Комплексно-тематическое планирование по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Наука и технологии».
Воспитатель Голубош И.В.
Месяц | Темы занятий | Программное содержание. |
Январь | 1 Испарение. Опыты: «Что растает первым?» (снег или лед); «Опыты с солью». 2. Лед- вода. Морозко. Опыты дома: твердое - жидкое, жидкое - твердое (по схемам) 3. Свойства воздуха. Воздух вокруг нас 4. Опыты: «Свойства воды». | Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме, лете... Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способности к преобразованию. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека. Формирование представлений о свойствах воды (испарение, очищение, растворение). Кристаллизация, кипение, испарение .Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара . Развитие способностей к преобразованию. |
Февраль | 1.Неживая природа. Камни и минералы. 2. Свойства магнита (Занятие с наглядными картинками) 3. Великие изобретения. Сила трения. Колесо 4. Великие изобретения. Мыло | Познакомить детей с различными видами камней и минералов. Формировать начальное представление о полезных ископаемых. Дать начальное представление о магнетизме, свойствах магнита, использовании магнита. Познакомить с понятием «сила трения». Дать представление о том, как человек использует силу трения, как научился ее преодолевать. Познакомить с изобретением колеса. Опытным путем выяснить, почему изобретение колеса облегчило труд людей. Познакомить с историей создания и свойствами мыла. Приготовление раствора для мыльных пузырей. Антисептические свойства мыла (мытье рук, стирка кукольной одежды и посуды). |
Март | 1. Водолаз Декарта. Дидактическая игра «Тонет – не тонет». Плавание тел. Изготовление Корабля. 2. Великие изобретения. Ветер: друг или враг? Ветряная мельница. 3. Изготовление ветряка из картона (дуем, льем на него воду). Где еще можно встретить ветряк? 4.Просмотр мультфильма из сериала «Фиксики» «Вентилятор». | Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Познакомить детей с одним из великих изобретений человечества: ветряным колесом. Познакомить с устройством данного изобретения (рассматривание иллюстраций к книге Р. Скарри «Город мастеров»). Показать на примере ветра и воды как человек научился облегчать свой труд, используя силу природы. |
Апрель | 1.Весна - красна 2. Путешествие растений. 3. Посев семян помидоров для выращивания рассады. 4. Путешествие Капельки | Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе; учить устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе; познакомить с образом весны в произведениях искусства, воспитывать чувства любви к природе. Способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений; развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, строить суждение с доказательством; расширять представления детей о частях растений; упражнять в отгадывании загадок Уточнить представления детей о том, из чего можно вырастить растение; закрепить знания детей об овощных культурах и их семенах; продолжать учить детей приёмам посева семян; подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений. Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; |
Май | 1.Волшебные стёклышки. 2. Солнце дарит нам тепло и свет. 3. Экскурсия в детскую лабораторию. 4. Наша кормилица - Земля | Познакомить детей с приборами для наблюдения - микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку; развивать связную речь. Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень её поглощения разными предметами и материалами. Уточнить представление о том кто такие учёные, познакомить с понятиями «наука», «гипотеза», о способе познания мира - эксперименте. Расширять представления о свойствах почвы, её значении для людей, умение устанавливать взаимосвязи, развивать монологическую речь. |
Июнь | 1.Чтение М. Пришвин «Изобретатель»; Н Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Телефон»; 2. «Путешествие в прошлое телефона и пылесоса». 3. Рисование по шаблону «Веселые геометрические фигуры». 4. Великие изобретения. Простые механизмы | Познакомить с историей возникновения конструктора , разнообразный конструктор (деревянный, металлический и т. д.); схемы конструирования (здания, техника ) Вызвать у детей интерес к прошлому предметов; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда; закрепить правила пользования телефоном. Знакомство детей с новой техникой рисования – шаблонография; учить детей рисовать, используя шаблоны геометрических фигур, расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать воображение, координацию движений, мелкую моторику. Познакомить детей с великими изобретениями человечества рычагом и наклонная плоскость. Интегрированное занятие с изобразительной деятельностью ( в конце занятия рисуем простые механизмы) |
июль | 1.Термометр. 2.Волшебные часы. 3. Песочная страна. 4. Глина, какая она? | Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Мультфильм из сериала «Фиксики», серия «Термометр». Познакомить о происхождение часов, какие бывают часы, как ими пользоваться. Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная) |
Август | 1. «Домашняя засуха». 2. Земля - наш общий дом. 3. Зелёный наряд Земли. 4. Деревья - наши друзья(прогулка) | Дать представление о том, что в земле есть вода. Знакомство со свойствами почвы. Познакомить с макетом Земли - глобусом, со спутником - Луной, воспитывать бережное отношение ко всему живому. Познакомить с особенностями строения растений, закрепить знания о пользе приносимой растениями людям; Развивать познавательную активность, продолжать знакомить с экологической тропой, её объектами, закрепить названия деревьев на участке детского сада, установить зависимость их состояния от внешних условий; |
Сентябрь | 1. Понятие об электрических зарядах. 2 .Солнечная лаборатория.. 3. Какая лужа высохнет быстрее? 4. Поиски воздуха | Расширить представление детей об электрических зарядах. Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а ещё лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнёт прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребёнку. Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов. Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце. Формировать представление о том , чем меньше лужа , тем меньше в ней воды , значит высохнет быстрее., развивать наблюдательность. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. |
Октябрь | 1. Подушка из пены. 2. Волшебная кисточка 3. Естественная лупа. 4. Путешествие в мир стеклянных вещей | Развивать у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто. Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем. Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы. |
Ноябрь | 1.Таинственные картинки. 2.Секрет сосновой шишки. 3.Замерзание жидкостей. 4.Что такое упругость | Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку. Познакомить, что жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания. Формировать представление об упругости предметов. |
Декабрь | 1.Рассматривание снежинок. 2.Стекло, его качества и свойства. 3.Солнечные зайчики. 4.Почему скрипит снег? | Предложить детям при помощи лупы изучить строение снежинок, найти знакомые геометрические фигуры. Обратить внимание детей на то, что все снежинки разные. Рассказать, как образуются снежинки и почему они имеют такое строение. Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность). Формировать представления о свойствах солнечных лучей. Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Предложить детям высказать предположения о том, почему в морозную погоду снег скрипит под ногами. Учит осуществлять экспериментирование в соответствии с поставленной задачей, подбирать условия опыта. Уточнить и дополнить ответы детей, пояснить природу данного явления. |
Взаимодействие с родителями.
Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».
Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент
Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию
Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.
Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию»
Консультация «Экспериментируем вместе с папой».
Консультация «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.
Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома.
Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период»
Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.
Практикум: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»
Фотовыставка: «Как мы экспериментируем».
Обновление картотеки условных обозначений «Свойства»