Щербакова Р.Я.
Семинарские занятия на уроках географии
Успех обучения во многом определяется отношением обучающихся к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, активностью. Существует множество технологий обучения, которые появились в последние годы, но не следует забывать и о таких, которые использовались ранее и их эффективность доказана самой жизнью. Это семинарская система обучения. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, подготовленных учащимися под руководством учителя.
Семинар – это важная форма выработки у обучающихся самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать. Семинарские занятия характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждением на занятии результатов их познавательной деятельности. На них учащиеся учатся систематизировать и обобщать изученный материал, включать новую информацию в свой активный запас знаний, выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения. Ребята овладевают некоторыми ораторскими приемами, позволяющими привлечь внимание слушателей и собеседников.
По уровню познавательной активности обучающихся выделяют традиционные и проблемные семинары. При проведении традиционного семинара, высокая самостоятельная активность наблюдается лишь у тех ребят, которые выступают с сообщениями и у обсуждающих их. На своих занятиях я обычно провожу проблемные семинары. Они дают возможность каждому ученику отстаивать свою точку зрения, принимать решения. Выступления учащихся должны носить характер свободных высказываний, тексты не читаются, а излагаются своими словами по составленным заранее планам.
Отличия урока-семинара от традиционного урока:
1. Большой степенью самостоятельности при подготовке к семинару, большой активностью при обсуждении результатов подготовки, владением навыков работы с литературой;
2. Изменением организации этапов обучения (их последовательности и содержания). Например: домашнее задание носит опережающий характер и его проверка совпадает с изучением нового материала;
3. Изменением функций, выполняемых преподавателем и учащимися. Учащиеся выполняют информационные функции, а преподаватель регулятивную и организаторскую.
Семинарскому занятию предшествует длительная подготовка. Проводятся семинары за лекциями. Вначале сообщается план занятия, литература, которая может быть использована при подготовке. Учитель должен построить работу в процессе подготовки так, чтобы были задействованы все обучающиеся группы.
В кабинете размещена рекомендация учащимся для работы на семинаре:
1. Главное правило на семинаре – говорите, а не читайте подготовленный материал.
2. Ответы сопровождайте демонстрацией слайдов презентации, показом слайд-шоу. Показом географических объектов и явлений на географических картах.
3. Выступления стройте четко, обоснованно.
4. Умейте слушать и критически оценивать ответы товарищей, быстро включаться в обсуждение, не нарушая внутренней логики развития темы.
5. В ходе семинара делайте краткие записи, помогающие восстановить его положения.
На семинаре в результате предварительной работы над программным материалом учащиеся решают задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера.