Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Игры математического содержания как одна из форм речевого и интеллектуального развития дошкольников с ТНР

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Игры математического содержания как одна из форм речевого и интеллектуального развития дошкольников с ТНР

«Игра - это искра,

зажигающая огонек

пытливости и

любознательности»

 В. А. Сухомлинский.

Основная проблема детей с ТНР, в отличие от дошкольников с нормальным речевым развитием, состоит в торможении развития познавательных, когнитивных функций (т. е. высших мозговых функций: памяти, внимания, мышления) Поэтому важным является совершенствование основных компонентов мыслительной деятельности детей, формирование у них логического мышления.

Логика–это наука о законах мышления и его формах, способность «рассуждать и действовать в уме».

Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это рассуждения путём построения причинно–следственных связей, в результате формирование умозаключений на основе мыслительных операций сравнения, классификации, обобщения, анализа, синтеза и др.

Наилучшим образом качества ума и приемы мыслительной деятельности формирует математика. Поэтому начинать развитие логического мышления у детей нужно с логических игр математического содержания. Такие логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что занимательная задачка содержит в себе некоторый «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Такие игры и упражнения содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности.

На первой ступени обучения дошкольников с ТНР воспитатель включает в индивидуальную логопедическую работу с детьми игры и упражнения с элементами материала математического содержания, параллельно формируя словарь импрессивной и экспрессивной речи, произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память. Особое внимание обращается на оречевление действий, связанных с математическими операциями, на их словесное обозначение, в ходе которого необходимо изменять имена существительные по родам, числам и падежам, глаголы по временам. Счетный материал также активно используется для развития движений кистей рук и совершенствования зрительного, слухового и тактильного анализаторов.

В результате дети осваивают правила счета; овладевают общепринятыми эталонами форм, величины; осваивают навыки измерения, вычленения сходства и отличия предметов; определяют пространственное расположение предметов относительно себя (впереди-сзади, надо мной, подо мной, за-передо мной, справа, слева); узнают количество, форму, величину предметов тактильно и визуально.

Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы ребёнок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и ПОНИМАЛ эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще важно учитывать следующее: язык математики – это язык абстракции, логики и символа. Чтобы действительно понимать эту науку, впоследствии, научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребёнку, прежде всего, необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь.

Это, на мой взгляд, особенно актуально, поскольку в настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Перед нами, педагогами, становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.

Элементарные математические представления должны не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развивать у дошкольника мышление, умение высказывать предположения, делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Формировать умение без раздражения отстаивать свою точку зрения. Учить детей самостоятельности ответов и суждений.

В соответствии с Федеральными образовательными стандартами математическое развитие дошкольников должно осуществляться через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также через самостоятельную познавательно-игровую деятельность самих детей.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.

Математика в детском саду должна быть веселой и занимательной.

Роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания.

Существует множество математических игр, с их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними – одновременно реализуются задачи познавательно-речевого развития.

Например:

«Считай – не ошибись»

В игре используется мяч. Перед началом игры дети договариваются (обр. область «Социализация»), в каком порядке будут считать (прямом или обратном). Ведущий бросает мяч, называет число. Тот, кто поймал, продолжает считать дальше. Игра проводится в быстром темпе.

«Раз, два, три – сосчитай!», «Что изменилось», «Путаница», др.

Занимательные игры: о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях:

«Угощаем друзей»

Возьмите для игры фигурки печений, конфет, шоколадок. Разложите на столе перед ребёнком. Рассмотрите их. Положите на стол геометрические фигуры и объясните, что это «тарелки». Угощение разложите по тарелкам, но так, чтобы конфетки, печенье и шоколадки совпадали по форме с формой «тарелки». Продолжите занятие свободной ролевой игрой в чаепитие игрушек (здесь прослеживаются такие образовательные области, как Социализация, Коммуникация).

«На что похоже»

Эта игра очень проста, но поможет детям научиться соотносить абстрактную форму и реальные предметы. Попросите ребёнка взять в руки одну из геометрических фигур, пройти по комнате и найти похожий по форме предмет. Игру можно усложнить, предлагая найти 2-3 предмета. Далее в задание можно включить и цвет, т. е. искать похожие предметы и по форме и по цвету (для этого, конечно, вам заранее нужно определить, есть ли такие предметы в комнате, а если нет, то расширить поиск /познание, социализация, коммуникация).

«Не промочи ног»

Пройти через «болото», не промочив ног. Наступать можно только на определённые фигуры, /например, на четырёхугольники синего цвета или только квадраты и т. д. /

В развивающих играх математического содержания развивается наблюдательность, внимание, память, мышление, речь. Накапливаются положительные эмоции.

П/и «Точки и Ластик».

Дети становятся в круг – они «точки». В центре круга - «ластик». Дети идут по кругу, говорят слова: /активизация словаря/

1,2,3, 4, 5! Вышли точки погулять.

Вдруг резинка выбегает и одну из них стирает

(ластик подходит и осаливает одну из «точек»).

Что тут делать? Как тут быть? Надо думать, и чертить.

«Точка», которую стёрли, «рисует» любую геометрическую фигуру – ходит в кругу, и как будто рисует круг, треугольник и т. п. Дети отгадывают.

Важно в играх развивать партнёрское взаимодействие детей.

Непринуждённая атмосфера, право выбора партнёра, задания, материала – это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалку и сообразительность. Выступая в роли ведущего, дети учатся формулировать задания и контролировать их выполнение другими детьми. Формируется умение планировать свою деятельность, сопровождать речью свои действия, объяснять партнёрам порядок и условия выполнения задания. Передавая правила игры, выбирая тип задания, ребёнок не только совершенствует объяснительную речь, но и сам лучше начинает осознавать математические понятия, прослеживать зависимости.

Очень важно, что игра - это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, насколько эти игры будут содержательными и полезными.

Особая роль в математическом развитии детей отводится нестандартным дидактическим средствам: Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счётные палочки.

Многообразные конструктивные возможности счётных палочек позволяют формировать геометрические представления, развивать пространственное воображение, обогащают и активизируют речь детей.

Рассмотри фигуры на рисунке. Выложи их из счётных палочек по памяти, если затрудняешься, по образцу. Расскажи, как тебе это удалось?

Через игры развиваем мелкую моторику пальцев рук, что способствует развитию речевых центров.

«Разложи вслепую»

Приготовьте комплекты палочек по 10 – 20 штук, отличающие по длине, толщине. Палочки разных размеров перемешиваются. Играющие с завязанными глазами сортируют палочки по размерам в отдельные коробочки.

«Что за палочки такие»

По сигналу взрослого, дети правой рукой выкладывают по одной палочки из коробки, затем по одной палочки, кладут в коробки. Выигрывает самый ловкий и быстрый. Это упражнение можно предложить для левой руки, для обеих рук одновременно.

«Художники»

Детям предлагается «нарисовать» картину. Расположение предметов обговаривается. В задании используются слова: вверху, снизу, слева, справа и т. д. (совершенствование монологической формы речи, составление рассказа о предметах, по набору картинок).

Логические блоки Дьенеша – абстрактно – дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Эти свойства можно варьировать. Важно ориентироваться на возможности детей, их внутреннюю готовность принять более сложные задачи.

Блоки позволяют моделировать множества с заданными свойствами. Например, создать множества красных блоков, квадратных блоков и др. Блоки можно группировать ,а далее и классифицировать по заданному свойству: разбивать на группы по величине /большие и маленькие, цвету (красные и не красные). Далее можно раскрыть и более сложные операции над множеством (объединение, включение, дополнение, пересечение).

Играя с блоками, ребёнок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От игр с абстрактными блоками дети легко и с удовольствием переходят к играм с реальными множествами, с конкретным «жизненным» материалом.

«Давайте поздороваемся».

Дети встают в круг, у каждого свой блок. Блоки «оживают», «разговаривают» друг с другом». Чтобы познакомиться, надо назвать «полное имя» блока. То есть перечислить весь объём его свойств (цвет, размер, величину, толщину).

«Дружат – не дружат»

Дети выбирают себе любой блок и подбирают пару по признаку 

«Дружат – не дружат». Например: «Я выбираю Юлю. У наших блоков разный размер, толщина и форма. Но они дружат, потому что у них цвет одинаковый». Или: «Я выбираю Сашу, потому что наши блоки дружат по признаку размера» (использование сложноподчинённых предложений, языковых средств для соединения их частей: чтобы, потому что, если).

Научитесь проводить игры с радостью, если ребёнку весело, он учится лучше.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области