Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Экстренный уровень сопровождения замещающей семьи опыт Ерофеевского центра помощи детям

Поделиться опытом работы в рамках сопровождения замещающих семей

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Экстренный уровень сопровождения замещающей семьи:

опыт Ерофеевского центра помощи детям

Как бы ни жил человек,

ему все равно требуется семья.

Семью не заменишь ни деньгами,

ни карьерой, ни друзьями.

Семья — как элемент пазла:

найдешь недостающий кусочек,

и картинка жизни сложится…

Главной задачей Ерофеевского центра помощи детям является сохранение замещающей семьи и недопущение ее распада. Сопровождение ведется с 2016 года. За весь период сопровождения заключено 115 договоров с замещающими семьями, проживающими в четырех районах (Тарасовском, Тацинском, Белокалитвинском, Каменском). За время работы службы сопровождения на экстренном уровне находилось 9 семей.

На основании Приказа Министерства образования Ростовской области №421 от 10.06.2019 «Об утверждении Порядка сопровождения замещающих семей» на экстренном уровне находятся замещающие семьи на грани отказа от воспитания приемного ребенка и при выявлении случая самовольного ухода ребенка. Зачастую именно с такими случаями мы сталкиваемся при оказании помощи.

Субъектами сопровождения на экстренном уровне становятся замещающие семьи в следующих случаях:

• опекун отказывается от опеки;

• в ситуации острого конфликта с приемными детьми, который может угрожать здоровью членов семьи;

• приемные дети переживают состояние «сверхсильной стрессовой нагрузки» после насилия, острого переживания горя и утраты.

Основными задачами сопровождения на экстренном уровне являются либо предотвращение отказа от воспитания детей и перевод семьи на кризисный уровень сопровождения, либо сглаживание травматических последствий для ребенка его дезинтеграции из семьи. Временное ограничение данного сопровождения не более трех недель. Главная задача – остановить процесс распада семьи и наладить отношения между детьми и взрослыми.

Проблема обозначена, необходимо ее решение. Для этого создается мобильная группа (бригада). Мобильная бригада — это группа специалистов, созданная на базе учреждения для обеспечения диагностической, социальной, психологической, информационно-консультативной помощи и оказания иных социальных услуг семьям с детьми и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Деятельность Мобильной бригады осуществляется во взаимодействии с органами опеки, здравоохранения, образования, общественными и иными организациями.

Целью деятельности Мобильной бригады является экстренное оказание социальных услуг семьям с детьми и детям в результате

-жестокого обращения в семье над ребенком,

-безнадзорности, 

-самовольных уходов несовершеннолетних. 

В  состав Мобильной бригады могут входить следующие специалисты учреждения: социальный педагог, педагог-психолог, медицинская сестра, юрисконсульт, водитель. Состав Мобильной бригады корректируется в зависимости от нуждаемости семей с детьми и детей в конкретных видах социальных услуг.

Основными задачами создания Мобильной бригады являются:

Функциональные обязанности специалистов, входящих в состав Мобильной бригады (текст ниже для презентации)

Нас, конечно, интересует специфика работы психолога.

          Замещающая семья, как правило, находится в состоянии аффективной загруженности. Прежде чем вынести свою проблему на всеобщее обозрение (сообщить о проблеме в органы опеки, самостоятельно обратиться к психологу), приемные родители уже попробовали, и не один раз, самостоятельно решить свои проблемы, исчерпали все свои возможности. Потерпев неудачу, семья испытывает фрустрацию – состояние, когда на пути достижения значимой цели (решения проблемы), она встречает непреодолимое препятствие (сопротивление окружающих, недостаточность собственных психологических ресурсов). Переживание фрустрации сопряжено с ростом психологической напряженности, переживанием неудовлетворенности, разочарования, неудовольствия, обиды, печали и других негативных эмоций по отношению к себе, окружающим и приемному ребенку.  Это свое эмоциональное состояние замещающие родители и предъявляют мобильной бригаде.

Основная задача психолога при первом посещении -  оптимизировать эмоциональное состояние родителей, детей. Как правило, эмпатическое и партнерское отношение возвращает им уверенность в себе. Психологическое принятие приемной семьи стабилизирует их картину мира и самооценку, позволяя нормализовать взаимоотношения с самим собой, с другими членами семьи. Принятие, как личности замещающего родителя (ребенка), так и его переживаний позволяет ему пережить коррективный эмоциональный опыт, нормализующий состояние.

 В качестве примера можно привести случай с приемной семьей, запрос о помощи которой поступил от специалистов органов опеки. Приемная мама (34 года) обращается с просьбой помочь: девочка (14 лет) уходит из дома, выкладывает свои откровенные фотографии в социальные сети, привычное поведение изменилось. Папа девочки повесился, мама умерла, когда девочке было 7 лет. Приемная мама разведена, поддержки со стороны родственников, друзей, коллег по работе нет. Чтобы прокормить большую семью (кроме двух приемных детей, у женщины 3 кровных ребенка) ей приходится много работать, а поэтому, элементарно, уделить внимание всем детям крайне сложно. В данной ситуации именно психолог являлся для них ресурсом, который они не дополучили в обществе.

В наш первый приезд всем членам семьи хотелось высказаться, хотя с представителями полиции, специалистами органов опеки девочка не захотела общаться. В ходе нашей совместной беседы члены семьи почувствовали уважительное принимающее отношение к себе, поняли, что их случай не единственный. Считаем, что на этом этапе нам удалось снять напряжение, вывести на откровенный разговор, мы дали почувствовать семье, что проблемы решаемы.

Выезд – это наиболее эффективный способ экстренной помощи замещающей семье, потому что члены семьи находятся в привычной для себя обстановке, им комфортно в собственном пространстве, они могут расслабиться и непринужденно себя вести, что является важным для психолога при сборе информации о семье.

После знакомства, предлагаем ряд диагностических методик, чтобы составить представление о семье, их взаимоотношениях друг с другом. Для этого мы используем стандартные опросники:

При возникающих затруднениях в ответах предлагаем помощь, т.е. ребенок (родитель) не заполняет анкеты молча, а в ходе заполнения может устно поделиться волнующими его фактами, событиями, ситуациями. Это дает дополнительную информацию в копилку сведений о семье. После индивидуальной работы (один психолог беседует с родителем, другой – с ребенком) стараемся, чтобы семья собралась вместе, даем задание «Образы».

Предлагаем представить всем членам семьи, как выглядит их проблема (стресс): засохший цветок, замкнутый круг и т. д. Поработать с ним, например: мысленно разомкнуть этот круг, цветок полить и т д.

Кроме диагностик, делаем запрос в образовательное учреждение, где обучается ребенок, беседуем с классным руководителем, педагогом-психологом школы. Полученная информация позволит узнать больше о семье, ребенке и составить общий портрет семьи.

Далее мы определяем сильные стороны семьи (ресурсы):

- опыт воспитания собственных детей;

- опыт проживания опекуна в кровной семье;

- молодой возраст;

- материальная база семьи;

- ресурсы каждого члена семьи;

- поддержка родственников и другие.

Основываясь на полученную информацию (портрет семьи), ресурсность, составляется индивидуальная программа сопровождения, в которую входят:

-индивидуальные консультации (очные, по телефону);

-детско-родительские занятия, тренинги;

- тематические беседы;

-коррекционные занятия;

- промежуточные диагностики.

       В качестве примера. В наш центр поступил запрос от семьи об оказании помощи. В семью взяты сестра (15 лет) и брат (9 лет). Проблема: со слов приемных родителей мальчик «неуправляем», склонен к бродяжничеству. Замещающие родители боятся за его жизнь и здоровье.

Анамнез семьи: Сестра (15 лет) и брат (9 лет) остались сиротами (родители умерли, когда сестре было - 10 лет, брату – 4 года). В связи с этим первое время детей воспитывала бабушка матери, затем бабушка отца, после дети попали к дяде, который оформил опеку над племянниками и через год отказался от опеки. Детей приняла замещающая семья, в которой уже находился ребенок, девочка (12 лет). На сегодняшний день для приемных детей это пятая семья, которая в очередной раз предъявляет свои особые правила. Мальчик соглашается со всеми требованиями, но поступает иначе. Его действия (порча имущества, уход из дома) – вызов ко всем, просьба обратить внимание.

В ходе опросов, диагностик, бесед выявлено, что к ребенку предъявляются завышенные требования, поступки сравниваются с поведением кровного сына (для них он – идеал). В результате мальчик выражает знаки протеста к такому огромному количеству требований и запретов.

Нами принято решение особый акцент по сопровождению сделать на работе с родителями, указать им на особенности воспитания приемных детей с нарушением привязанности. Для них была разработана программа коррекции детско-родительских отношений. Родителям предложено участие в работе Родительского клуба, где они познакомились с другими приемными семьями, делились опытом воспитания, рассказывали о проблемах, участвовали в конкурсах художественной самодеятельности, Ярмарке семейных традиций и в других мероприятиях центра. Такая работа послужила переоценке приоритетов, позволила посмотреть на приемных детей другими глазами.

Проблем по посещению занятий, мероприятий с данной семьей не было, т.к. все члены были настроены на налаживание взаимоотношений. Понимание того, что мы на верном пути, указывали промежуточные положительные результаты.

В сопровождении на экстренном уровне мы придерживаемся выработанного алгоритма работы:

Мы сделали вывод, что, какая бы работа с семьей ни проводилась, для получения положительного результата, ее надо делать в системе, процесс должен быть непрерывным.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области