«Найти, раскрыть, способствовать раскрытию талантов ребенка»
Потылицына Н.Н.
Статья посвящена тому, что уже в дошкольном детстве необходимо развитие социальной активности, целеустремленности, волевых качеств, необходимо много внимания уделять воспитанию уверенности ребенка в собственных силах.
Ключевые понятия: «Я сам!», «У меня получается!», «Я могу!». Переживание успеха, умение преодолеть себя, неумение, незнание, неопытность. Рациональные способы достижения результата, проявление самостоятельности, активности.
В различных ситуациях дошкольной жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят остальных, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но, поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, отличается от других.
Таким образом, появление одаренных, талантливых детей, есть результат стечения места, времени и обстоятельств, при которых ребенок должен проявить нужные качества. При оценке успешной деятельности одаренного, талантливого ребенка важен не столько объективный ее результат, сколько признание этой успешности.
Толчком к развитию различных качеств могут стать спортивные или интеллектуальные игры-соревнования, требующие ловкости, точности и скорости запоминания и воспроизведения информации.
Он взрослых изводил вопросом "Почему?"
Его прозвали "маленький философ".
Но только вырос он, как начали ему,
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому,
Не задает вопросов "Почему?".
С.Я. Маршак
Цель современного личностно-ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания.
Современный педагог с огромной ответственностью должен подходить к организации и выбору содержания дошкольного образования, чтобы обеспечить своевременное и эффективное развитие ребенка.
В наше время на детей обрушивается поток разнообразной и не всегда полезной информации.
А для ее восприятия и грамотной фильтрации требуется иной уровень мышления детей и иной подход к их воспитанию и обучению со стороны педагогов.
Вхождение ребенка
В человеческий мир –
Это непрерывная цепочка
«Открытий для себя»
Интеграция ребенка в общественно-культурный, человеческий мир, в ходе которой совершается детское развитие, есть поиск ключа к их решению. Его ребенок ищет лишь в содействии со взрослыми.
Конечно, взрослый часто испытывает соблазн дать этот ключ ребенку в готовом виде – непосредственно «из рук в руки».
На первый взгляд это упрощает жизнь взрослого и ребенка, гарантирует надежную «социализацию» развивающегося человека.
В 2018 году я взяла в детском саду группу детей. Результаты психолого-педагогического мониторинга показали, что у 50% детей:
Жизнь ребенка может быть полноценной только при условии, если он чувствует себя не только и не столько опекаемым, сколько «созидателем», открывающим для себя что-то новое. Я поделюсь наработанным опытом и расскажу об особенностях проведения НОД.
Нет сомнения в том, что все дети талантливы. Нередко это скрыто от окружающих. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребенка – это одна из важнейших задач педагогов.
К каждому ребенку я стараюсь находить правильный подход.
Видеть в ребенке его способности, задатки, склонности.
При внимательном наблюдении за детьми можно определить сферу талантов ребенка.
Интеллектуальная сфера талантов
Если ребенок способен к гуманитарным наукам, то он
Для детей, имеющих способности к совместным наукам, характерно:
У ребенка творческое мышление, то он:
У детей есть способности к художественной деятельности, музыке, двигательной сфере, общению, лидерству.
У некоторых детей заметны интуитивные способности. Они схватывают информацию на лету.
Мы часто устраиваем с детьми интеллектуальные соревнования – викторины, я часто замечаю, что два ребенка, имеющих одинаковые способности, проявляют их по-разному.
Во время своей работы я стараюсь создать благоприятные условия для развития одаренности – подмечаю интерес ребенка и начинаю уделять как можно больше внимания его занятиям в этом направлении, поддерживать, хвалить, интересоваться.
Детей, обладающих несколькими видами способностей, принято называть одаренными. Одаренный ребенок может даже не стараться – он творит, как дышит. Это свойство окажется незамеченным никем, если между ребенком и взрослым нет доверительных отношений.
Одаренность проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью малыши развиваются интенсивнее.
Мне нравится, что дети не безразличны к получаемым результатам, они обсуждают, интересуются. Почти у каждого из них есть желания выполнять работу лучше, стараться успешнее сделать последующие задания.
Мы с родителями четко определили для себя такие правила:
Дать ребенку возможность раскрыть талант – значит помочь ему найти привлекательное занятие, вложить в него силы, время, постепенно усложнять условия занятий и совершенствовать навыки. Таким образом, он будет получать удовольствие от своего занятия и добиваться в нем успеха, и не исключено, что будет приобретать шаг за шагом профессию на всю жизнь. Задача взрослых помочь подрастающему поколению совершенствовать интерес к делу и мастерство.
Список литературы: