Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАМЯТНИКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОХРАНИВШЕГОСЯ ФРАГМЕНТА ФИГУРЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕЙМОНА КОН. 18В

Сохранение традиций.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Риффель И.Г.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАМЯТНИКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОХРАНИВШЕГОСЯ ФРАГМЕНТАФИГУРЫВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕЙМОНА КОН XVIII В.

Аннотация: В статье подчеркивается важность сохранения памятников декоративно-прикладного искусства, прослеживается процесс восстановления икон на основе художественной вышивки с использованием сохранившегося фрагмента XVIII в.

Abstract: The article emphasizes the importance of preservation of monuments of arts and crafts, traced the process of restoring icons based on the art of embroidery using the preserved fragment of the XVIII century.

Ключевые слова: Художественная вышивка, икона, золотное шитье, лицевое шитье, восстановление иконы, пелена.

Key words:Embroidery, icon, goldwork embroidery, pictorial needlework, restoration of icons.

Декоративно-прикладное искусство охватывает разные виды творческой деятельности, и одним из древнейших является вышивка. Это обусловлено различными культурно-историческими аспектами, в том числе религиозной культурой, которая часто прибегала к помощи различных направлений традиционного прикладного искусства, главенствующее место из которых занимала вышивка. Ведь именно с ее помощью, возможно, выгодно подчеркнуть красоту и изящество изделия. А сам процесс вышивки, безусловно, всегда ассоциировался с тяжелым и кропотливым духовным трудом, который должен пройти человек на пути к достижению мастерства.

При посещении православного храма ваше внимание, несомненно, привлечет обилие вышитых богослужебных предметов – искусно украшенные хоругви, аналойники, пелены, плащаницы и многое другое. Эти изделия являются неотъемлемой частью внутреннего убранства храма, дополняют его торжественность и молитвенную таинственность.

Издавна мастера с благоговением выполняли сложные работы по вышивке и живописи для храма, поддаваясь общим стремлениям богато его украсить, развивая и совершенствуя принципы, приемы и методы художественной вышивки, тем самым помогали упрочнить позиции декоративно-прикладного искусства. Неудивительно, что искусство шитья достигло своего расцвета во времена Древней Руси, когда главенствовало религиозное мировоззрение. Вместе с византийскими традициями в наши края пришла техника лицевого шитья. Также продолжало культивироваться шитье декоративно-орнаментальное, развивающееся на основе дохристианских традиций.

Произведения лицевого и орнаментально шитья высоко ценились и бережно хранились. Об этом свидетельствуют многочисленные и разнообразные вклады шитых вещей в крупные монастыри. В средние века это был способ пожертвования. Сегодня люди продолжают приносить изделия (или то, что от них осталось), поколениями хранившиеся в их семьях – для реставрации.

Именно таким образом к Игуменьи Анне, настоятельнице Казанского женского монастыря города Рязани, попал фрагмент подвесной пелены – фигура Великомученика и Целителя Пантелеймона. С этого момента возникает идея восстановления иконы с использованием указанного фрагмента.

Подобная работа требует определенных навыков и подготовки, чтобы выполнить ее в традициях художественной вышивки с одной стороны, с другой стороны на основе канонов религиозной культуры.

Итак, процесс восстановления и выполнения пелены с использованием сохраненного исторического фрагмента включает в себя следующие этапы:

На первоначальном этапе исследовался предоставленный фрагмент, благодаря чему было выяснено, что он является частью несохранившейся пелены. Согласно Н.А. Маясовой (автору книги «Древнерусское лицевое шитье») пелена имела разные употребления: это четырехугольный плат, которым в церквах накрывали престол и жертвенник, а также выносили при церковных шествиях. Пелены подвешивали под икону, а иногда использовали отдельно и называли шитой иконой. Кроме того, было установлено, что фигура Великомученика и Целителя Пантелеймона выполнена в золотной технике вышивкой вприкреп что позволило определить дальнейшее направление работы и подбор необходимого материала.

На этапе изучения жизнеописания Великомученика и Целителя Пантелеймона также рассматривалась литература, описывавшая особенности исполнения икон Целителя, их композиционной структуры и наиболее распространенные способы оформления, и их обработки. Согласно жизнеописанию Великомученика, он родился в Никомедии в семье знатного язычника. Его мать была христианкой и воспитала сына в своей вере, но умерла, когда он был в отроческом возрасте. После завершения языческой школы, Пантелеймон изучил врачебное искусство и получил место при дворе римского императора Максимиана. Вскоре он встретил пресвитера Ермолая, который начал рассказывать Целителю о христианстве и явил чудо молитвы. После этого он принял крещение от пресвитера и стал безвозмездно лечить жителей своего города, в том числе заточенных в тюрьме христиан.

Император призвал Пантелеймона и просил опровергнуть донос. Святой предложил императору призвать одного неизлечимого больного и устроить испытание. Кто исцелит его: он или языческие жрецы – вера того и должна быть истинною. Согласно житию, языческие жрецы не смогли исцелить больного, а Пантелеймон силой молитвы даровал расслабленному исцеление. После этого многие уверовали во Христа, а Максимиан ожесточился на Пантелеймона и приказал истязать его.

Согласно житию, когда ему отрубили голову, из раны потекло вместо крови молоко, а маслина, к которой он был привязан, тут же покрылась плодами. Брошенное в костер тело великомученика не сгорело, и было погребено христианами [4].

Глава Пантелеймона хранится в Пантелеймоновоммонастыре на Афоне. Частицы мощей святого находятся во многих городах России. В Православной церкви Пантелеймон почитается как покровитель воинов, а также как целитель. Изучение убранства этих мест также позволило разработать композицию и подобрать колористические решения для выполнения восстановительной работы.

В православной традиции на иконах изображается в образе юноши «без бороды, кудрявый» в одеянии, традиционном для изображения целителей – синем хитонес золотыми нарукавниками, синей рубашке с золотым оплечьем и коричневом плаще, собранном на груди. На левом плече узкая белая лента, подобная диаконскому орарю. В правой руке мученический крест, в левой – коробочка для лекарств, по форме напоминающие чудотворные реликвии – она является характерной деталью иконографии бессеребренников (целителей, которые лечили людей во славу Божию безвоздмезно).

Примечательно, что на иконах Великомученик, как правило, изображается по пояс, а в Казанский монастырь было передано изображение его фигуры в полный рост. Именно это и послужило основанием считать, что фрагмент является частью пелены под икону (так как для их композиций характерны фигуры в полный рост). Облачение Пантелеймона выполнены металлизированной нитью. Лицо, руки и ларец сделаны в виде иконописных вставок. Фигура декорирована канителью. Вместе с фигурой сохранилась «подставка», также выполненная металлизированной нитью в золотной технике вышивкой вприкреп. Вероятнее всего, изначально нити были традиционных для изображения Пантелеймона оттенков – коричневого, синего и золотого. О подобном распределении цвета говорят исследования, посвященные традициям вышивания икон на Руси [6]. Под воздействием времени они выцвели до практически равномерного бронзового оттенка, но при детальном рассмотрении до сих пор видно цветовое распределение. Следовательно, основной задачей при восстановлении нами иконы должно быть сохранение исторически заданного колористического решения.

Приблизительно работу можно датировать концом XVIII века. В результате анализа и рассмотрения разных вариантов было решено сделать окружение фигуры в виде пелены. Объем работ также включал в себя небольшой ремонт самого изображения – закрепление канители. Следует отдельно подчеркнуть, что реставрацию иконописных вставок будет производить художник.

В качестве основы были запялены две ткани – плотный лен для подкладки и тонкая тафта для лицевой стороны. Оттенок фона – темно-синий, сочетающийся с сохранившимися нитями фрагмента.

Вышивать было решено в строгановском стиле, так как он обладает визуальной солидностью и высоким уровнем сложности исполнения, что очень важно для придания особенной ценности труду, в основе которого лежит сохранение наследия прошлых поколений.

Характерные особенности данного стиля – подчеркнутая строгость и визуальная «простота» линий, акцент на сочетании гладкого золотого шитья с цветным фоном. Строгановская школа считается одной из лучших в церковном лицевом шитье, получила свое название в честь рода русских купцов, выходцев из разбогатевших поморских крестьян. Большинство работ строгановской школы относятся к XVII веку.

Фигура Великомученика Пантелеймона, как основа композиции, пришита в центре, на последнем этапе. Для ее окружения выбран орнамент «черенок с ягодкой», выполненный в золотной технике вышивки в прекреп. Этот узор выбран не случайно – он довольно часто встречается на древнерусских памятниках шитья (именно в диагональном исполнении, как и в нашей работе). Особенности выполнения орнамента – использование вместо традиционного картона масштабно-координатная чертежная бумага (миллиметровка). Это с одной стороны упрощает процесс, но с другой стороны требует особенной аккуратности в исполнения для избежания потери качества результата. Данный способ имеет свою особенность при технике исполнения – чтобы мягкая бумага не деформировалась заметно, вышивать нужно от центра.

Вокруг орнамента вышито обрамление из слов «Радуйся, имже вера возвысися; радуйся, имже прелесть низложися. Радуйся, великомучениче и целителю Пантелеимоне» на церковнославянском языке. Это строчки из Акафиста великомученику и целителю Пантелеимону. Для выполнения был выбран шрифт «русская вязь», как наиболее подходящий в результате изучения исторических источников [2]. При исполнении основной проблемой стала необходимость закомпоновать весь текст. Для этого была выполнена задача по стилизации надписей – изменение размера и начертания некоторых букв так, чтобы это хорошо выглядело и было читаемо в общей композиции. Нарисованные на бумаге буквы были перенесены на тафту при помощи копировальной бумаги. Орнамент и обрамление выполнены металлизированными нитями бронзового оттенка.

Общая работа над разработкой и исполнением вышивки пелены заняла 4 месяца – с декабря 2015 года по апрель 2016.

В заключении хотелось бы подчеркнуть важность сохранения и восстановления памятников декоративно-прикладного искусства. Современные художники должны выполнять подобные задачи с благоговением и пониманием необходимости сохранять наследие нашей культуры, неотъемлемой составляющей которой является религия.

Литература:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области