«Организация работы с детьми ОВЗ в группах общеразвивающей направленности»
Подготовила воспитатель:
Ишмурзина Н.С.
Консультация для воспитателей
«Организация работы с детьми ОВЗ в группах общеразвивающей направленности»
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
В настоящее время одним из главных направлений развития образования
является актуализация ценности инклюзивного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья, которое сегодня с полным правом
может считаться одним из приоритетов государственной образовательной
политики в России.
К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:
• с нарушением зрения;
• с нарушением слуха;
• с нарушениями речи;
• с интеллектуальными нарушениями (от ЗПР до тяжелой умственной
отсталости);
• с ДЦП и двигательными нарушениями;
• с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
• со сложными дефектами развития.
Этап дошкольного детства - время вхождения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья (далее -ОВЗ) в первую общественную
образовательную систему - дошкольное обучение и воспитание. Для
оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства
необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с
ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. Очень
часто педагоги испытывают страх и неуверенность в своих силах, когда в группу общеразвивающей направленности впервые приходит "особый" ребенок. Это
вполне оправданно, ведь такому ребенку требуется больше внимания и
создание специальных условий для обучения и развития.
Условия организации деятельности для детей с ОВЗ.
Для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями
здоровья в среду здоровых сверстников необходимо соблюдать следующие условия:
-нормативно-правовое обеспечение;
-создание развивающей среды;
-программно-методическое обеспечение;
-кадровое обеспечение и взаимодействие специалистов различных ведомств;
-психолого-педагогическое сопровождение.
Нормативно-правовое обеспечение и программно-методическое
обеспечение: обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями
здоровья осуществляется в соответствии с АОП.
Психолого-педагогическое сопровождение.
Основы коррекционного воспитания и обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья надо знать всем людям, которые будут
взаимодействовать с таким ребенком. В процессе пребывания ребенка с
ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном
учреждении работникам необходимо знать следующие положения
коррекционной работы:
Включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта.
Диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны
специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и
педагогического персонала.
Эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуется через
следующие направления деятельности:
- диагностическое;
- профилактическое;
- консультативное;
- коррекционно-развивающее;
- поддерживающее;
- просветительское;
- образовательное.
В процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении
важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это
способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.
Педагогу необходимо внутренне принять такого ребенка, ведь от этого
зависит то, как малыша будут воспринимать другие ребята, как отнесутся к
появлению ребенка с ОВЗ в группе родители нормально развивающихся детей.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка
охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть
системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов
детской деятельности.
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ
предполагает внесение изменений в формы развивающей работы. Для
большинства детей с ОВЗ характерны моторные трудности, двигательная
расторможенность, низкая работоспособность, что требует более гибкого
планирования образовательной деятельности и режима дня. В режиме дня
должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на
проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается
широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Большинству детей с ОВЗ необходим адаптационный период. В этот
период воспитатель помогает ребенку снять стресс, обеспечить
положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную
обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.
В работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья,
используются наглядные, словесные, практические методы обучения и
воспитания; формы организации - подгрупповая, индивидуальная.
Особенностью работы с детьми с ОВЗ является задействование большего
количества анализаторов. Такой подход в работе с детьми способствует
более полному, точному и прочному произойдет усвоение материала.
Реализация задач коррекционно- педагогической работы предполагает
систему взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения:
учителя – логопеда, воспитателя, физ. инструктора, музыкального
руководителя, педагога – психолога.
В работе с ребенком с ОВЗ педагогу следует учитывать следующие
особенности:
1.Как правило родители "особых" детей готовы к сотрудничеству и
взаимодействию с педагогом. Очень важно уже в самом
начале обсуждать возникающие проблемы и искать совместные
пути их решения. Следует узнать у родителей особенности характера,
интересы и предпочтения ребенка. Опираясь на данные, полученные от
родителей, педагог может более эффективно строить свою работу с
ребенком в условиях детского сада. Важно вести с родителями
конструктивный диалог, не оценивать высказывания, а стараться
узнать как можно больше важного и полезного о ребенке.
2.Другой важный момент во взаимодействии с ребенком с ОВЗ - это
опора на его сильные стороны. Не стоит видеть в малыше лишь
отрицательные черты - это приведет к негативным эмоциям, которые
не способствуют развитию малыша и никак не изменят ситуацию к
лучшему. Правильней будет сосредоточиться на успехах и
достижениях ребенка, пусть небольших, но очень важных для него.
Для ребенка с ОВЗ очень важно постоянное поощрение за
малейшие успехи - это развивает в нем веру в собственные силы и
возможности.
3.Следует помнить о том, что детям с ОВЗ необходимы другие методы и
способы подачи информации. Зачастую им требуется больше времени
для принятия инструкции взрослого и выполнения заданий, чем другим
детям.
4.Педагог ни в коем случае не должен сравнивать "особого" ребенка с
другими детьми, ведь его развитие идет другим, собственным путем.
Таким образом, ребенок с ОВЗ в общеобразовательном учреждении
сталкивается с множеством трудностей, ему обязательно требуется помощь,
поддержка и понимание терпеливого взрослого. И если этим взрослым будет
педагог, то можно с уверенностью сказать, что малыш и его родители не
останутся один на один со своей проблемой, а сделают еще один важный шаг
на пути к гармоничному развитию ребенка.