Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Особенности домашнего обучения детей с интеллектуальными нарушениями"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ГБОУ Илишевская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ

Статья на тему:

«Особенности домашнего обучения для детей

с интеллектуальными нарушениями»

Учитель-дефектолог: Мусалимова Эльза Ханафиевна

В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и является одним из приоритетных направлений в современной социальной и образовательной политике российского государства. Вопросы создания условий и защиты прав детей с ОВЗ, разработки специальных программ обучения и развития поставлены на правительственном уровне.Особенности надомного обучения детей с ОВЗ рассмотрены в этой работе.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети. Большинство из них — олигофрены.

Олигофрения— это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры головного мозга, в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периоды.

Специальное образование человека с ОВЗ – глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения (отклонений) в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма.

Если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях. Организация обучения определяется постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» от 18.06.96 № 861. Право на обучение в домашних условиях получают дети, заболевания или нарушения в развитии которых, соответствуют указанным в установленном Министерством здравоохранения РФ специальном перечне. Основанием для организации надомного обучения является медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения.

Школа надомного обучения, являясь составной частью системы образования, предоставляет возможность лицам, не имеющим возможности обучаться в условиях класса общеобразовательных школ, получить в адекватных их физическим особенностям условиях образование в пределах государственных стандартов.

Школа надомного обучения реализует программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и является общеобразовательным учреждением.

В штатное расписание образовательного учреждения, использующего форму надомного обучения, должно включить следующие должности:

•педиатр;

•медицинская сестра;

•реабилитолог;

•психотерапевт;

•учитель-логопед;

•учитель-дефектолог;

•педагог-психолог;

•педагог-психолог с квалификацией «социальный психолог».

Содержание образования в школе надомного обучения определяется образовательными программами, принимаемыми и реализуемыми образовательным учреждением самостоятельно на основании примерных образовательных программ, разработанных Министерством образования и науки РФ, в соответствии в государственными стандартами. Сроки освоения образовательных программ могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой, а для обучающихся с отклонениями в развитии – по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) ОУ соответствующего вида.

Образовательный процесс в условиях надомного обучения осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, учителями и воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку. В целях охраны и укрепления здоровья обучающихся проводятся лечебно-профилактические мероприятия, групповые и индивидуальные коррекционные занятия. При этом часть занятий может проводиться вне дома, а часть – на дому.

Учебный план надомного обучения разрабатывается на основе базисного учебного плана с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и пожеланий родителей обучающихся. В течение года в него можно вносить изменения – в зависимости от особенностей развития обучающихся и характера протекания заболевания. Учебный процесс строится путём  составления индивидуального учебного расписания ребёнка, которое обязательно согласовывается с родителями с учётом активности и периода работоспособности ребёнка.

Одной из важных психологических задач обучения на дому является повышение мотивации учеников к  обучению. Не имея возможности чувствовать и соотносить свой личный успех с успехами сверстников, ребёнок теряет стремление к достижению. Необходимо найти такие формы учебной деятельности ребёнка, в которых он смог бы почувствовать себя успешным, организовывать его участие в школьных конкурсах и смотрах.

Разнообразие форм и технологий индивидуального сопровождения надомного обучения определяется степенью и типами ограничений и возможностей  ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 2007.

Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование. - 2006. - №1.

Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие/сост. Н.Д. Шматко. – М., 1997. – 128 с.

Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1 / Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д., 2007.

Инвалиды: язык и этикет. – М., - 2000 г.

Ипполитова М. В., Чернобровкина Е.Д. Педагогам и воспитателям о детях с отклонениями в развитии: Методическое пособие. – М., 1994.

Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 349 с.

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб, 2004. – 400 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 01.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области