Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Комплексно-тематическое планирование познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Наука и технологии». и технологии».

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и ученых, он дает ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания. Задачи познавательного развития в ДОУ развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира формирование первичных представлений об их свойствах форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д. развитие мыслительных способностей анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Комплексно-тематическое планирование по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Наука и технологии».

Воспитатель Голубош И.В.

Месяц

Темы занятий

Программное содержание.

Январь

1 Испарение.

Опыты:

«Что растает первым?» (снег или лед);

«Опыты с солью».

2. Лед- вода.

Морозко.

Опыты дома: твердое - жидкое, жидкое - твердое (по схемам)

3. Свойства воздуха.

Воздух вокруг нас

4. Опыты: «Свойства воды».

Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме, лете...

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе.

Формирование представлений о воздухе и его  свойствах. Развитие способности к преобразованию. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека.

Формирование представлений о свойствах воды (испарение, очищение, растворение). Кристаллизация, кипение, испарение .Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара . Развитие способностей к преобразованию.

Февраль

1.Неживая природа.

Камни и минералы.

2. Свойства магнита (Занятие с наглядными картинками)

3. Великие изобретения.

Сила трения. Колесо

4. Великие изобретения.

Мыло

Познакомить детей с различными видами камней и минералов. Формировать начальное представление о полезных ископаемых.

Дать начальное представление о магнетизме, свойствах магнита, использовании магнита.

Познакомить с понятием «сила трения». Дать представление о том, как человек использует силу трения, как научился ее преодолевать. Познакомить с изобретением колеса. Опытным путем выяснить, почему изобретение колеса облегчило труд людей.

Познакомить с историей создания и свойствами мыла. Приготовление раствора для мыльных пузырей. Антисептические свойства мыла (мытье рук, стирка кукольной одежды и посуды).

Март

1. Водолаз Декарта.

Дидактическая игра «Тонет – не тонет».

Плавание тел. Изготовление

Корабля.

2. Великие изобретения. Ветер: друг или враг? Ветряная мельница.

3. Изготовление ветряка из картона (дуем, льем на него воду). Где еще можно встретить ветряк?

4.Просмотр мультфильма из сериала «Фиксики»

«Вентилятор».

Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов.

Познакомить детей с одним из великих изобретений человечества: ветряным колесом. Познакомить с устройством данного изобретения (рассматривание иллюстраций к книге Р. Скарри «Город мастеров»).

Показать на примере ветра и воды как человек научился облегчать свой труд, используя силу природы.

Апрель

1.Весна - красна

2. Путешествие растений.

3. Посев семян помидоров для выращивания рассады.

4. Путешествие Капельки

Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе; учить устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе; познакомить с образом весны в произведениях искусства, воспитывать чувства любви к природе.

Способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений; развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, строить суждение с доказательством; расширять представления детей о частях растений; упражнять в отгадывании загадок

Уточнить представления детей о том, из чего можно вырастить растение; закрепить знания детей об овощных культурах и их семенах; продолжать учить детей приёмам посева семян; подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений.

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека;

Май

1.Волшебные стёклышки.

2. Солнце дарит нам тепло и свет.

3. Экскурсия в детскую лабораторию.

4. Наша кормилица - Земля

Познакомить детей с приборами для наблюдения - микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку; развивать связную речь.

Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень её поглощения разными предметами и материалами.

Уточнить представление о том кто такие учёные, познакомить с понятиями «наука», «гипотеза», о способе познания мира - эксперименте.

Расширять представления о свойствах почвы, её значении для людей, умение устанавливать взаимосвязи, развивать монологическую речь.

Июнь

1.Чтение М. Пришвин «Изобретатель»; Н Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Телефон»;

2. «Путешествие в прошлое телефона и пылесоса».

3. Рисование по шаблону «Веселые геометрические фигуры».

4. Великие изобретения. Простые механизмы

Познакомить с историей возникновения конструктора , разнообразный конструктор (деревянный, металлический и т. д.); схемы конструирования (здания, техника )

Вызвать у детей интерес к прошлому предметов; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда; закрепить правила пользования телефоном.

Знакомство детей с новой техникой рисования – шаблонография; учить детей рисовать, используя шаблоны геометрических фигур, расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать воображение, координацию движений, мелкую моторику.

Познакомить детей с великими изобретениями человечества рычагом и наклонная плоскость. Интегрированное занятие с изобразительной деятельностью ( в конце занятия рисуем простые механизмы)

июль

1.Термометр.

2.Волшебные часы.

3. Песочная страна.

4. Глина, какая она?

Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Мультфильм из сериала «Фиксики», серия «Термометр».

Познакомить о происхождение часов, какие бывают часы, как ими пользоваться.

Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

 Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)

Август

1. «Домашняя засуха».

2. Земля - наш общий дом.

3. Зелёный наряд Земли.

4. Деревья - наши друзья(прогулка)

Дать представление о том, что в земле есть вода. Знакомство со свойствами почвы.

Познакомить с макетом Земли - глобусом, со спутником - Луной, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Познакомить с особенностями строения растений, закрепить знания о пользе приносимой растениями людям;

Развивать познавательную активность, продолжать знакомить с экологической тропой, её объектами, закрепить названия деревьев на участке детского сада, установить зависимость их состояния от внешних условий;

Сентябрь

1. Понятие об электрических зарядах.

2 .Солнечная лаборатория..

3. Какая лужа высохнет быстрее?

4. Поиски воздуха

Расширить представление детей об электрических зарядах.

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а ещё лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнёт прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребёнку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

Формировать представление о том , чем меньше лужа , тем меньше в ней воды , значит высохнет быстрее., развивать наблюдательность.

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей.

Октябрь

1. Подушка из пены.

2. Волшебная кисточка

3. Естественная лупа.

4. Путешествие в мир стеклянных вещей

Развивать у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

Ноябрь

1.Таинственные картинки.

2.Секрет сосновой шишки.

3.Замерзание жидкостей.

4.Что такое упругость

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.

Познакомить, что жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Формировать представление об упругости предметов.

Декабрь

1.Рассматривание снежинок.

2.Стекло, его качества и свойства.

3.Солнечные зайчики.

4.Почему скрипит снег?

Предложить детям при помощи лупы изучить строение снежинок, найти знакомые геометрические фигуры. Обратить внимание детей на то, что все снежинки разные. Рассказать, как образуются снежинки и почему они имеют такое строение.

Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).

Формировать представления о свойствах солнечных лучей.

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Предложить детям высказать предположения о том, почему в морозную погоду снег скрипит под ногами. Учит осуществлять экспериментирование в соответствии с поставленной задачей, подбирать условия опыта. Уточнить и дополнить ответы детей, пояснить природу данного явления.

Взаимодействие с родителями.

Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент

Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию»

Консультация «Экспериментируем вместе с папой».

Консультация «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома.

Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период»

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Практикум: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

Фотовыставка: «Как мы экспериментируем».

Обновление картотеки условных обозначений «Свойства»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области