Н.А. Филева, О.А. Попова
МБДОУ № 89
г. Мурманск, Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ АЗОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Аннотация. Одной из наиболее актуальных задач современного образования является, финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Формирование полезных привычек в сфере финансов, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. В данной статье рассматриваются пути решения данной задачи.
Ключевые слова: финансовая грамотность, метод, игровой метод.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста — это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения финансового образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных финансовых отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности [1].
Экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, приобретая доступные ему знания, поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами дошкольных учреждений задачу - формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности) [2].
Финансовая грамотность - это эффективное планирование и использование своего бюджета. В целом суть финансовой грамотности можно определить, как способность максимально осознанно и ответственно подходить к решению финансовых вопросов. Поэтому одна из важных задач образования сегодня - воспитать новое поколение людей, обладающих культурой финансового поведения, умеющих грамотно управлять личными финансами [3].
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие игровые методы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
«Метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность».
В обучении дошкольников используется игровой и словесный метод обучения (беседа). Наиболее эффективным методом обучения детей основам финансовой грамотности можно назвать игровой метод.
Игровой обучение - форма учебного процесса, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях. Игровой метод вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают контролировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной, а желанной, личной целью.
Игровые методы характеризуются рядом признаков. Прежде всего, они переносят учебное действие в условный план, который задается соответствующей системой правил или сценарием. От ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуацию, а от педагога отказ от прямого обучающего воздействия, замечаний, порицаний.
В качестве игрового метода активно используется воображаемая ситуация в развернутом плане: с ролями, игровыми действиями и соответствующим игровым оборудованием.
Использование игр в обучении финансовой грамотности становится возможным благодаря особенностям игры, как вида деятельности [4].
Игра как форма организации и метод обучения детей дошкольного возраста формирует заинтересованное отношение детей к материалу занятия, создает положительный эмоциональный фон и возможность проявления способностей каждым ребенком. Помогает ему почувствовать собственные возможности и обрести уверенность в себе. К игре как методу обучения предъявляются следующие требования:
В старших и подготовительных группах ДОУ на занятиях по формированию основ финансовой грамотности, целесообразно использовать различные деловые игры.
Так, например, игра «Отрасли экономики»:
Детям необходимо рассмотреть картинки с изображением семейной, городской и государственной экономики и правильно распределить их по графам.
В игре «Найди пару» дошкольникам необходимо из предложенных вариантов карточек со словами, найти пару, выявив экономическую взаимосвязь. Например: Станок – завод; деньги – банк; бумага – лес и т.д.
Игра «Классный Экономист» предлагает детям побыть в роли экономиста. Для этого игрокам двух команд нужно поделить, к примеру, шоколадку, отломать от нее кусочек и передать следующему игроку так, чтоб хватило на всех участников поровну.
В заключении можно сделать вывод о том, что игровая деятельность и создание условий положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества.
Именно финансовая грамотность учит детей, как правильно копить, приумножать и создавать свои сбережения. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи.
Список литературы: