмеянными и осужденными за ошибки. Этот страх особенно явно проявляется у «сильных», мотивированных на получение знаний учеников. Поэтому мне «тесно» в 5-ти бальной системе оценивания. И даже 10-тибальная система оценивания не является панацеей от страха неуспешности. И лет 5 назад я придумала систему плюсиков - я ставлю плюсики за активную работу на уроке, за творческую и проектную работу, за работу в группе на этапе освоения нового знания или повторения. При этом стараюсь всегда пояснить, за что было получено это количество плюсов, где нужно «поднажать» и «подтянуть», чтобы оценка в итоге была выше. плюсики накапливаются в течение четверти и округляются до оценки: 10-9 плюсиков = отметка 5, 8-7 плюсиков = отметка 4, кто-то бывает рад и 6-ти плюсикам и просит округлить до отметки 3. Как выяснилось позже, мною было придумано и внедрено в практику т.н. формирующее оценивание. По сути, это еще и накопительная система оценивания.

Я давно замечала, что дети особенно боятся работать в группе из-за круговой поруки – если в группе есть «слабенький», который свою часть работы в группе сделал плохо, то некоторые учителя снижают оценку всей группе. Моя система оценивания убирает этот недостаток традиционного оценивания групповой работы. Также система плюсиков облегчает ученикам само-и взаимооценку, дети не боятся реально, объективно оценивать свои вклад в работу группы и результативность групповой работы, т.к. плюсики не наказывают за ошибку, а поощряют усилия.

Еще мною практикуется в конце полугодия «завещание плюсиков», когда одноклассники дарят ненужные плюсики тому, кому они необходимы. Эта процедура укрепляет коммуникативные связи в классе, дает возможность детям проявить великодушие и взаимовыручку.

Что касается обязательного домашнего задания, контрольных и проверочных работ, то мною сразу, в начале учебного года оговаривается с учениками их оценивание по 5-тибальной системе, поскольку это уже не формирующее, а констатирующее оценивание. Но для того, чтобы ученик имел возможность повысить свой балл на контрольных работах, я даю бонус-задание, выполнение которого позволяет добавить к 1 балл, либо же заработать очередную порцию плюсиков. Для того, чтобы заработать дополнительные плюсики и, следовательно, положительную оценку, помимо обязательного домашнего задания зачастую есть дополнительное, творческое или проектное. Оно предоставляется ученику на выбор. Это также снижает уровень тревожности у детей.

Опять же наблюдения показывают, что ученики - «середнячки» и «слабенькие» мало тревожатся из-за оценок, но при этом у них снижены мотивация к приобретению знаний и познавательный интерес. Эту проблему решаю следующим образом. Использую разнообразные методы и приемы обучения: наглядные и словесные, репродуктивные и проблемно-поисковые, работа с опорными схемами и обобщающими таблицами т.д. Постоянно ищу разнообразные формы построения урока, которые побуждали бы учащихся к активной, самостоятельной познавательной деятельности. Наиболее эффективной в условиях нашей школы я считаю смысловое чтение, технологию развития критического мышления через чтение и письмо, технологию проектной деятельности и информационные технологии обучения. 

Я обожаю квизы и квесты, по-хорошему азартна во всякого рода интеллектуальных играх. Поэтому использую игровые приемы и методы в урочном и внеурочном процессе обучения. Квизы по типу «Что?Где? Когда?», настольные дидактические игры такие как «Биологическое домино», «Биологическое лото», «Морской бой», «Логические цепочки» также помогают приобретать и закреплять знания биологии, прорабатывать термины. Вместе с возникновением интереса и азарта уходят страхи общения и неудачи. В этом учебном году я начала геймифицировать процесс обучения в 8 классе, тогда, когда у подростков значительно падает интерес к учебе в школе. Созданный в социальной сети «ВКонтакте» онлайн-марафон и веб-квест «Биоскелетон» помог поддержать интерес к анатомии человека.

Наглядность также заставляет удерживать внимание на уроках и подталкивает к возникновению интереса к биологии. Для этой цели использую видео-фрагменты и мини-спектакли для демонстрации биологических процессов. Я придумываю, разрабатываю и изготавливаю различные модели (динамические в том числе), к процессу создания привлекаю и учеников. Для формирования интереса к теме раздельного сбора отходов очень помогает «Экочемоданчик» от московского «Центра экономии ресурсов», его я применяю на занятиях курсов по выбору «Экомышление» и «Экология и жизнь».

Я стараюсь привлекать слабомотивированных учеников к участию в различных конкурсах и олимпиадах, основанных не столько на предметных знаниях, сколько на основных структурных компонентах мышления (различные виды памяти, воображения, пространственного мышления, скорость выполнения мыслительных операций и т.д.). Опыт показывает, что по этим параметрам традиционно «слабые» учащиеся иногда даже превосходят традиционно «сильных».

Доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных учащимся понятий, установление межпредметных связей – всё это работает и на повышение интереса к биологии, на повышение учебной мотивации.

Одним из сильных и верных способов пробуждения и поддержания у учеников интереса к приобретению знаний и снижению уровня тревожности, на мой взгляд, является эмоциональный настрой. Использование на уроках биологии и экологии художественного слова, музыки и мультфильмов, эмоциональная передача содержания учебного материала помогает наиболее успешно решать эти задачи.

Также подобный подход предупреждает появление утомления и усталости у детей. С этой же целью я стараюсь вовлекать учеников в групповую и парную работу, перевожу их к новым видам деятельности, даю задания, развивающие воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие. С целью укрепления психологического здоровья школьников я стараюсь создать на уроках благоприятный психологический настрой с помощью создания ситуации успеха, корректности и объективности оценивания деятельности обучающихся, искреннего уважения и доверия к учащимся. С этого учебного года я веду курс по выбору «Развитие эмоционального интеллекта», что также способствует укреплению как психического, так и телесного здоровья.

Биологические знания – компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Конечно, не все мои ученики станут ветеринарами, медиками, биотехнологами, генными инженерами, но каждому придется заботиться о собственном здоровье и здоровье своих детей. Многим придется принимать участие в решении экологических проблем.

Моя задача как учителя – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать ценность жизни и меньше болеть.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области