Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развития фонематических процессов у дошкольников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развития фонематических процессов у дошкольников.

Материал подготовлен учителем – логопедом МБДОУ г. Иркутска д. с. №126 Черемных Л.В.

Что такое фонематическое восприятие?

Если в двух словах, то фонематическое восприятие – это способность ребенка распознавать, обдумывать и обрабатывать звуки устной речи (способность воспринимать звуковой состав слова). Это не то же самое, что фонетический метод обучения чтению. Фонематическое восприятие – это, на самом деле, один из важнейших навыков, предшествующих умению прочитывать написанные буквы.Если ребенок не научится слышать в словах и слогах отдельные звуки, не поймет, что они располагаются в определенной последовательности, не научится дифференцировать на слух близкие по звучанию фонемы, то у такого ребенка, как правило, в школе появляются проблемы с письменной речью. Вот почему очень важно начинать работу по формированию фонематических процессов, не дожидаясь поступления в школу, а стараться предотвратить проблему еще в дошкольном детстве.

Формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи-(фонемы), многие исследователи отводят ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи.

Часто дети дошкольного возраста заменяют или пропускают звуки в словах, говорят невнятно, искажают окончания слов, переставляют слоги. Стойкое исправление звукопроизношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. С детьми группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи такая работа проводится с момента поступления ребенка в группу, ведется сразу по нескольким направлениям, включая коррекцию звукопроизношения, формирование глазодвигательных координаций, развитие памяти и внимания, моторики, лексико - грамматических категорий. Комплексное воздействие позволяет компенсировать не только дефект звукопроизношения, но и убрать проблемы, связанные с нарушением письменной речи, которые могут проявиться уже в первом классе у неподготовленных детей. Родители этих детей сталкиваются в начальной школе с таким понятием, как дисграфия.

Ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового, зрительного и двигательного анализаторов, не может обрабатывать информацию (анализ и синтез).Без специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза не может овладеть грамотным чтением и письмом, плохо справляется в школе со звуковым анализом слов, что приводит к затруднению в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуски, перестановка, замена букв). Такие нарушения не проходят сами и препятствуют дальнейшему обучению: без устранения проблемы овладеть школьной программой даже на базовом уровне будет очень сложно. Вот почему очень важно уделить данной проблеме должное внимание именно в дошкольном детстве.

Предлагаю вашему вниманию набор карточек для индивидуальной или подгрупповой работы, направленных на формирование фонематического восприятия ребенка. Предложенный материал способствует развитию умения детей дифференцировать звуки, близкие по звучанию, не смешивать их в устной и письменной речи.

Для проведения занятия необходимо позаботиться о том, чтобы у каждого ребенка был набор пуговиц или фишек разного цвета, (для каждого определенного звука – свой цвет) и карточка для работы.

Учитель-логопед (или воспитатель группы во время коррекционного часа) знакомит детей с нарисованными картинками, уточняет их название, выделяет изучаемые звуки из состава слова, предлагает детям самостоятельно найти и закрыть фишками картинки, в названии которых есть например, звук - (Ш) - синим цветом, а картинки, в которых есть звук (С) – красным цветом. Дети самостоятельно выполняют задание – каждый на своей карточке. Затем каждый ребенок подсчитывает, сколько картинок он закрыл фишкой на заданный звук. Игра носит соревновательный характер, дети работают с удовольствием, стараются найти как можно больше слов на заданный звук. Во время таких упражнений нет пассивных зрителей и слушателей - работают все.

Предлагаю вашему вниманию еще одно замечательное упражнение для развития фонематического восприятия – Рифмование!

Большинство детей легко ухватывают понятие рифмы. Однако некоторым нужна дополнительная помощь. Игра с рифмованием слов помогает детям заметить, что звуки нашего языка несут определенный смысл и следуют в определенной последовательности. Это исключительно слуховой навык, который нужным образом предшествует пониманию напечатанных звуковых образов. Можно предложить детям веселые и увлекательные рифмы, которые учителя – логопеды и воспитатели речевых групп могут придумать самостоятельно, используя речевой материал с применением лексических тем: «Обувь», «Одежда», «Транспорт», «Фрукты», «Овощи» и т.д. Например, подобрав два рифмующихся слова, состоящих из двух слогов и два рифмующихся слова с тремя слогами, мы можем предложить детям веселую и полезную игру: - «Повтори, - не ошибись»: Ребенок должен прослушать 4 слова, объединенные ритмическим рисунком и прохлопать их по слогам, соблюдая определенный ритм.

Например: «ЛИ-МОН, А-ПЕЛЬ-СИН, АР-БУЗ, МАН-ДА-РИН»! Дети весело прохлопывают по слогам предложенные слова. Умение различать слоги в словах – важный навык, который дает детям понимание того, как можно делить слова на более мелкие части в соответствии с их звуками. В данном игровом упражнении одно из слов можно умышленно заменить другим, не соответствующим данной лексической теме, затем спросить детей - « Кто догадался, - какое слово у нас лишнее?». Данный прием способствует воспитанию у детей произвольного внимания, приучает не только выполнять предложенное задание, но и думать при этом.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области