Экстренный уровень сопровождения замещающей семьи:
опыт Ерофеевского центра помощи детям
Как бы ни жил человек,
ему все равно требуется семья.
Семью не заменишь ни деньгами,
ни карьерой, ни друзьями.
Семья — как элемент пазла:
найдешь недостающий кусочек,
и картинка жизни сложится…
Главной задачей Ерофеевского центра помощи детям является сохранение замещающей семьи и недопущение ее распада. Сопровождение ведется с 2016 года. За весь период сопровождения заключено 115 договоров с замещающими семьями, проживающими в четырех районах (Тарасовском, Тацинском, Белокалитвинском, Каменском). За время работы службы сопровождения на экстренном уровне находилось 9 семей.
На основании Приказа Министерства образования Ростовской области №421 от 10.06.2019 «Об утверждении Порядка сопровождения замещающих семей» на экстренном уровне находятся замещающие семьи на грани отказа от воспитания приемного ребенка и при выявлении случая самовольного ухода ребенка. Зачастую именно с такими случаями мы сталкиваемся при оказании помощи.
Субъектами сопровождения на экстренном уровне становятся замещающие семьи в следующих случаях:
• опекун отказывается от опеки;
• в ситуации острого конфликта с приемными детьми, который может угрожать здоровью членов семьи;
• приемные дети переживают состояние «сверхсильной стрессовой нагрузки» после насилия, острого переживания горя и утраты.
Основными задачами сопровождения на экстренном уровне являются либо предотвращение отказа от воспитания детей и перевод семьи на кризисный уровень сопровождения, либо сглаживание травматических последствий для ребенка его дезинтеграции из семьи. Временное ограничение данного сопровождения не более трех недель. Главная задача – остановить процесс распада семьи и наладить отношения между детьми и взрослыми.
Проблема обозначена, необходимо ее решение. Для этого создается мобильная группа (бригада). Мобильная бригада — это группа специалистов, созданная на базе учреждения для обеспечения диагностической, социальной, психологической, информационно-консультативной помощи и оказания иных социальных услуг семьям с детьми и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Деятельность Мобильной бригады осуществляется во взаимодействии с органами опеки, здравоохранения, образования, общественными и иными организациями.
Целью деятельности Мобильной бригады является экстренное оказание социальных услуг семьям с детьми и детям в результате
-жестокого обращения в семье над ребенком,
-безнадзорности,
-самовольных уходов несовершеннолетних.
В состав Мобильной бригады могут входить следующие специалисты учреждения: социальный педагог, педагог-психолог, медицинская сестра, юрисконсульт, водитель. Состав Мобильной бригады корректируется в зависимости от нуждаемости семей с детьми и детей в конкретных видах социальных услуг.
Основными задачами создания Мобильной бригады являются:
Функциональные обязанности специалистов, входящих в состав Мобильной бригады (текст ниже для презентации)
Нас, конечно, интересует специфика работы психолога.
Замещающая семья, как правило, находится в состоянии аффективной загруженности. Прежде чем вынести свою проблему на всеобщее обозрение (сообщить о проблеме в органы опеки, самостоятельно обратиться к психологу), приемные родители уже попробовали, и не один раз, самостоятельно решить свои проблемы, исчерпали все свои возможности. Потерпев неудачу, семья испытывает фрустрацию – состояние, когда на пути достижения значимой цели (решения проблемы), она встречает непреодолимое препятствие (сопротивление окружающих, недостаточность собственных психологических ресурсов). Переживание фрустрации сопряжено с ростом психологической напряженности, переживанием неудовлетворенности, разочарования, неудовольствия, обиды, печали и других негативных эмоций по отношению к себе, окружающим и приемному ребенку. Это свое эмоциональное состояние замещающие родители и предъявляют мобильной бригаде.
Основная задача психолога при первом посещении - оптимизировать эмоциональное состояние родителей, детей. Как правило, эмпатическое и партнерское отношение возвращает им уверенность в себе. Психологическое принятие приемной семьи стабилизирует их картину мира и самооценку, позволяя нормализовать взаимоотношения с самим собой, с другими членами семьи. Принятие, как личности замещающего родителя (ребенка), так и его переживаний позволяет ему пережить коррективный эмоциональный опыт, нормализующий состояние.
В качестве примера можно привести случай с приемной семьей, запрос о помощи которой поступил от специалистов органов опеки. Приемная мама (34 года) обращается с просьбой помочь: девочка (14 лет) уходит из дома, выкладывает свои откровенные фотографии в социальные сети, привычное поведение изменилось. Папа девочки повесился, мама умерла, когда девочке было 7 лет. Приемная мама разведена, поддержки со стороны родственников, друзей, коллег по работе нет. Чтобы прокормить большую семью (кроме двух приемных детей, у женщины 3 кровных ребенка) ей приходится много работать, а поэтому, элементарно, уделить внимание всем детям крайне сложно. В данной ситуации именно психолог являлся для них ресурсом, который они не дополучили в обществе.
В наш первый приезд всем членам семьи хотелось высказаться, хотя с представителями полиции, специалистами органов опеки девочка не захотела общаться. В ходе нашей совместной беседы члены семьи почувствовали уважительное принимающее отношение к себе, поняли, что их случай не единственный. Считаем, что на этом этапе нам удалось снять напряжение, вывести на откровенный разговор, мы дали почувствовать семье, что проблемы решаемы.
Выезд – это наиболее эффективный способ экстренной помощи замещающей семье, потому что члены семьи находятся в привычной для себя обстановке, им комфортно в собственном пространстве, они могут расслабиться и непринужденно себя вести, что является важным для психолога при сборе информации о семье.
После знакомства, предлагаем ряд диагностических методик, чтобы составить представление о семье, их взаимоотношениях друг с другом. Для этого мы используем стандартные опросники:
При возникающих затруднениях в ответах предлагаем помощь, т.е. ребенок (родитель) не заполняет анкеты молча, а в ходе заполнения может устно поделиться волнующими его фактами, событиями, ситуациями. Это дает дополнительную информацию в копилку сведений о семье. После индивидуальной работы (один психолог беседует с родителем, другой – с ребенком) стараемся, чтобы семья собралась вместе, даем задание «Образы».
Предлагаем представить всем членам семьи, как выглядит их проблема (стресс): засохший цветок, замкнутый круг и т. д. Поработать с ним, например: мысленно разомкнуть этот круг, цветок полить и т д.
Кроме диагностик, делаем запрос в образовательное учреждение, где обучается ребенок, беседуем с классным руководителем, педагогом-психологом школы. Полученная информация позволит узнать больше о семье, ребенке и составить общий портрет семьи.
Далее мы определяем сильные стороны семьи (ресурсы):
- опыт воспитания собственных детей;
- опыт проживания опекуна в кровной семье;
- молодой возраст;
- материальная база семьи;
- ресурсы каждого члена семьи;
- поддержка родственников и другие.
Основываясь на полученную информацию (портрет семьи), ресурсность, составляется индивидуальная программа сопровождения, в которую входят:
-индивидуальные консультации (очные, по телефону);
-детско-родительские занятия, тренинги;
- тематические беседы;
-коррекционные занятия;
- промежуточные диагностики.
В качестве примера. В наш центр поступил запрос от семьи об оказании помощи. В семью взяты сестра (15 лет) и брат (9 лет). Проблема: со слов приемных родителей мальчик «неуправляем», склонен к бродяжничеству. Замещающие родители боятся за его жизнь и здоровье.
Анамнез семьи: Сестра (15 лет) и брат (9 лет) остались сиротами (родители умерли, когда сестре было - 10 лет, брату – 4 года). В связи с этим первое время детей воспитывала бабушка матери, затем бабушка отца, после дети попали к дяде, который оформил опеку над племянниками и через год отказался от опеки. Детей приняла замещающая семья, в которой уже находился ребенок, девочка (12 лет). На сегодняшний день для приемных детей это пятая семья, которая в очередной раз предъявляет свои особые правила. Мальчик соглашается со всеми требованиями, но поступает иначе. Его действия (порча имущества, уход из дома) – вызов ко всем, просьба обратить внимание.
В ходе опросов, диагностик, бесед выявлено, что к ребенку предъявляются завышенные требования, поступки сравниваются с поведением кровного сына (для них он – идеал). В результате мальчик выражает знаки протеста к такому огромному количеству требований и запретов.
Нами принято решение особый акцент по сопровождению сделать на работе с родителями, указать им на особенности воспитания приемных детей с нарушением привязанности. Для них была разработана программа коррекции детско-родительских отношений. Родителям предложено участие в работе Родительского клуба, где они познакомились с другими приемными семьями, делились опытом воспитания, рассказывали о проблемах, участвовали в конкурсах художественной самодеятельности, Ярмарке семейных традиций и в других мероприятиях центра. Такая работа послужила переоценке приоритетов, позволила посмотреть на приемных детей другими глазами.
Проблем по посещению занятий, мероприятий с данной семьей не было, т.к. все члены были настроены на налаживание взаимоотношений. Понимание того, что мы на верном пути, указывали промежуточные положительные результаты.
В сопровождении на экстренном уровне мы придерживаемся выработанного алгоритма работы:
Мы сделали вывод, что, какая бы работа с семьей ни проводилась, для получения положительного результата, ее надо делать в системе, процесс должен быть непрерывным.