Котова Татьяна Владимировна
Воспитатель
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №49 «Белоснежка»
Россия, г.Северодвинск
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Аннотация: в статье раскрываются особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста, проверка эффективности использования инновационной технологии (мультипликации) для развития речи детей.
Ключевые слова: инновация, инновационные технологии, связная речь, грамматический строй речи, словарный запас, мультипликация.
Tatyana Kotova
Educator Municipal Preschool Educational Institution "Kindergarten № 49 "Snow White"
Severodvinsk, Russia
"THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN"
Abstract: the article reveals the features of speech development of children of younger preschool age, checking the effectiveness of using innovative technology (animation) for the development of children's speech.
Keywords: innovation, innovative technologies, coherent speech, grammatical structure of speech, vocabulary, animation.
На сегодняшний день, в связи с принятием нового закона «Об образовании в РФ» и введением новых Федеральных Государственных Образовательных стандартов дошкольного образования», впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной личности. Одной из важных задач является речевое развитие ребенка. ФГОС ДО указывает на необходимость включать в содержание образовательной области «Речевое развитие» - «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Одной из ведущих задач ДОУ является развитие речи детей. Реализация данной задачи предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник должен обладать языковой компетентностью (Н.Хомский): свободно владеть языком на уровне устной речи, уметь соотносить речевые средства с условиями общения, знать национально-культурные особенности носителя языка, использовать знания грамматических правил языка.
Дошкольный возраст- период активного усвоения ребенком разговорного языка. С приходом ребенка в детский сад, его общение выходит за рамки узкосемейного, дети начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка овладения средствами общения, основным из которых является речь. Усложняющаяся образовательная деятельность в ДОУ также предъявляет высокие требования к овладению детьми языковой компетентностью.
Речь как ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка в ДОУ. Успешность ребенка в организованной деятельности, в игре, в совместной деятельности педагога и дошкольника, в самостоятельной деятельности в группе и на прогулке, во многом зависит от речевых способностей и умений. А.А.Леонтьев считает, что речевые умения носят творческий характер и представляют собой комбинирование языковых единиц, применение их в любых ситуациях общения.
Различают следующие виды речевых умений:
Для определения уровня развития речи детей, определения оптимальных методов и приемов обучения родному языку, осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к детям, необходима диагностика разных аспектов речевой деятельности дошкольников: фонетических, лексических, грамматических навыков связной речи.
Мы провели диагностику развития речи детей младшего дошкольного возраста. За основу взяли авторскую методику: Макаровой В.Н., Старцевой Е.А., Едаковой М.Н. «Диагностика развития речи дошкольников», а также диагностические методики по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованные Ушаковой О.С., Струниной Е.М., Стребелевой Е.А., Гризик Т.И.
Задания заимствованы из исследования Н.В.Гавриш. Данная методика проводилась в начале и в конце учебного года с целью установления начального и сформированного уровня развития речи детей.
Результаты, полученные в ходе обследования, фиксировались в протоколах наблюдения. На основе полученных данных, на начало учебного года была составлена таблица №1 «Уровень речевого развития детей 2 младшей группы» и наметилась программа дальнейшей педагогической работы.
«Уровень речевого развития детей 2 младшей группы (начало года) %»
Таблица №1
Развитие речи | Высокий уровень | Средний уровень | Ниже среднего | Низкий уровень |
Словарь | - | 25 | 59 | 16 |
Звуковая КР | - | 20 | 45 | 35 |
Грамматика | - | 28 | 29 | 43 |
Связная речь | - | 35 | 36 | 29 |
Диагностика показала, что основной процент имеют дети с уровнем развития речи «ниже среднего». Основные проблемы, выявленные в ходе обследования : активный словарь детей беден, в основном, дети используют слова, обозначающие предметы ближайшего окружения, глаголы почти отсутствуют. Звуковая КР: дети страдают нарушением слухового внимания и фонематического слуха: испытывают трудности в выполнении артикуляционных упражнений, малыши нередко пропускают звуки и слоги, переставляют их «пожаста», «сянки», отмечаются несовершенства звукопроизношения (отсутствие шипящих звуков, звуков «л», «р»). В грамматической стороне речи наблюдается смешение падежных форм, пропуск предлогов, большинство детей не могут согласовывать слова в роде. В процессе построения простых распространенных предложений, они опускают отдельные члены предложения. Связная речь: дети не проявляли активности и инициативности при общении. Отсутствовал интерес к заданию, речь интонационно невыразительна, часто отвлекались от содержания вопроса. Детям доступна простая форма диалогической речи.
Таким образом, речь детей с уровнем развития ниже среднего и низким, на начало года соответствует речи детей раннего возраста.
Цель нашей работы по данной проблеме:
Цель:
Задачи:
Нами разработан цикл занятий по развитию речи детей во 2 младшей группе на основе развивающих программ и методик: «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушакова, Е.М.Струнина, «Методика развития речи детей дошкольного возраста» под ред. Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева и др.;
Содержание занятий включает:
Проблема развития речи детей в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей, а еще шире- в формирование художественно-творческих способностей детей. Одним из инновационных направлений развития детского творчества (речевого и художественно-эстетического) является создание мультфильмов.
Создание мультфильма интегрирует в себя разнообразные виды деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную.
Кроме того возникает связь с новым социальным институтом, в нашем случае это «детская студия «Перспектива» г. Северодвинск. Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность не только для ребенка, но и для взрослого, так как он сам создает персонажи, озвучивает их и с помощью взрослого получает итоговый результат – видео продукт. Дети 2 мл группы могут слепить или нарисовать персонажей, создать элементарные декорации, а также во время съемки передвигать персонажей, дети старшего дошкольного возраста могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера, актера.
Процесс съемки включает:
Первой стадией на пути реализации замысла мультфильма является создание его сценария.
Сценарий - литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино или телефильма, в данном случае, мультфильма. В сценарии определяется тема, сюжет, характеры основных героев. Сценарий может представлять собой как экранизацию уже существующего литературного произведения, так и быть оригинальным, то есть придуманным сценаристом (ами).
Любой мультфильм можно разделить на части:
-экспозиция, где зритель знакомится с главными героями;
-завязка - где герой или герои попадают в драматическую ситуацию;
- усложнение, самая большая часть мультфильма, содержащая основную сцену;
-кульминация;
-развязка, за которой следует финал.
Задача придумать новый мир с новыми героями и удивительными поворотами в их истории кажется весьма трудной, однако, стоит вспомнить, что рядом с нами дети, маленькие творцы, и сочинение сюжета превращается в увлекательную игру.
Игры и задания, помогающие детям придумать сюжет будущего мультфильма:
Второй стадией создания мультфильма является создание декораций и героев.
Изготовление фона и героев для мультфильма имеет важнейшее значение и зависит, прежде всего, от техники, в которой будет создан мультфильм.
Третьей стадией является съемка, то есть процесс создания фотографий. Взрослый должен подготовить все необходимые материалы:
-фотоаппарат;
-штатив;
-дополнительное освещение (лампа);
-компьютер;
-диктофон;
Персонажи появляются от самой границы кадра и двигаются приблизительно на 1 см. Расчет времени: обычно 4-6 кадров в секунду, для минуты фильма нужно сделать 240 фотографий.
Заключительной стадией является озвучивание и монтаж мультфильма. Осуществяется в различных программах, удобных пользователю Pencil, Animatron, Creatoon, Plastic Animation Paper и др.
Процесс создания мультфильма очень интересен и необычен для детей. Смотреть мультфильмы дома – повседневное занятие каждого ребенка, а вот участие в съемке мультфильма, начиная от придумывания сюжета и заканчивая монтажом на компьютере – дело увлекательное, которое позволяет проявить фантазию, художественное творчество, актерское мастерство.
Работа с мультипликацией позволяет решить следующие задачи:
В конце года была проведена итоговая диагностика развития речи детей 2 мл. группы. Итоги диагностики представлены в таблице №2 «Уровень речевого развития детей 2 младшей группы (конец года) %».
«Уровень речевого развития детей 2 мл.гр. (конец года)%».
Таблица №2
Развитие речи | Высокий уровень | Средний уровень | Ниже среднего | Низкий уровень |
Словарь | - | 56 | 44 | - |
Звуковая КР | - | 42 | 33 | 25 |
Грамматика | - | 37 | 41 | 22 |
Связная речь | - | 59 | 41 | - |
Результаты диагностического исследования показывают, что для детей характерны новые достижения в развитии речи. Значительно обогащается словарный запас детей. Происходят качественные изменения: кроме существительных и глаголов, в речи присутствуют местоимения, наречия, числительные (один, два), притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (мамин стул). Активный словарный запас позволяет ребенку более свободно общаться с окружающими. Одновременно с обогащением словаря совершенствуется грамматический строй речи. На вопросы воспитателя дети чаще отвечали развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов, однако намечается тенденция к употреблению в речи простых распространенных предложений и даже сложных (сложносочиненных и сложноподчиненных). Большинство детей правильно произносят трудные для усвоения звуки как «ы», «э», «х»; однако большинство детей не произносят звуки «р», «л», «ш». Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки. Инициатива в общении уже все чаще исходит от ребенка.
Как показала практика, дети с большим желанием и интересом участвовали в создании мультфильмов. Активно обсуждали сюжет с помощью наводящих вопросов воспитателя и наглядных материалов (схемы, картинки, фото, игрушки). Дети с удовольствием участвовали в речевых играх и упражнениях. Практически все малыши рисовали декорации для мультфильмов, проговаривали, что рисуют «облака», «трава для курочки», «солнце светит, у него лучики». За столом, во время рисования, дети оживленно общались на темы: «какие мультфильмы смотрели», «любимые герои».
Таким образом, включая инновационные технологии в деятельность по развитию речи детей, мы делаем жизнь наших детей интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Литература:
Контактные данные : Котова Татьяна Владимировна
Тел.89115600252, E-mail: ttatta78@mail.ru