Автор статьи - Алексеева Наталия Алексеевна, директор МАОУ СШ № 144
660132, Россия, г. Красноярск, ул. 40 лет Победы, 24
телефон: 225-00-00, e-mail: school144_krsk@mail.ru
Часть 1
«Образовательный и инфраструктурный дизайн».
«Наша новая школа»
Улучшение и модернизация образовательной среды в МАОУ СШ № 144 осуществляется по двум направлениям: «от дизайна к деятельности» и «от образовательных результатов к дизайну». Об этом мы писали в предыдущей статье. Направление «от образовательных результатов к дизайну» нашло свое продолжение в изменениях подхода к преподаванию уроков. Следствием стало изменение кабинетов английского языка, биологии, русского языка и литературы, а также рекреации возле них.
В статье предложены способы изменения инфраструктуры средней общеобразовательной школы. Исходя из целей повышения образовательных результатов по предметам, был изменен подход к преподаванию предмета, что повлекло за собой изменения внешнего вида учебных кабинетов. Ключевые слова: образовательные результаты, образовательный дизайн, инфраструктурный дизайн, от образовательных результатов к дизайну.
Кабинет биологии.
Неотъемлемой частью методической составляющей инфраструктуры школы является кабинет учителя. Сегодня урок не должен быть ограничен учебником по предмету, классной доской и учителем.
Проектная деятельность по биологии имеет определённую структуру, которая включает в себя цель, мотивы, функции, содержание, внутренние и внешние условия, результат.
Целью проектной деятельности было создание продукта обладающего субъективной или объективной новизной.
Учитывая важность иллюстрации в изучении предмета биологии, проектная группа приняла решение, что в кабинете биологии будет очень необычный дизайн – на столах будут иллюстрации с учебника биологии. Работа с иллюстрациями на столах позволяет включать обучающихся в разнообразную познавательную деятельность:
- сравнивать объекты, изображенные на рисунках;
- составлять правильный ответ по рисунку;
- использовать иллюстрации в качестве самостоятельного источника знаний;
- составлять по рисунку характеристику биологических объектов, процессов, выявлять связи между организмами, между организмами и неживой природой, черты приспособленности организмов к среде обитания и т.д.
- способствует лучшему усвоению учебного материала, развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.
- помогает проведению анализа и установлению соподчиненности между органами организма, установлению взаимосвязи строения и функций, связи растений со средой обитания и т. д.
Работа с иллюстрациями на столах повышает эффективность демонстрации натуральных объектов и выполнения заданий практического характера.
Также для кабинета биологии изготовили имитацию аквариума, который выполняет функцию «перегородки» между учебным кабинетом и оранжерей. В аквариум обучающиеся и учителя положили настоящие ракушки, звезды и другую атрибутику морского дна. Для обучающихся, это очень интересно и познавательно. Результат превзошел все ожидания – обучающиеся и учителя очень довольны.
Учителями биологии отмечается повышение интереса к предмету биология при использовании разных методов обучения.
Образовательный дизайн рекреации «Флора и Фауна» возле кабинета.
По результатам работы проекта кабинета биологии, проектная группа приняла решение свободное пространство (рекреацию) возле кабинета сделать образовательной и тематику привязать к таким важным понятиям как Флора и Фауна.
Целью проектной группы было: обобщение знаний обучающихся о флоре и фауне помощью зрительного и тактильного восприятия.
На стене возле кабинета биологии создан гипсовый барельеф, дающий возможность представить разнообразие животного и растительного мира и даны определения понятий «флора», «фауна» в красивой необычной форме.
Кабинет английского языка.
Дизайн кабинета английского языка в нашей школе исполнен в ярком и креативном стиле.
В процессе подготовки проекта по изменению образовательного дизайна кабинета английского языка, рабочей группой было принято решение о том, что мебель будем заказывать с изображением флагов Великобритании. Почему было принято такое решение?
Флаг отражает не только наглядное единство народа, но и личностные качества нации. Англия тому не исключение. Поэтому обучающимся было интересно провести исследовательскую работу по истории возникновения флагов. История создания флага не является типичной, и для того чтобы ее полностью осознать, обучающимся необходимо было рассмотреть формирование государственного символа не только Англии, но Шотландии и Ирландии наравне.
Актуальность и выбор темы исследования обусловлены большим интересом к стране изучаемого языка, а так же популярностью британской символики среди молодежи.
Работа на проектом продолжается.
Проектная группа обучающихся предложила разместить на книжной полке, изготовленной для кабинета, произведения английский писателей. Названия художественных произведений и авторы произведений — будут постоянно у учеников “на слуху”, а вернее — перед глазами, главное, конечно, в том, что на каждом корешке книги можно разместить QR- код, благодаря чему эту книгу обучающиеся могут скачать на любой из своих гаджетов. Учитель английского языка будет помогать обучающимся с работой в системе, предоставлять им доступ для скачивания книг, а также владеть всей аналитикой (какие книги, как часто и кем скачиваются).Дополнительно к каждой “книжной полке” обучающиеся предложили добавить несколько пустых “корешков книг” с покрытием из маркерной пленки. Обучающиеся могут сами с какой-то периодичностью их оформлять — писать названия тех книг, которые они недавно прочитали, или которые рекомендуют друзьям для прочтения — они будут с ней взаимодействовать, и, полагаем, книга станет им ближе…
Образовательный дизайн рекреации возле кабинета английского языка мы привязали к тематике кабинета.
Коридоры и рекреации — это места переключения, эмоциональной подзарядки, поэтому при оформлении этих пространств мы не стали бояться смелых, ярких тонов.
Для зрительного восприятия национальной колористики Англии в оформлении стен использовались:
- известные всем достопримечательности, атрибутика: двухэтажный автобус, BigBen, телефонная будка, гвардейцы в униформе;
- каждый использованный атрибут имеет название на английском языке.
Основные цвета: красный и серый.
Кабинет русского языка и литературы «Литературно - исторический салон» - место проведения интегрированных уроков.
При оформлении кабинета использованы элементы, стилизованные под эпоху 19 века, когда представители светского общества собирались и вели беседы о культуре, политических событиях того времени, рассуждали о превратностях судьбы. Поэтому одним из способов организации пространства стало выделение зоны для ведения диалога. Одна из стен пространства оформлена панно, которое вызывает ассоциации времен Л.Н. Толстого «Война и мир».
«Образовательный дизайн рекреации возле кабинета русского языка и литературы «Невский проспект»
привязана к кабинету русского языка и литературы «Литературно – исторический салон».
Работа над изменением образовательных пространств включает следующие этапы:
1. Подготовка
1.1.Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Разработка дизайна кабинета. Подбор проектной группы.
1.2. Обсуждение нового дизайна кабинета творческой группы с обучающимися, входящими в проектную группу и учителями русского языка и литературы. Определение цели проекта.
2.1. Распределение обязанностей среди членов проектной (рабочей) группы.
2.2. Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации необходимой для реализации проекта.
3.Исследование.
3.1. Сбор и уточнение информации. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное выполнение исследовательских задач.
4. Завершающий этап по представлению проекта к коллективному обсуждению.
4.1.Анализ информации. Формирование выводов.
4.2. Заключительный этап по выполнение исследований и работы над проектом.
4.3. Оформление проекта ответственным лицом. Представление (защита) проекта.
4.4. Анализ и оценка проекта коллективом, управленческим советом и т.д.
5. При реализации проекта выполнены следующие этапы:
5.1. Подбор материалов для изготовления мебели, отвечающим требованиям СаНПиН и пожарной безопасности.
5.2. Работа с поставщиками мебели, освещения и оборудования.
Проектная работа в нашей школе - это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, которая значима для обучающихся и оформлена в виде конечного продукта.
Благодаря нашим проектам, под общим названием «Наша новая школа» облик школы, за период 2017-2020 годы, как по форме, так и по содержанию изменился кардинально. Школа стала центром не только обязательного образования, но и центром занятий творчеством, спортом и другими видами досуговой деятельности. Школьная инфраструктура изменилась значительно. За период 2018-2020 годы, в нашей школе, полностью, свой дизайн поменяли 15 кабинетов, 7 рекреацонных помещений и помещение столовой.
Итого: 22 помещения за три года
Состав авторской/творческой группы.
Н.А. Алексеева, директор МАОУ СШ № 144 – общее управление и руководство – автор статьи.
С.В. Лучко – педагог дополнительного образования.