Приложение 6
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Выходим в море!» |
Цель: Расширить знания детей о мировом океане.
Образовательные задачи:
- Обобщить знания и представления детей о морях и океанах, о профессиях.
- Закрепить названия морей и океанов планеты.
- Обогащать речь детей.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательный интерес детей, память, мышление.
- Развивать речевую активность детей.
- Развивать эмоциональное восприятие детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес и бережное отношение к воде, морям и океанам.
Методические приемы:
Наглядный: интерактивный Глобус, карта мира; образовательное видео «Моря и океаны»
Словесный: беседы о возникновении мирового океана.
Игровой: физкультминутка, дидактические игры.
Материалы и оборудование: интерактивный глобус, аудиозапись «Шум моря», карта мира, кинезиологический комплекс «Нейроянварь», морская черепашка (перчаточная игрушка), 4 бутылки с водой у которых крышки покрыты гуашью черной, красной, желтой и белой.
Предварительная работа: Беседы «Моря и Океаны»; «Животный и растительный мир океана»; рассматривание сюжетных иллюстраций; чтение художественной литературы: сказки о море «Белый дельфин»; создание альбома «Обитатели морских глубин»; отгадывание загадок; чтение пословиц и поговорок о воде; Выставка детских работ «Морские глубины».
ХОД НОД
I ЧАСТЬ
Кинезиологический комплекс «Нейроянварь»
Воспитатель: Послушайте шуточное стихотворение А. Усачева:
Если на карту Земли посмотреть
Земли на земле всего одна треть...
Но странный вопрос возникает тогда?
Планета должна называться - вода!
- Посмотрите на карту. Чего больше на нашей планете: суши или воды? Вода занимает 2/3 всей поверхности планеты.
Каким цветом на глобусе обозначена вода? Правильно, все реки, озера, моря и океаны на глобусе обозначены голубым цветом.
Экспериментальная работа
Воспитатель: У вас на столе лежит круг. Почему именно круг, а не квадрат, треугольник?
Дети: Потому что, наша Земля круглая.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, круг разделен линиями на 3 части. Закрашиваем в зеленый цвет одну часть из трех, а две части закрашиваем синим цветом. Вот столько места занимает на Земле вода – 2/3, и 1 часть - это суша.
- Скажите пожалуйста, а везде ли одинаково окрашены моря и океаны?
Дети: Нет, потому что одни очень глубокие и поэтому цвет более темный, а другие мельче и цвет светлее.
Дидактическая игра «Морские глубины» (Каждый цвет – это слой океана. Белый верхний и т.д., черный –сама бездна).
Воспитатель: Правильно, чем мельче море или океан – тем цвет светлее, но все-таки моря и океаны очень глубоки.
(Дети встают из-за столов и проходят на ковер).
Появляется морская черепашка (перчаточная игрушка).
Морская Черепашка: Здравствуйте ребята, я морская черепашка, только что родилась. Я очень любопытная и сую свой нос повсюду, поэтому зовут меня Варвара. Так я оказалась у вас в гостях.
Воспитатель: а ты знаешь поговорку: «Любопытной Варваре, на базаре нос оторвали»?
Морская Черепашка: а мне не оторвут, потому что-я-то там, то тут! Давайте знакомиться!
Игра «Давайте познакомимся»
- Давайте познакомимся друг с другом. Предлагаю поиграть в игру «Знакомство». Я называю имена, и все ребята с этими именами выполняют определенное задание.
… - покажитесь;
… - улыбнитесь;
… - наклонитесь;
… - отзовитесь;
… - потянитесь;
… - причешитесь;
… - похлопайте;
… - потопайте;
… - попрыгайте;
… - помашите рукой
Расскажите, а чем вы тут занимаетесь? (ответы детей). Ой, как интересно! А можно и мне с вами? (ответы детей).
II ЧАСТЬ
Воспитатель: Синим цветом на карте обозначены огромные океаны.
На нашей планете пять океанов – Тихий океан - он самый большой и глубокий, расположен между Америкой и Азией, занимает более трети поверхности Земли; Атлантический океан - тянется с севера на юг; в водах этого океана протекает теплое течение Гольфстрим, которое влияет на климат нашей планеты; Индийский океан - самый теплый океан, в его водах обитает большое количество представителей океанических живых существ; Северный Ледовитый океан - занимает почти всю северную полярную область и большую часть года покрыт льдами. Многие ученые предложили выделять ещё и Южный океан - его образуют воды южных частей Тихого, Атлантического и Индийского океанов. (Показ фото океанов).
Работа с интерактивным глобусом.
- Сможешь найти их на глобусе? Посмотрим, какой океан ближе всех к нам.
Морская Черепашка: ребята, давайте поиграем со мной.
Физминутка "Море"
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Воспитатель: моря на карте отмечают синим цветом, но они меньшего размера, но только на карте или глобусе.
Морская Черепашка: ребята, у меня есть «волшебные бутылочки» которые помогут узнать нам, как называются некоторые моря.
Морская Черепашка: и так, давайте посмотрим, какое название будет у первого моря? (бутылочку хорошо потрясти, она окрашивается в желтый цвет). Как называется это море? (ответы: Желтое море). Давай найдем на глобусе Желтое море. Для этого необходимо отправится на побережье Китая, и найти его. Желтому морю подарила название Желтая река, которое в него впадает. Она настолько мутная, что окрашивает морскую воду в желтый. А еще в этом месте бывают очень частые бури, которые приносят пыль, эта пыль и окрашивает воду в желтый цвет.
Морская Черепашка: какое будет следующее море? Бутылка, бутылка скажи, какое будет море? (бутылочку хорошо потрясти, она окрашивается в красный цвет). Какое это море? (ответы детей). Давай тоже его найдем на глобусе. Оно находится рядом с жаркой Африкой. Красное море получило свое название от красно-бурых водорослей, плавающих на поверхности моря.
Морская Черепашка: бутылка, скажи, какое будет следующее море. (бутылочку хорошо потрясти, она окрашивается в черный цвет). Какое море, вы видите? (ответы детей). Побежали скорей к глобусу, найдем где находится Черное море. В древности слово «черное» обозначало – «негостеприимный». А еще это море называют черным, потому что предметы, побывавшие на его дне – чернеют, это происходит, потому что в Черном море большое количество сероводорода.
Морская Черепашка: бутылка, помоги нам, подскажи, какое будет следующее море? (бутылочку хорошо потрясти, она окрашивается в белый цвет). Что же получилось? (ответы детей). Тоже найдем его на глобусе. Белое море – холодное море, оно находится в верхней части глобуса. Более полугода оно покрыто ослепительно белыми льдами и снегом. Отсюда и название.
Воспитатель: Черепашка, как увлекательно ты рассказала о морях. Вода в морях и океанах находится в постоянном движении, образуются потоки, которые называются течениями. Причина течений - ветры, которые гонят вдоль материков теплую воду от экватора в полярные широты, а с севера холодные воды возвращаются к экватору. Эти течения влияют на погоду и климат континентов.
В водах морей и океанов обитает множество океанических живых существ.
Моря и Океаны до сих пор хранят множество тайн. Исследователи изучают обитателей подводного мира, находят затопленные города и обломки затонувших кораблей.
Изучать море и океаны очень сложно- там темно, холодно, и без специальных приспособлений человек не может долго находится под водой. Поэтому, если тебе очень хочется совершить настоящее открытие, становись океанологом или морским биологом – так называются ученые, которые изучают жизнь Мирового океана и то, как он устроен. Там еще столько неизвестного!
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами узнаем, какой берег бывает у моря и океана, как вы думаете?
Дети: песчаный, галечный, илистый.
Экспериментальная работа: (Сенсорная коробка, песок, мелкие камешки и глина с водой)
Воспитатель: На каком берегу вам хотелось бы побывать? Почему?
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Всколыхнется белой гривой
Выйдет на берег игриво,
Между пальцами прольется,
И домой к себе вернется…(Волны)
Воспитатель: Да, правильно. И когда морская волна достигает берега и бьется о камни, образуется морская пена.
Воспитатель: а можно ли пить морскую воду (нельзя) Почему?
Дети: Потому что она соленая, не вкусная, не утоляет жажду.
Воспитатель: Правильно, а соленый привкус воде придают различные минеральные вещества, которые приносят в океаны и моря, впадающие в них реки. Но морская вода очень полезная. А где человек использует ее?
Дети: Из морской воды добывают различные вещества, из которых потом делают лекарства, удобрения для растений и т.д.
Воспитатель: Но хотя в океанах и морях вода соленая, в ней растут водоросли и обитают различные животные.
Морская Черепашка: ребята, у вас так интересно! Можно я к вам еще приду, мне пора домой, мама, наверное, волнуется.
III часть
Воспитатель: Люди давно привыкли к существованию морей и океанов. Возят по морю грузы, добывают рыбу, водоросли. И в них попадает слишком много мусора, отходов, нефть. Киты стали реже встречаться, меньше рыбы, исчезают дельфины. И люди решили, что море необходимо охранять. Но как?
Дети: Создавать морские заповедники, корабли нефти- сборщики, корабли — мусоросборщики.
Воспитатель: Да человек давно понял, что океаны нуждаются в охране. Поэтому вы подумаете, какие чудо-машины могут изобрести инженеры, и на следующее занятие мы их нашей мастерской сконструируем из «Лего».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте вспомним, о чем мы сегодня еще с вами говорили, и что нового узнали.
Дети: Сегодня мы познакомились с мировым океаном; какие есть моря и океаны на планете, узнали какой берег бывает и моря и океана, что вода в море и океане соленая, о том что воду необходимо беречь и охранять, с профессиями, которые изучают особенности морей и океанов.