Использование элементов сказкотерапии на занятиях с дошкольниками.
В доме детского творчества я работаю педагогом дополнительного образования , веду творческое объединение «Играем в школу», подготавливаю детей к школе. Для того, чтобы мои занятия были интереснее, я стала применять элементы сказкотерапии.
Цель: Расширить знания детей о героях знакомых сказок, их поступках
Задачи:
-прививать любовь и бережное отношение к природе;
-воспитывать отзывчивость, желание оказать помощь попавшим в беду, положительные качества личности;
-способствовать сплочению коллектива;
-развивать фантазию, воображение.
Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей.По своей природе сказка родственна игре: она погружает детей в атмосферу вымысла. Через сказки дети знакомятся с культурой и историческим опытом своего народа, получают представления о том, как жили в стародавние времена люди.
Слушая сказку, дети буквально «проживают» её, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Дети не просто слышат голос рассказчика, пред их глазами проходят образы и картины сюжетной линии рассказа, они физически и эмоционально «проживают» сюжет сказки.
Сказкотерапия –это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.
Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.
Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. Дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу сказочных героев, фантазируют, живо и образно высказывают свои мысли, решают проблемные задачи
На занятиях мы часто с детьми отправляемся в сказочное путешествие. Например: Закрыв глаза, дети оказываются в сказочном лесу. Идем мы по лесу и вдруг видим избушку на курьих ножках. Проходим мимо избушки на курьих ножках и слышим, что кто - то зовет нас на помощь. Подошли к окошку, а там колобок.
И поведал колобок историю своего заточения: как не послушался он бабушку с дедушкой и убежал путешествовать по лесу. Спрыгнул колобок с окошка и (все помогают рассказывать историю дальше) покатился по дороге, а потом с горы скатился и через мост перекатился в лесочек. А там злая Баба - Яга!!! Заманила она колобка к себе в избушку и закрыла двери заклинанием.
Для того, чтобы их открыть, нужно раздобрить Бабу-Ягу. Она очень любит загадывать загадки, их надо отгадать. Баба-Яга станет доброй, когда дети отгадавают ее загадки. Давайте мы все вместе поможем колобку отгадать загадки.
Показываю загадки с картинками
1 загадка: Сказка о том, что нельзя ничего брать у незнакомых людей, и тем боле сразу есть это немытыми руками…(Сказка о семи богатырях).
2 загадка: сказка о том, что последняя капля не обязательно самая большая….(Репка).
3 загадка: сказка о том, что если уж придумываешь пароль, то следи за тем, чтобы никто его не узнал….
( Волк и семеро козлят) и т.д.
Бабе –Яге очень понравилось, что ее загадки отгадали. Но она посмотрела в зеркало и у нее испортилось настроение. Баба –яга захотела стать похожей на принцесу. Давайте поможем Бабе-Яге стать красивой, нарисуем ее в образе принцессы и таким образом превратим в добрую(дети на плакате рисуют образ доброй Бабы-яги).
Бабе- Яге очень понравились ваши рисунки, она стала доброй и решила отпустить колобка. Молодцы, ребята, благодаря вашим усилиям, дверь открылась.
Или в сказке «Теремок», надо помочь зверям построить дом. Так как в конце сказки его сломал медведь, и все звери остались на улице. Начинаем строить новый дом, дети вырезают из цветной бумаги детали для домика и наклеивают их на ватмане. Получился домик . Все звери очень рады и довольны.
Дети очень любят участвовать в инсценировании сказки. Когда ребенок выступает в роли героя, больше погружается в сюжет, он сам проживает ситуацию за сказочного героя, какой-то отрезок сказки.
Таким образом, сказкотерапия – наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.