Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


История развития лампочки Конспект

Познакомить детей с историей развития лампочки. Путешествие в прошлое предметов . Дать детям представление об изменении предметов, используемых человеком для освещения, в связи с потребностями общества и техническим прогрессом.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект по познавательному развитию в старшей группе.

Тема: «История развития лампочки»

Воспитатель: Вернигор Галина Григорьевна

Цель занятия: познакомить с историей возникновения электрической лампочки, систематизировать представления об осветительных приборах.

Задачи:

1. Дать детям представление об изменении предметов, используемых человеком для освещения, в связи с потребностями общества и техническим прогрессом.

2. Способствовать развитию познавательного интереса, любознательность. Развивать умение составлять цепочку развития от костра до современных осветительных приборов.

3. Вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому.

4. Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас;

5.Закрепить правила безопасного использования электроприборов;

6. Воспитывать желание экономить электроэнергию


Словарь новых слов: лучина, Светец, керосиновая лампа, электричество, цоколь, колба, нить накала.

Оборудование: Презентация на компьютере (слайды от первобытных в пещере до появления лампочек) камешки, лучина, факел, керосиновая лампа, свеча, отрезки свечи на каждого ребенка, патрон-лампочка, картинки с изображением предметов (костер, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа, лампа накаливания) Черный ящик, письмо от феи тьмы, музыкальная шкатулка.

Литература:1.  Энциклопедии для детей различных изданий.

.2Ознакомление с предметным и социальным окружением (старшая группа) О. В. Дыбина Москва 2016г.

Речевое: Чтение стихотворения С. Маршака. «Электрическая лампочка».

Ход занятия

Организационный момент
Дети стоят полукругом около воспитателя
Вместе произносят приветствие:
«Доброе утро! – солнцу и птицам.
Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым
Пусть доброе утро
Длится до вечера!

Воспитатель: Ребята сейчас минуточку, я включу светильник, а то

Что- то темновато мне.

(включает светильник, но светильник не загорается, удивлённо осматривают его вместе с детьми)

Предположения детей:
Вместе с детьми выясняют, что в светильнике нет лампочки.
Воспитатель: «Куда же делась лампочка?»

Раздается стук в дверь, вносят черную коробку . Вам передали этот предмет.

Воспитатель удивленно спрашивает: Что же это такое? Подарок не дарят в черных коробках! Я такой только на передаче «Что, где, когда» видела.

Это какая -то загадка! Посмотрим что внутри? Дети –Да

Но я вам напомню о правилах безопасности. Коробки, пакеты и посторонние предметы могут таить в себе опасность. Поэтому будем осторожны . Слушает есть ли какие-то звуки в коробке – нет.

Пытается открыть коробку.

Но коробка не открывается. На ней надпись, кто отгадает мои загадки, тот откроет коробку.

1. Дом - стеклянный пузырёк, а живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся, ярким пламенем зажжётся.

(электрическая лампочка)

2. Висит груша - нельзя скушать.

(электрическая лампочка)

3. Чудеса на потолке – повисло солнце на шнурке.

(электрическая лампочка)

4. Висит без дела днём, а ночью освещает дом.

(электрическая лампочка)

– Молодцы! Ответ один и тот же - электрическая лампочка.

Воспитатель открывает коробку. Внутри находит письмо в чёрном конверте от феи тьмы:
«Я чёрная Фея Тьмы, не допущу, чтоб в вашей группе было светло. Я заточила вашу электрическую лампочку в своём замке Тьмы. Чтоб разрушить мои чары и спасти лампочку, нужно собрать всех её предков вместе. Но сделать это не возможно, они все в далёком прошлом»…
Воспитатель: -Что же нам делать?

Дети: Принимают решение отправиться в прошлое электрической лампочки.

Ребята, чтобы выполнить задание наверняка, я предлагаю нам отправиться в прошлое на машине времени. Готовы.? Тогда в путь. Закрываем глаза. (звучит красивая волшебная мелодия из музыкальной шкатулки)

Вот мы и прибыли в Музей времени.( На столе разложены различные предметы: камешки, свечи, лучина, факел, керосиновая лампа, светильник .

Дети рассматривают.

Воспитатель: Скажите, ребята, что может связывать эти предметы? Выслушивает ответы и предположения детей.

Давайте посмотрим на экран.

Показ слайдов.

2 слайд-3 (пещера и огонь)

Куда же мы попали? Как вы думаете, кто здесь живёт?
Дети: - Мы попали в каменный век, когда жил Первобытный человек. 
Воспитатель: -Как вы думаете, в такой пещере было темно или светло, есть ли здесь окна?
Воспитатель: -А что же освещало пещеру? (Дети: «Огонь»)
Воспитатель: - Как же первобытные люди разводили огонь, ведь спичек ещё не было? (Дети предлагают варианты).
С помощью камней дети пытаются высечь искры.
Воспитатель: -Получается? (Дети: Высечь искру с помощью камней очень трудно.)
Вывод: Очень много времени и труда затрачивал человек, чтоб высечь одну маленькую искорку. И поэтому люди берегли огонь, постоянно поддерживая его в очаге.

Воспитатель: - для чего ещё использовали огонь первобытные люди?

(Дети: Огонь нужен был для приготовления пищи, обогрева..)
Воспитатель: - Как вы думаете, может ли огонь быть предком электрической лампочки? Почему?
Дети: Делают самостоятельный вывод:
Огонь является предком лампочки, так, как он даёт свет.
Дети ставят символ очага первым.

4й слайд (факела)

Как вы думаете, человеку трудно было ходить по улице ночью? Почему? Кто догадался, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? (Ответы детей)

Воспитатель Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. А затем на конец палки стали наматывать промасленную паклю. Так появился факел.

5 слайд(факела на стене)

В давние времена с факелами не только ходили по улицам, но и на стенах их укрепляли, чтобы освещать помещения. Как вы думаете, удобно ли было пользоваться факелом? (Ответы детей). Мне кажется, что нет! Да и в доме такая штука не просто неудобна, но и опасна: ведь может случиться пожар!

Воспитатель: Как вы думаете, мы можем поставить факел, как предок лампочки?. Ставим.

6 слайд , 7 слайд (лучина)

Затем люди придумали лучину. Что это такое? Это просто щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, она лучше горит.

Один конец лучины закрепляли в подставке, а другой зажигали. Лучину надо правильно располагать, чтобы она лучше светила.

8 слайд (Светоч-подставка для лучины)

Подставки делали для лучины самых разных конфигураций, но главное условие, чтобы сгораемый пепел от нее и искорки падали в емкость.. Эти подставки назывались Светоч Видимо образовалось от слова Свет. Воспитатель зажигает лучину; все наблюдают как она горит. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. . Как вы думаете, такое освещение удобно? (Ответы

Но тем не менее, она является прародителем лампочки Ставят картинку с изображением лучины.

9 слайд ( свеча)

Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения - свечу. Её делали из пчелиного воска, бараньего сала (рассматривается свеча восковая и парафиновая, обращается внимание на то, что внутри неё фитиль из ниток, он и зажигает свечу)

Предложить потрогать свечу, (дать детям маленькие кусочки).

Голова огнем пылает,

Тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу,

Лампы нет – я посвечу.

Хоть и плачет огонь,

Все же ты его не тронь
Слез вода горяча
Обожжет тебя свеча!

– Как вы думаете, чем неудобна свеча? (Ответы ею можно обжечься, из-за нее может начаться пожар, дает мало света) Мы помним, что нельзя брать самостоятельно спички и зажигать свечу.

(Выставляем символ свечи.)

10 слайд, 11 (керосиновая лампа)

Прошло много лет. Люди искали всё новые способы удобного освещения своего жилья и научились делать из нефти керосин и придумали керосиновые лампы. (Показ керосиновой лампы. Принцип ее действия)

Чувствуют ли дети запах керосина?

Лампы были очень разные по форме, но функция у них была одна. Удобной была керосиновая лампа? Почему?

12 слайд, ( ток)

в) Физминутка

Разомнемся немного. Выполняйте движения со мной. (Педагог произносит слова и показывает движения, дети повторяют)

Ток бежит по проводам, ( имитируют движения бега)

Свет несет в квартиру нам. (покачиваясь с боку на бок)

Чтоб работали приборы, ( кулачками выполняют движения постукивания друг о друга)

Холодильник, мониторы. (надувают щеки и пыхтят)

Кофемолки, пылесос, ( крутят рукой,как ручная кофемолка)

Ток энергию принес. ((покачиваясь с боку на бок)

13 слайд (портрет А.Лодыгина)

Люди в разных странах пытались изобрести освещение.

Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Лодыгин придумал электрическую лампочку.

14 слайд (виды лампочек)

Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников: люстры, бра, настольные лампы, торшеры.

15 слайд (где мы используем Эл.лампочки.)

16, 17 слайд уличное освещение

18 слайд( светодиоды)

В наше время придумали новые лампочки – кристаллы (светодиодные)

Которые горят долго и ярче. Может быть в будущем новую лампочку придумает кто то из вас.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на наш алгоритм. Кто расскажет о предках электрической лампочки? (выслушивает ответы )

Можно возвращаться в детсад. Наша экскурсия подошла к концу. Закрываем глаза (звучит музыка из музыкальной шкатулки)

Воспитатель : вот мы и вернулись. (Смотрят в коробку и там находят лампочку в патроне.) Рассматривают.

Ребята, как изменился бы мир, если бы не стало лампочек?

- Без нее весь мир стал бы темным и мрачным.

Воспитатель: Мы с вами привыкли, что в наших домах горит свет, по вечерам освещаются фонарями улицы. Это так удобно.

Но лампочка не безопасна, она работает от электричества. С электричеством обращаться надо очень осторожно. Поэтому детям её нельзя откручивать, разбирать, вставлять в розетку светильники и другие посторонние предметы.. Без разрешения взрослых нельзя включать электроприборы, нужно знать правила обращения с ними. Помните: неосторожное обращение приводит к пожарам!

Вася расскажет стихотворение про ток

«Теперь вы убедились, как неудобно жить без света. . - Это не просто лампочка, а настоящая королева света.

Чтобы наш мир освещало электричество, мы должны относиться к нему бережно, экономно, быть внимательными, вовремя выключать свет и электроприборы, чтобы не тратить зря электроэнергию.

Давайте запомним несколько простых правил:

1. Свет включай, когда темно.

С солнышком открой окно!

2. Если ты пошёл гулять

Или друга провожать,

Закрывая в доме дверь,

Всё ли выключил, проверь!

III. Итог (лампочка прощается)

Пришла пора прощаться,

Но с вами расставаться

Не будем мы друзья.

Я главный ваш помощник,

И без меня, ребята,

Никто на белом свете

Не проживет ни дня.

Свет вы зря не жгите, меня вы берегите!

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать в прошлое предметов ? Что вы узнали сегодня нового? Что вам особенно запомнилось?

Стихотворение Маршака С. Я.
«Вчера и сегодня»

Лампа керосиновая,
Свечка стеариновая,
Коромысло с ведром
И чернильница с пером.
1
Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
- Я голодная,
Я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему -
Я не пойму -
Не нужна я никому?

А бывало, зажигали
Ранним вечером меня.
В окна бабочки влетали
И кружились у огня.

Я глядела сонным взглядом
Сквозь туманный абажур,
И шумел со мною рядом
Старый медный балагур.

Познакомилась в столовой
Я сегодня с лампой новой.
Говорили, будто в ней
Пятьдесят горит свечей.

Ну и лампа! На смех курам!
Пузырёк под абажуром.
В середине пузырька -
Три-четыре волоска.

Говорю я: - Вы откуда,
Непонятная посуда?
Любопытно посмотреть,
Как вы будете гореть.
Пузырёк у вас запаян.
Как зажжёт его хозяин?


А гражданка мне в ответ
Говорит: - Вам дела нет!

Я, конечно, загудела:
- Почему же нет мне дела?
В этом доме десять лет
Я давала людям свет
И ни разу не коптела!
Почему же нет мне дела?

Да при этом, - говорю, -
Я без хитрости горю.
По старинке, по привычке,
Зажигаюсь я от спички,
Вот как свечка или печь.
Ну, а вас нельзя зажечь.

Вы, гражданка, - самозванка!
Вы не лампочка, а склянка!

А она мне говорит:
- Глупая вы баба!
Фитилёк у вас горит
Чрезвычайно слабо.

Между тем как от меня
Льётся свет чудесный,
Потому что я родня
Молнии небесной!

Я - электрическая
Экономическая
Лампа!

Мне не надо керосина.
Мне со станции машина
Шлёт по проволоке ток.
Не простой я пузырёк!

Если вы соедините
Выключателем две нити,
Зажигается мой свет.
Вам понятно или нет?
2
Стеариновая свечка
Робко вставила словечко:
- Вы сказали, будто в ней
Пятьдесят горит свечей?
Обманули вас бесстыдно:
Ни одной свечи не видно!
3
Перо в пустой чернильнице,
Скрипя, заговорило -
- В чернильнице-кормилице
Кончаются чернила.

Я, старое и ржавое,
Живу теперь в отставке.
В моих чернилах плавают
Рогатые козявки.

У нашего хозяина
Теперь другие перья.
Стучат они отчаянно,
Палят, как артиллерия.

Запятые,
Точки,
Строчки -
Бьют кривые молоточки.
Вдруг разъедется машина -
Едет вправо половина...
Что такое? Почему? Ничего я не пойму!
4
Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:

- Никто по воду не ходит,
Коромысла не берёт.
Стали жить по новой моде -
Завели водопровод.

Разленились нынче бабы.
Али плечи стали слабы?

Речка спятила с ума -
По домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном
К берегам её зелёным
Шли девицы за водой
По улице мостовой.

Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко:
- Здравствуй, речка, наша мать,
Дай водицы нам набрать!

А теперь двухлетний внучек
Повернёт одной рукой
Ручку крана, точно ключик, -
И вода бежит рекой...

Нынче в людях мало смысла,
Пропадает коромысло!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области