Светлана Андреевна Савостина
воспитатель МБДОУ ДСКВ № 27
г. Ейск, Краснодарский край, Российская Федерация
«Организация и реализация познавательно – исследовательского проекта
с применением мультипликационной технологии «Царица-водица»».
Дети от природы исследователи. Они хотят испытывать все сами, удивиться своим открытиям. После рождения их окружают различные явления живой и неживой природы: солнце, деревья, цветы, звезды, ветер, снег под ногами. Проектная и исследовательская деятельность дает возможность для взаимной деятельности взрослых и детей, реализовать потребности ребенка в самостоятельной поисковой деятельности.
Основная цель метода заключается в том, чтобы предоставить детям возможность самостоятельно находить решения практических задач, самостоятельно приобретать знания. На мой взгляд исследовательская и проектная деятельность сегодняэто прогрессивный и перспективный метод, который должен занять свое значимое место в системе дошкольного обучения.
Совместно с кружком дополнительного образования «Мультстудия» мы реализовали познавательно-исследовательский проект «Царица-вода», итоговым продуктом которого стало создание мультфильма «Увлекательное путешествие капельки воды».
Познавательно-исследовательский проект для детей 5-6 лет «Царица-вода».
Тип проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект для детей 5-6 лет.
Участники проекта: Дети старшей группы, педагоги.
Значимость проекта: в наши дни люди берут все от природы, ничего не давая взамен. Человек перестал чувствовать себя связанным с природой. Поэтому в последнее время интерес к экологическому образованию в детских садах возрос. Дети привыкли к таким обычным веществам, как вода, не задумываясь о том, что вода-источник жизни и ей нужно дорожить.
Актуальность: найти ответы на поставленную проблему: почему воду заслуженно называют королевой, волшебницей, путешественницей?
Цель проекта: обогащать кругозор знаний дошкольников о воде. Повысить знания детей о роли воды в жизни всех живых существ на Земле: вода-основа жизни. Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе совместной деятельности научных исследований взрослых и детей. Формирование внимательного, заботливого подхода к воде, как важному природному ресурсу.
Задачи проекта:
-Обеспечить условия для увеличения знаний детей о воде (свойства воды, где она встречается в природе, методы очищения воды).
Провести серию образовательных мероприятий: «Вода повсюду», «Волшебные свойства воды», «Круговорот воды», «Береги воду!». Конкретизировать знания детей о жителях водоемов. Организовать эксперименты с водой.
Ожидаемые результаты:
-расширение знаний дошкольников о воде (свойства воды, где она встречается в природе, круговорот воды);
-формирование исследовательских навыков;
Итоговый продукт проектной деятельности: анимационный фильм «Увлекательное путешествие капельки».
Осуществление проекта.
Подготовительный этап
Подбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы. Анализ проблемы, знакомство с опытом работы над этим вопросом в Интернете, выбор форм, методов и приемов работы над этой темой. Создание плана реализации проекта. Создание конспектов и опытов по данной теме.
Основной этап
Познавательное развитие.
-Серия образовательных мероприятий: «Вода повсюду», «Волшебные свойства воды», «Круговорот воды», «Береги воду!», «Экологические проблемы воды, как их решить», «Для чего всем нужна вода», «Кто живет в воде», «Загрязнение воды, методы ее очищения».
-Просмотр мультипликационного фильма «Круговорот воды», «Обитатели водоемов», «Капитошка».
-Просмотр иллюстраций «Природные водоемы», «Осадки», «Искусственные водоемы».
-Наблюдение за явлениями природы, связанными с водой (дождь, роса).
-Серия экспериментов «Свойства воды», «Три состояния воды», «Очищаем воду».
-Обсуждение проблемных ситуаций: Как получить пресную воду в экстремальной ситуации?, Можно ли жить без воды?.
Речевое развитие.
Серия бесед: «Кому и зачем нужна вода», «Вода-основа жизни», «Как сохранить чистоту водоемов», «Вода может исчезнуть?», «Чем отличается вода в морях и океанах».
Серия дидактических и словесных игр: «Плавает-не плавает», «Что перепутал художник», «Где живет вода?», «Хорошо-плохо», «На земле, в воде, в небе», «Разрезные картинки».
Чтение художественно литературы:
В. Бианки «Рыбий дом», Е. Мар «Океан начинается с капли», М. Поступальская «Планета Океан: рассказы о воде», Э. Шим «Лесной ручей: сказка», Н. Рыжова «История одного пруда», «Как люди речку обидели», «Вы слыхали о воде?», М. Пластов «Капля в море: познавательная сказка», Н. Гернет «Хорошая вода», М. Гумелевская «Рассказ о водяно капельке», Н. Осипов « В воде и у воды», Л. Шевченко «Путешествие воды».
Художественно-эстетическое развитие.
Просмотр картин: И. Авазовски «Девятый вал», «Черное море», В. Васнецов «Аленушка», И. Левитан «Озеро», «Большая вода».
Рисование: «Обитатели морей», «Золотая рыбка», «На дне океана», «Подводный мир».
Лепка : «Морские обитатели», «Мир аквариума», коллективная работа « Кому нужна вода».
Аппликация: «Рыбка»(метод обрывания), «Аквариум».
Физическое развитие.
Подвижные игры: «Ручеек», «Море волнуется», «Караси и щуки», «Ручейки у озера», «Удочка», «Мы капельки», «Гуси-лебеди».
Физкультминутки: «Дождик», «Как приятно в речке плавать», « Тихо плещется вода», «Цапля ходит по воде», « Над водой летят стрижи».
Воспитание культурно-гигиенических навыков: серия бесед «Вода и здоровье человека», «Сколько воды должен пить человек», «Как человек теряет воду», «Как человек может напиться».
Социально-коммуникативное развитие.
Экологические акции : «Берегиня», «Берегите воду».
Серия бесед о безопасности на воде : «Правила поведения на воде», «Чтобы лето было добрым», «Осторожно-вода», «Правила поведения на водоемах зимой».
Заключительный этап.
Итоговым продуктом проекта стало создание мультфильма.
«Увлекательное путешествие капельки воды».
Когда-то давно жила капля воды в реке в лесу. Это была обычная капелька воды, как и многие другие. Река очень тревожилась о своих капельках. Она предостерегала их и говорила, чтобы они передвигались быстро, скрывались за кустами и камнями и остерегались солнца. Одним утром капелька пробудилась в хорошем настроении, и вместе с другими каплями она начала играть и веселиться с берегом реки, накатывались волной, а затем откатывались. Солнце проглядывало из-за облака, посылало свои лучи на землю, и все на Земле было залита солнечным светом. Капля грелась в лучах солнца и мечтала о том, как она подружится с Солнцем и полетит к его лучам. Она забыла, о чем предупреждала ее река, закрыла глаза и представила себе, что вот-вот полетит. Внезапно капля стала очень горячей и почувствовала, что с ней что-то происходит, как будто она стала легкой и невесомой. Она испугалась и открыла глаза и увидела, что над ней сияющее солнце с раскаленными лучами. Она не хотела лететь на солнце и захотела спрятаться. Капелька огляделась, посмотрел вниз и поняла, что река осталась очень далеко внизу. Вдруг капелька услышала крик. Она посмотрела и увидела много других капель, которые собирались в облако и плыли по небу. Со всей силы она бросилась к ним, и ей было приятно находиться рядом с ними. Капелька расслабилась, теперь их было много. Она видела, как еще летят капельки на солнце, и звала их вместе со всеми остальными к своему облаку. Их становилось все больше, а облако опускалось все ниже и ниже. Теперь она могла видеть поля, леса, цветы и травы и слышать их мягкий шелест. Здесь, вдалеке, она увидела свою реку и захотела было вернуться домой, но вдруг услышал чей-то стон. Глядит, а это опустил голову красивый цветок, изнывает от жары и просит попить. Капелька воды посмотрела в сторону реки и опустилась вниз. Он умрет без меня, думала она, подлетая к цветку. Другие капли опустились вслед за ней, заливая цветок и пробуждая его. Капельки сидели на листьях цветка и восхищались радугой на реке. "Это твое первое путешествие?"- спросила другая капелька. –Да, - сказала капля. –А я люблю путешествовать, завтра я опять полечу, я хочу летать вокруг всего мира», - сказала капелька слева. Как любопытно, задумалась капелька, что капли воды, путешествуют по кругу. Когда я возвращусь к своей реке, я поведаю всем о своем удивительном путешествии.
Реализация проекта позволила поставить каждого ребенка в положение активного участника, дала возможность реализовать индивидуальные, творческие идеи ребенка и педагога, способствовала формированию навыков совместной работы. Дети расширили свой кругозор по данной теме, сформировали основные навыки поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативные качества, повысили уровень активности, инициативности, решительности, желание добывать новые знания, овладели различными способами решения предложенных задач.