Содержание
1.Пояснительная записка
1.1Актуальность и методическая новизна конкурсной работы 2-4
1.2 Цели и задачи 5
1.3 Планируемые результаты 6
1.4 Педагогический инструментарий 6
1.5 Средства обучения 7
2. Этапы урока 7-11
3. Приложения 12-16
4. Список использованной литературы 17
1.Пояснительная записка
1.1Актуальность и методическая новизна работы
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоения учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы ООО заложены три ключевые компетенции: личностные, метапредметные и предметные, которые в тесной взаимосвязи способствуют формированию разносторонней личности обучающихся.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, совершенствование видов речевой деятельности, расширение и систематизацию научных знаний о языке, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств – это тот перечень аспектов современного урока, которые на сегодняшний день актуальны и востребованы обществом.
Для того, чтобы реализовать стандарт второго поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, необходимо использовать новые технологии, приемы и активные формы обучения, которые бы позволили ребятам учиться с интересом, помогли самореализоваться в быстроменяющемся мире. Среди множества технологий считаю наиболее перспективными: технологию коллективного способа обучения, технологию развития критического мышления, проектно-исследовательские и кейс-технологии приёмы и формы которых позволяют мотивировать обучающихся на достижение качественных результатов как итоговой аттестации, так и промежуточного контроля, активную учебно-познавательную деятельность . Использование их в своей педагогической практике позволяет говорить о положительных тенденциях в процессе обучения.
Урок, на котором ученики решают познавательные задачи, представляют результаты своих исследований, учатся составлять алгоритм и кластер, продуктивно работают в группе, проверяют знания через активные формы тестирования, считаю методически грамотным и эффективным в условиях переходного этапа введения ФГОС ООО. Эффективность подтверждена мониторингом успеваемости и качества, показателями итоговой аттестации выпускников.
Методическая эффективность разработки обусловлена соединением в одном уроке приемов разных технологий, наиболее продуктивных и психологически комфортных для подростков 13-14 лет/ дети названного возраста предпочитают групповые формы деятельности, чтобы «чувствовать плечо товарища»/. Групповая форма способствует раскрытию способностей стеснительных и молчаливых ребят. Возможность общения в группах снимает напряженность и дает здоровьесберегающий эффект. Использование дифференцированных по уровню заданий позволяет создавать «ситуацию успеха» для каждого ребенка. Взаимосвязь различных видов деятельности не создаёт утомительного ожидания окончания урока. Тестирование с возможностью самопроверки учит объективному взгляду на выполненную работу и закладывает основы по анализу своей учебной деятельности. Заполнение таблицы позволяет структурировать поступающую информацию. Этап рефлексии - необходимая составляющая каждого урока, которая выводит каждого на необходимость логического завершения и основ мониторинга любого вида деятельности, в том числе учебного. Воспитательный аспект проявляется через работу с образцами текстов писателей и поэтов классиков русской литературы.
1.2 Цели и задачи урока
Предметная область: Русский язык
Урок № 1 модуля «Виды односоставных предложений »
Тема: «Понятие об односоставных предложениях»
Базовый учебник: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: Учеб. для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010. Русский язык. Практика. Учебник для 8 класса под редакцией Ю.С. Пичугова М.: Дрофа, 2009.
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению знаний об односоставных предложениях.
Задачи урока:
1.На основе анализа информации научиться решать познавательные задачи.
2.Развивать умение работы с текстом учебника через использование опорной схемы.
3.Создать условия для совершенствования умения работы в группе, умения выполнять тестовую работу, с использованием приёма самопроверки.
4. Формировать эстетический вкус, повышая культурный уровень, через обращение к образцовым текстам художников слова.
1.3 Планируемые результаты
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
Способность к самооценке и взаимооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Уметь анализировать текстовую, графическую информацию. Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. | Научиться решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи. Выделять необходимую информацию, Находить ответы на вопросы с использованием учебника, Преобразовывать материал в знаково-символическую модель | Слушать и понимать речь других , Учиться работать в группах | Знать виды односоставных предложений. Уметь применять алгоритм определения типов односоставных предложений |
1.4 Педагогический инструментарий
Приемы технологии развития критического мышления
Формы работы: вступительное слово учителя, фронтальная беседа, групповая, самостоятельная работа, тестирование, рефлексия.
Методы и приемы: создание алгоритма, частично- поисковый, проблемные вопросы , самооценка , взаимопроверка , составление кластера, дифференцированное домашнее задание.
Межпредметные связи: литература (отрывки из художественных текстов), информатика и ИКТ (составление кластера и алгоритма)
1.5 Средства обучения
Оборудование учителя | Оборудование учащихся |
В.В.Бабайцева Русский язык Теория 5-9 классы М.;Дрофа, 2010. Русский язык. Практика. Учебник для 8 класса под редакцией Ю.С. Пичугова М.: Дрофа, 2009. Электронная презентация Компьютер, экран, доска, | В.В.Бабайцева Русский язык Теория 5-9 классы М.;Дрофа, 2010. Русский язык. Практика. Учебник для 8 класса под редакцией Ю.С. Пичугова М.: Дрофа, 2009. Раздаточный материал |
Этапы урока
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся Формируемые и осуществляемые способы деятельности | ||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1.Организационно-мотивационный | Организовать учащихся на дальнейшую деятельность на уроке | Учитель приветствует учащихся, осуществляет проверку готовности, присутствия / отсутствия. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Класс поделен на группы. | Слушают информацию о том, что будут делать на уроке. | Ученики настраиваются на урок. | |
2. Вызов Этап создания проблемной ситуации. Формулирование проблемы Актуализация знаний | Создать проблемную ситуацию; актуализировать опорные знания и умения. | Вводное слово Читает стихотворение А.Блока «Ночь.Улица. Фонарь.Аптека…» Первые две строки какой языковой единицей являются? Создает проблемную ситуацию. Помогает составить общий кластер через использование фронтальной работы /Приложение 1 | Формирование умения анализа и синтеза Составление кластера на понятие «предложение» | Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю | Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения |
3. Формулирование темы и целеполагание | Определение темы и цели урока, обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности; | Итак, мы выяснили, что предложения бывают двусоставные и односоставные, так определили тему нашего урока: «Понятие об односоставных предложениях». Каждый сам сформулирует цель сегодняшнего урока. | Создание ситуации понимания необходимости новых знаний для решения учебных задач; умение формулировать тему и цель урока | Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения. | Учатся оценивать правильность своих действий |
5. Постановка учебных задач | Учить детей ставить учебные задачи на основе проблемы | Помогает сформулировать учебные задачи | Учатся ставить учебные задачи | Взаимодействие с учителем | |
6.Осмысление Исследование проблемы /работа в группах/ | Знакомство обучающихся с теорией учебника через чтение §180-184 | Для решения учебной задачи необходимо познакомиться и понять теоретические аспекты нового материала. Каждая группа осваивает отдельный параграф с дальнейшим изложением вслух для остальных групп. Корректирует работу в группах, раздает вопросники «мудрой совы» | Создают конспект информационного материала, отвечая на вопросы «мудрой совы» и заполняют таблицу ЗХУ/ Приложение 2 | Излагают своё мнение, аргументируя его. Согласовывать усилия по решению учебной задачи Договариваться и приходить к общему мнению и решению Учитывать другие мнения | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Умение извлекать необходимую информацию через наводящие вопросы и каждая группа рассказывает об одном из видов односоставных предложений |
7. Решение частных задач | Показать значимость приобретенных знаний | Организует работу детей по выполнению тестовых заданий с самопроверкой | Решают тест, осуществляют самопроверку/Приложение 3 | Корректируют записи, учатся оценивать себя, понимать причину ошибки. | |
8. Обобщение знаний. | Обобщение нового материала | Задает вопросы по теме: 1.Какие виды односоставных предложений есть в русском языке? 2.Охарактеризуйте каждый вид, используя опорную запись таблицы ЗХУ. 3.Расскажите последовательность действий для верного определения вида односоставных предложений. | Анализируют (выделяют главное). Обобщают, делают выводы. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме | Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения |
9.Рефлексия | Подведение итогов, обучение основам аналитической деятельности | Предлагает заполнить отзыв, используя методику незаконченных предложений/ Приложение 4 Благодарит учащихся за работу и называет оценки за работу на уроке. | Формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика |
10.Домашнее задание | Предлагает на выбор задания: 1.составить алгоритм определения типов односоставных предложений 2.ответить на вопросы архивариуса/ Приложение 5 | Выбирают задание и записывают в дневники |
Приложение 1 Кластер к понятию предложение
Стихотворение А. Блока
Ночь. Улица. Фонарь.Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так.Исхода нет.
Умрёшь – начнешь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Приложение 2 Таблица ЗХУ
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Вопросы «мудрой совы»
Приложение 3 Тест по теме «Односоставные предложения»
1. Укажите неверное утверждение.
1) Односоставные предложения могут быть распространенными.
2) Односоставные предложения те, в которых пропущен главный член предложения.
3) Назывные предложения имеют один главный член предложения - подлежащее.
4) В односоставном предложении второй член предложения не нужен
для понимания смысла предложения.
2.Укажите верное утверждение.
Односоставное предложение - это предложение, в котором:
1) опущено подлежащее,
2) опущено сказуемое,
3) нет второстепенных членов предложения,
4) грамматическая основа состоит из одного главного члена
предложения.
3. Какое предложение является односоставным?
1) Кругом все было тихо и спокойно.
2) Не будем подбрасывать дров в огонь.
3) В небе горела только одна маленькая звездочка.
4) Прошло около двух лет.
4. Какое предложение является односоставным?
1) Посетителей в коридоре нет.
2) Много песен сложено о любви.
3) На небе солнце большое, горячее.
4) Пение в соседней комнате продолжалось недолго.
5. Какое предложение является односоставным определенно-личным?
1) На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спалось.
2) Лесок проехали, видели синиц, слушали дятла.
3) Стою один среди равнины голой...
4) В редакции нас без конца засыпали вопросами.
6. Какое предложение является односоставным неопределенно-личным?
1) В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем, обманывающим птиц и других обитателей леса.
2) И нам пора опять в далекую дорогу.
3) Влажной землей из окна потянуло.
4) Им еще предстоит долго учиться.
7. Какое предложение является односоставным обобщенно-личным?
1) Итак, возьмите в левую руку пробирку с раствором.
2) Опять отложили вылет.
3) Цыплят по осени считают.
4) Придешь завтра ко мне в гости?
8. Какое предложение является односоставным безличным?
1) Что-то нынче и вправду не топят.
2) К птичьему прислушиваюсь крику.
3) Раньше на мед смотрели как на сласть, а сейчас как на лекарство.
4) За ночь сильно подморозило.
9. Какое предложение не является односоставным безличным?
1) Мне от тебя ничего не надо.
2) Ничто не дается с таким трудом, как дружба.
3) Этому коню цены нет.
4) Скоро можно было отправляться в путь.
10. Какое предложение является односоставным назывным (номинативным)?
1) Когда же прикажете ожидать вас?
2) Невозмутимая тишина и нестерпимый жар.
3) Сюда ездят любоваться морем и горой.
4) В здешних морях иначе плавать нельзя.
Ключ
1.4
2.4
3.2
4.1
5.3
6.1
7.4
8.4
9.2
10.2
Приложение 4 Методика незаконченных предложений
Сегодня на уроке я …
В группе работать мне было… , потому что…
Помогал мне..
Мешал мне…
Больше всего мне понравилось…
Труднее всего было…
Приложение 5 Вопросы архивариуса
1.Продолжите строчку:
Во глубине сибирских руд…(храните гордое терпенье) Кому принадлежат эти строки ? Какому событию посвящено стихотворение? Определите вид односоставного предложения.
2.Как вы понимаете смысл пословицы «Едешь на день, бери хлеба на неделю» ? В каких ситуациях местно её употреблять?
Определите вид односоставного предложения.
Список использованной литературы
1.Н.С.Валгина Синтаксис современного русского языка М.,1991
2.А.Ю.Купалова Самостоятельная работа учащихся по русскому языку в 8 классе малокомплектной школы М.,1993
3.А.Ю.Купалова Русский язык Поурочное планирование к учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой М.Дрофа, 2010
4.М.М.Разумовская Дидактический материал к учебнику русского языка 8 класс.М.,1995
5.Г.П.Соколова Уроки углубленного изучения русского языка 8 класс М.,1999
6. http://ruslit. ioso.ru
7.http://language.edu. ru
8.http://.likbez.spb.ru
9.http://ru wikipedia.org/wiki/
10. http ://mirslovarei. com/