Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


конструкт урока с применением элементов технологии критического мышления по русскому языку 8 класс по теме "Односоставные предложения

поделиться методическими находками

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Содержание

1.Пояснительная записка

1.1Актуальность и методическая новизна конкурсной работы 2-4

1.2 Цели и задачи 5

1.3 Планируемые результаты 6

1.4 Педагогический инструментарий 6

1.5 Средства обучения 7

2. Этапы урока 7-11

3. Приложения 12-16

4. Список использованной литературы 17

1.Пояснительная записка

1.1Актуальность и методическая новизна работы

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоения учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы ООО заложены три ключевые компетенции: личностные, метапредметные и предметные, которые в тесной взаимосвязи способствуют формированию разносторонней личности обучающихся.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, совершенствование видов речевой деятельности, расширение и систематизацию научных знаний о языке, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств – это тот перечень аспектов современного урока, которые на сегодняшний день актуальны и востребованы обществом.

Для того, чтобы реализовать стандарт второго поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, необходимо использовать новые технологии, приемы и активные формы обучения, которые бы позволили ребятам учиться с интересом, помогли самореализоваться в быстроменяющемся мире. Среди множества технологий считаю наиболее перспективными: технологию коллективного способа обучения, технологию развития критического мышления, проектно-исследовательские и кейс-технологии приёмы и формы которых позволяют мотивировать обучающихся на достижение качественных результатов как итоговой аттестации, так и промежуточного контроля, активную учебно-познавательную деятельность . Использование их в своей педагогической практике позволяет говорить о положительных тенденциях в процессе обучения.

Урок, на котором ученики решают познавательные задачи, представляют результаты своих исследований, учатся составлять алгоритм и кластер, продуктивно работают в группе, проверяют знания через активные формы тестирования, считаю методически грамотным и эффективным в условиях переходного этапа введения ФГОС ООО. Эффективность подтверждена мониторингом успеваемости и качества, показателями итоговой аттестации выпускников.

Методическая эффективность разработки обусловлена соединением в одном уроке приемов разных технологий, наиболее продуктивных и психологически комфортных для подростков 13-14 лет/ дети названного возраста предпочитают групповые формы деятельности, чтобы «чувствовать плечо товарища»/. Групповая форма способствует раскрытию способностей стеснительных и молчаливых ребят. Возможность общения в группах снимает напряженность и дает здоровьесберегающий эффект. Использование дифференцированных по уровню заданий позволяет создавать «ситуацию успеха» для каждого ребенка. Взаимосвязь различных видов деятельности не создаёт утомительного ожидания окончания урока. Тестирование с возможностью самопроверки учит объективному взгляду на выполненную работу и закладывает основы по анализу своей учебной деятельности. Заполнение таблицы позволяет структурировать поступающую информацию. Этап рефлексии - необходимая составляющая каждого урока, которая выводит каждого на необходимость логического завершения и основ мониторинга любого вида деятельности, в том числе учебного. Воспитательный аспект проявляется через работу с образцами текстов писателей и поэтов классиков русской литературы.

1.2 Цели и задачи урока

Предметная область: Русский язык

Урок № 1 модуля «Виды односоставных предложений »

Тема: «Понятие об односоставных предложениях»

Базовый учебник: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: Учеб. для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010. Русский язык. Практика. Учебник для 8 класса под редакцией Ю.С. Пичугова М.: Дрофа, 2009.

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению знаний об односоставных предложениях.

Задачи урока:

1.На основе анализа информации научиться решать познавательные задачи.

2.Развивать умение работы с текстом учебника через использование опорной схемы.

3.Создать условия для совершенствования умения работы в группе, умения выполнять тестовую работу, с использованием приёма самопроверки.

4. Формировать эстетический вкус, повышая культурный уровень, через обращение к образцовым текстам художников слова.

1.3 Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Способность к самооценке и взаимооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Уметь анализировать текстовую, графическую информацию.

Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.

Научиться решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Выделять необходимую информацию,

Находить ответы на вопросы с использованием учебника,

Преобразовывать материал в знаково-символическую модель

Слушать и понимать речь других ,

Учиться работать в группах

Знать виды односоставных предложений.

Уметь применять алгоритм определения типов односоставных предложений

1.4 Педагогический инструментарий

Приемы технологии развития критического мышления

Формы работы: вступительное слово учителя, фронтальная беседа, групповая, самостоятельная работа, тестирование, рефлексия.

Методы и приемы: создание алгоритма, частично- поисковый, проблемные вопросы , самооценка , взаимопроверка , составление кластера, дифференцированное домашнее задание.

Межпредметные связи: литература (отрывки из художественных текстов), информатика и ИКТ (составление кластера и алгоритма)

1.5 Средства обучения

Оборудование учителя

Оборудование учащихся

В.В.Бабайцева Русский язык Теория 5-9 классы М.;Дрофа, 2010.

Русский язык. Практика. Учебник для 8 класса под редакцией Ю.С. Пичугова М.: Дрофа, 2009.

Электронная презентация

Компьютер, экран, доска,

В.В.Бабайцева Русский язык Теория 5-9 классы М.;Дрофа, 2010.

Русский язык. Практика. Учебник для 8 класса под редакцией Ю.С. Пичугова М.: Дрофа, 2009.

Раздаточный материал

Этапы урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые и осуществляемые способы деятельности

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Организационно-мотивационный

Организовать учащихся на дальнейшую деятельность на уроке

Учитель приветствует учащихся, осуществляет проверку готовности, присутствия / отсутствия. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Класс поделен на группы.

Слушают информацию о том, что будут делать на уроке.

Ученики настраиваются на урок.

2. Вызов Этап создания проблемной ситуации. Формулирование проблемы

Актуализация знаний

Создать проблемную ситуацию; актуализировать опорные знания и умения.

Вводное слово

Читает стихотворение А.Блока «Ночь.Улица. Фонарь.Аптека…»

Первые две строки какой языковой единицей являются?

Создает проблемную ситуацию.

Помогает составить общий кластер через использование фронтальной работы /Приложение 1

Формирование умения анализа и синтеза

Составление кластера на понятие «предложение»

Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

3. Формулирование темы и целеполагание

Определение темы и цели урока,

обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности;

Итак, мы выяснили, что предложения бывают двусоставные и односоставные, так определили тему нашего урока: «Понятие об односоставных предложениях». Каждый сам сформулирует цель сегодняшнего урока.

Создание ситуации понимания необходимости новых знаний для решения учебных задач;

умение формулировать тему и цель урока

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения.

Учатся оценивать правильность своих действий

5. Постановка учебных задач

Учить детей ставить учебные задачи на основе проблемы

Помогает сформулировать учебные задачи

Учатся ставить учебные задачи

Взаимодействие с учителем

6.Осмысление Исследование проблемы /работа в группах/

Знакомство обучающихся с теорией учебника через чтение §180-184

Для решения учебной задачи необходимо познакомиться и понять теоретические аспекты нового материала. Каждая группа осваивает отдельный параграф с дальнейшим изложением вслух для остальных групп.

Корректирует работу в группах, раздает вопросники «мудрой совы»

Создают конспект информационного материала, отвечая на вопросы «мудрой совы» и заполняют таблицу ЗХУ/ Приложение 2

Излагают своё мнение, аргументируя его. Согласовывать усилия по решению учебной задачи

Договариваться и приходить к общему мнению и решению

Учитывать другие мнения

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Умение извлекать необходимую информацию через наводящие вопросы и каждая группа рассказывает об одном из видов односоставных предложений

7. Решение частных задач

Показать значимость приобретенных знаний

Организует работу детей по выполнению тестовых заданий с самопроверкой

Решают тест, осуществляют самопроверку/Приложение 3

Корректируют записи, учатся оценивать себя, понимать причину ошибки.

8. Обобщение знаний.

Обобщение нового материала

Задает вопросы по теме:

1.Какие виды односоставных предложений есть в русском языке?

2.Охарактеризуйте каждый вид, используя опорную запись таблицы ЗХУ.

3.Расскажите последовательность действий для верного определения вида односоставных предложений.

Анализируют (выделяют главное).

Обобщают, делают выводы.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Взаимодействие с учителем во время

опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

9.Рефлексия

Подведение итогов, обучение основам аналитической деятельности

Предлагает заполнить отзыв, используя методику незаконченных предложений/ Приложение 4

Благодарит учащихся за работу и называет оценки за работу на уроке.

Формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика

10.Домашнее задание

Предлагает на выбор задания:

1.составить алгоритм определения типов односоставных предложений

2.ответить на вопросы архивариуса/ Приложение 5

Выбирают задание и записывают в дневники

Приложение 1 Кластер к понятию предложение

Стихотворение А. Блока

Ночь. Улица. Фонарь.Аптека.

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так.Исхода нет.

Умрёшь – начнешь опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Приложение 2 Таблица ЗХУ

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Вопросы «мудрой совы»

Приложение 3 Тест по теме «Односоставные предложения»

1. Укажите неверное утверждение.

1) Односоставные предложения могут быть распространенными.

2) Односоставные предложения те, в которых пропущен главный член предложения.

3) Назывные предложения имеют один главный член предложения - подлежащее.

4) В односоставном предложении второй член предложения не нужен

для понимания смысла предложения.

2.Укажите верное утверждение.

Односоставное предложение - это предложение, в котором:

1) опущено подлежащее,

2) опущено сказуемое,

3) нет второстепенных членов предложения,

4) грамматическая основа состоит из одного главного члена

предложения.

3. Какое предложение является односоставным?

1) Кругом все было тихо и спокойно.

2) Не будем подбрасывать дров в огонь.

3) В небе горела только одна маленькая звездочка.

4) Прошло около двух лет.

4. Какое предложение является односоставным?

1) Посетителей в коридоре нет.

2) Много песен сложено о любви.

3) На небе солнце большое, горячее.

4) Пение в соседней комнате продолжалось недолго.

5. Какое предложение является односоставным определенно-личным?

1) На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спалось.

2) Лесок проехали, видели синиц, слушали дятла.

3) Стою один среди равнины голой...

4) В редакции нас без конца засыпали вопросами.

6. Какое предложение является односоставным неопределенно-личным?

1) В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем, обманывающим птиц и других обитателей леса.

2) И нам пора опять в далекую дорогу.

3) Влажной землей из окна потянуло.

4) Им еще предстоит долго учиться.

7. Какое предложение является односоставным обобщенно-личным?

1) Итак, возьмите в левую руку пробирку с раствором.

2) Опять отложили вылет.

3) Цыплят по осени считают.

4) Придешь завтра ко мне в гости?

8. Какое предложение является односоставным безличным?

1) Что-то нынче и вправду не топят.

2) К птичьему прислушиваюсь крику.

3) Раньше на мед смотрели как на сласть, а сейчас как на лекарство.

4) За ночь сильно подморозило.

9. Какое предложение не является односоставным безличным?

1) Мне от тебя ничего не надо.

2) Ничто не дается с таким трудом, как дружба.

3) Этому коню цены нет.

4) Скоро можно было отправляться в путь.

10. Какое предложение является односоставным назывным (номинативным)?

1) Когда же прикажете ожидать вас?

2) Невозмутимая тишина и нестерпимый жар.

3) Сюда ездят любоваться морем и горой.

4) В здешних морях иначе плавать нельзя.

Ключ

1.4

2.4

3.2

4.1

5.3

6.1

7.4

8.4

9.2

10.2

Приложение 4 Методика незаконченных предложений

Сегодня на уроке я …

В группе работать мне было… , потому что…

Помогал мне..

Мешал мне…

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было…

Приложение 5 Вопросы архивариуса

1.Продолжите строчку:

Во глубине сибирских руд…(храните гордое терпенье) Кому принадлежат эти строки ? Какому событию посвящено стихотворение? Определите вид односоставного предложения.

2.Как вы понимаете смысл пословицы «Едешь на день, бери хлеба на неделю» ? В каких ситуациях местно её употреблять?

Определите вид односоставного предложения.

Список использованной литературы

1.Н.С.Валгина Синтаксис современного русского языка М.,1991

2.А.Ю.Купалова Самостоятельная работа учащихся по русскому языку в 8 классе малокомплектной школы М.,1993

3.А.Ю.Купалова Русский язык Поурочное планирование к учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой М.Дрофа, 2010

4.М.М.Разумовская Дидактический материал к учебнику русского языка 8 класс.М.,1995

5.Г.П.Соколова Уроки углубленного изучения русского языка 8 класс М.,1999

6. http://ruslit. ioso.ru

7.http://language.edu. ru

8.http://.likbez.spb.ru

9.http://ru wikipedia.org/wiki/

10. http ://mirslovarei. com/

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области