Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

в статье раскрываются особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста, проверка эффективности использования инновационной технологии мультипликации для развития речи детей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Котова Татьяна Владимировна

Воспитатель

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №49 «Белоснежка»

Россия, г.Северодвинск

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Аннотация: в статье раскрываются особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста, проверка эффективности использования инновационной технологии (мультипликации) для развития речи детей.

Ключевые слова: инновация, инновационные технологии, связная речь, грамматический строй речи, словарный запас, мультипликация.

Tatyana Kotova

Educator Municipal Preschool Educational Institution "Kindergarten № 49 "Snow White"

Severodvinsk, Russia

"THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN"

Abstract: the article reveals the features of speech development of children of younger preschool age, checking the effectiveness of using innovative technology (animation) for the development of children's speech.

Keywords: innovation, innovative technologies, coherent speech, grammatical structure of speech, vocabulary, animation.

На сегодняшний день, в связи с принятием нового закона «Об образовании в РФ» и введением новых Федеральных Государственных Образовательных стандартов дошкольного образования», впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной личности. Одной из важных задач является речевое развитие ребенка. ФГОС ДО указывает на необходимость включать в содержание образовательной области «Речевое развитие» - «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Одной из ведущих задач ДОУ является развитие речи детей. Реализация данной задачи предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник должен обладать языковой компетентностью (Н.Хомский): свободно владеть языком на уровне устной речи, уметь соотносить речевые средства с условиями общения, знать национально-культурные особенности носителя языка, использовать знания грамматических правил языка.

Дошкольный возраст- период активного усвоения ребенком разговорного языка. С приходом ребенка в детский сад, его общение выходит за рамки узкосемейного, дети начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка овладения средствами общения, основным из которых является речь. Усложняющаяся образовательная деятельность в ДОУ также предъявляет высокие требования к овладению детьми языковой компетентностью.

Речь как ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка в ДОУ. Успешность ребенка в организованной деятельности, в игре, в совместной деятельности педагога и дошкольника, в самостоятельной деятельности в группе и на прогулке, во многом зависит от речевых способностей и умений. А.А.Леонтьев считает, что речевые умения носят творческий характер и представляют собой комбинирование языковых единиц, применение их в любых ситуациях общения.

Различают следующие виды речевых умений:

Для определения уровня развития речи детей, определения оптимальных методов и приемов обучения родному языку, осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к детям, необходима диагностика разных аспектов речевой деятельности дошкольников: фонетических, лексических, грамматических навыков связной речи.

Мы провели диагностику развития речи детей младшего дошкольного возраста. За основу взяли авторскую методику: Макаровой В.Н., Старцевой Е.А., Едаковой М.Н. «Диагностика развития речи дошкольников», а также диагностические методики по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованные Ушаковой О.С., Струниной Е.М., Стребелевой Е.А., Гризик Т.И.

Задания заимствованы из исследования Н.В.Гавриш. Данная методика проводилась в начале и в конце учебного года с целью установления начального и сформированного уровня развития речи детей.

Результаты, полученные в ходе обследования, фиксировались в протоколах наблюдения. На основе полученных данных, на начало учебного года была составлена таблица №1 «Уровень речевого развития детей 2 младшей группы» и наметилась программа дальнейшей педагогической работы.

«Уровень речевого развития детей 2 младшей группы (начало года) %»

Таблица №1

Развитие речи

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

Словарь

-

25

59

16

Звуковая КР

-

20

45

35

Грамматика

-

28

29

43

Связная речь

-

35

36

29

Диагностика показала, что основной процент имеют дети с уровнем развития речи «ниже среднего». Основные проблемы, выявленные в ходе обследования : активный словарь детей беден, в основном, дети используют слова, обозначающие предметы ближайшего окружения, глаголы почти отсутствуют. Звуковая КР: дети страдают нарушением слухового внимания и фонематического слуха: испытывают трудности в выполнении артикуляционных упражнений, малыши нередко пропускают звуки и слоги, переставляют их «пожаста», «сянки», отмечаются несовершенства звукопроизношения (отсутствие шипящих звуков, звуков «л», «р»). В грамматической стороне речи наблюдается смешение падежных форм, пропуск предлогов, большинство детей не могут согласовывать слова в роде. В процессе построения простых распространенных предложений, они опускают отдельные члены предложения. Связная речь: дети не проявляли активности и инициативности при общении. Отсутствовал интерес к заданию, речь интонационно невыразительна, часто отвлекались от содержания вопроса. Детям доступна простая форма диалогической речи.

Таким образом, речь детей с уровнем развития ниже среднего и низким, на начало года соответствует речи детей раннего возраста.

Цель нашей работы по данной проблеме:

Цель:

Задачи:

Нами разработан цикл занятий по развитию речи детей во 2 младшей группе на основе развивающих программ и методик: «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушакова, Е.М.Струнина, «Методика развития речи детей дошкольного возраста» под ред. Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева и др.;

Содержание занятий включает:

Проблема развития речи детей в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей, а еще шире- в формирование художественно-творческих способностей детей. Одним из инновационных направлений развития детского творчества (речевого и художественно-эстетического) является создание мультфильмов.

Создание мультфильма интегрирует в себя разнообразные виды деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную.

Кроме того возникает связь с новым социальным институтом, в нашем случае это «детская студия «Перспектива» г. Северодвинск. Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность не только для ребенка, но и для взрослого, так как он сам создает персонажи, озвучивает их и с помощью взрослого получает итоговый результат – видео продукт. Дети 2 мл группы могут слепить или нарисовать персонажей, создать элементарные декорации, а также во время съемки передвигать персонажей, дети старшего дошкольного возраста могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера, актера.

Процесс съемки включает:

Первой стадией на пути реализации замысла мультфильма является создание его сценария.

Сценарий - литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино или телефильма, в данном случае, мультфильма. В сценарии определяется тема, сюжет, характеры основных героев. Сценарий может представлять собой как экранизацию уже существующего литературного произведения, так и быть оригинальным, то есть придуманным сценаристом (ами).

Любой мультфильм можно разделить на части:

-экспозиция, где зритель знакомится с главными героями;

-завязка - где герой или герои попадают в драматическую ситуацию;

- усложнение, самая большая часть мультфильма, содержащая основную сцену;

-кульминация;

-развязка, за которой следует финал.

Задача придумать новый мир с новыми героями и удивительными поворотами в их истории кажется весьма трудной, однако, стоит вспомнить, что рядом с нами дети, маленькие творцы, и сочинение сюжета превращается в увлекательную игру.

Игры и задания, помогающие детям придумать сюжет будущего мультфильма:

Второй стадией создания мультфильма является создание декораций и героев.

Изготовление фона и героев для мультфильма имеет важнейшее значение и зависит, прежде всего, от техники, в которой будет создан мультфильм.

Третьей стадией является съемка, то есть процесс создания фотографий. Взрослый должен подготовить все необходимые материалы:

-фотоаппарат;

-штатив;

-дополнительное освещение (лампа);

-компьютер;

-диктофон;

Персонажи появляются от самой границы кадра и двигаются приблизительно на 1 см. Расчет времени: обычно 4-6 кадров в секунду, для минуты фильма нужно сделать 240 фотографий.

Заключительной стадией является озвучивание и монтаж мультфильма. Осуществяется в различных программах, удобных пользователю Pencil, Animatron, Creatoon, Plastic Animation Paper и др.

Процесс создания мультфильма очень интересен и необычен для детей. Смотреть мультфильмы дома – повседневное занятие каждого ребенка, а вот участие в съемке мультфильма, начиная от придумывания сюжета и заканчивая монтажом на компьютере – дело увлекательное, которое позволяет проявить фантазию, художественное творчество, актерское мастерство.

Работа с мультипликацией позволяет решить следующие задачи:

В конце года была проведена итоговая диагностика развития речи детей 2 мл. группы. Итоги диагностики представлены в таблице №2 «Уровень речевого развития детей 2 младшей группы (конец года) %».

«Уровень речевого развития детей 2 мл.гр. (конец года)%».

Таблица №2

Развитие речи

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

Словарь

-

56

44

-

Звуковая КР

-

42

33

25

Грамматика

-

37

41

22

Связная речь

-

59

41

-

Результаты диагностического исследования показывают, что для детей характерны новые достижения в развитии речи. Значительно обогащается словарный запас детей. Происходят качественные изменения: кроме существительных и глаголов, в речи присутствуют местоимения, наречия, числительные (один, два), притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (мамин стул). Активный словарный запас позволяет ребенку более свободно общаться с окружающими. Одновременно с обогащением словаря совершенствуется грамматический строй речи. На вопросы воспитателя дети чаще отвечали развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов, однако намечается тенденция к употреблению в речи простых распространенных предложений и даже сложных (сложносочиненных и сложноподчиненных). Большинство детей правильно произносят трудные для усвоения звуки как «ы», «э», «х»; однако большинство детей не произносят звуки «р», «л», «ш». Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки. Инициатива в общении уже все чаще исходит от ребенка.

Как показала практика, дети с большим желанием и интересом участвовали в создании мультфильмов. Активно обсуждали сюжет с помощью наводящих вопросов воспитателя и наглядных материалов (схемы, картинки, фото, игрушки). Дети с удовольствием участвовали в речевых играх и упражнениях. Практически все малыши рисовали декорации для мультфильмов, проговаривали, что рисуют «облака», «трава для курочки», «солнце светит, у него лучики». За столом, во время рисования, дети оживленно общались на темы: «какие мультфильмы смотрели», «любимые герои».

Таким образом, включая инновационные технологии в деятельность по развитию речи детей, мы делаем жизнь наших детей интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Литература:

Контактные данные : Котова Татьяна Владимировна

Тел.89115600252, E-mail: ttatta78@mail.ru

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области