Развитие фонематического восприятия и слуха у детей раннего возраста.
Здравствуйте, уважаемые родители, гости, коллеги. Я очень рада видеть вас у нас в детском саду. Сегодня мы с вами поговорим, о том:
Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важная способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы…
Такая способность не у всех возникает сама по себе даже при наличии острого природного слуха. Ее нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. Конечно же, лучше всего это делать в игре. Общая цель игр – открывать для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем-то важном. Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают иго источник.
Это способствует тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать их.
Этапы развития слухового восприятия
в 10-11 месяцев поворачиваясь, сидя и стоя находит глазами источник звука, даже если он за спиной.
К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова.
Что такое слуховое восприятие?
Слуховое восприятие- это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости, высоте, тембру, темпу. Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Развитие слухового восприятияидет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков (неречевых, с другой - восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух.
Фонематическое восприятие - это умение различать звуки речи, так называемые фонемы. Например, И от Е, Т от Д, В от Ф, С от Ш, Ч от ТЬ и др.
Iэтап-узнавание неречевых звуков. Развитие слухового внимания и слуховой памяти.
Развитие неречевого слуха.
С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, журчаниеводы, тиканье часов, шуршание пакета.
При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков следует соблюдать следующую последовательность:
звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.;
звуки,которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т. д.;
звуки,которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т. п.;
транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п.;
звуки,которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;
звуки детских музыкальных инструментов: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.
Игры для развития физического слуха
цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух криков животных и птиц.
цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
*«Звуки дома»
цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода.
или соревнование:
В последующем можно усложнить задачу, предлагая ребенку определить источник звука с закрытыми глазами.
А теперь, мы с вами поиграем в игру «Угадайте, что звучит?»
У вас на столах детские музыкальные инструменты. Точно такие же инструменты есть и у меня. Вы все знаете, как звучат эти инструменты. Сейчас я буду играть на них за ширмой. Вам нужно отгадать на чем я играю, поднимать и поиграть.
Можно так же придумать очень много упражнений с музыкальными инструментами. «Повтори как я», «Угадай закрытыми глазами, на каком инструменте я играла?» «Тихо - громко» (Если я играю на колокольчике, ты прыгай, а на бубне - покружись)
Следующая игра «Звучащие коробочки».
1.Есть вот такие звучащие коробочки. (Играют два родителя) У вас по 3 коробочки. Точно такие же коробочки есть и у меня. Вы берите на руки, потрогайте, поиграйте, послушайте, как шумят коробочки. А сейчас определите на слух, и найдите «У кого такая коробочка?». Найдите вот таким звуком коробочку...Спасибо Вам.
2.С вами поиграем в игру«Волшебные коробочки».Вам предстоит такая задача: нужно найти две одинаковые звучащие коробочки и определить, что же шумит в коробочке?(монетки, камушки, бусинки)
Игра «Шумящие коробочки»
Не всегда можно найти и купить такие коробочки. Я вам предлагаю сделать игрывот из таких коробочек от киндера – сюрпризов сделать «Шумящие коробочки».(НЕ забываем сделать безопасные игры! Заклеиваем коробочки с скотчем, чтобы ребенок не смог вытащить мелкие предметы и брать в рот!) Сребенком вместе наполняем коробочку разнообразными мелкими предметами.Вначале лучше брать прозрачные коробочки, для маленьких детей это и зрительно хорошо воспринимается. Слушаем как же, звенит или шумит каждая коробочка.(Разнообразное содержание коробочек – скрепки, горох, фасоль, крупы, пуговицы, монеты, мелкие камушки, сухой песок и т.д.). Количество звучащих предметов увеличиваем постепенно. В дальнейшем берем не прозрачные - цветные коробочки и можно играть вот такие игры. «Найди, вот таким звуком коробочку»,«Найди две одинаковые коробочки по звучанию», «В теремке лежат коробочки, нужно найти их пару», «Найди коробочку с монетками, с бусинками, с камушками, пуговицами и т.д.»
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
«Далеко – близко» (Водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо)
«Узнай по голосу» (Узнают друг друга по голосу)
«Животные и их детёныши» (Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом
III этап – дифференциация фонем - звуков речи.
22 слайд. Игра «Покажи картинку», «Кто это поёт»
Игра «Угадай, кто (что) это был(о).» Как звенит комарик? Как жужжит жук? или «Кто поет ЖЖЖЖ…» «Кто звенит ЗЗЗ, а кто звенит ЗЬ ЗЬ ЗЬ?».Как гудит мотор большого самолета? Какой звук слышим, когда стучит барабан? Как мычит корова? И т. д. Мы учим произносить чистые звуки М, Ч, К, З, Ж и т.д. А не ЭМ, ЭЛ или КА!!!
А в дальнейшем повторяем сначала слоги и слова; придумываем слова на заданный звук; определяем место звука в слове – это уже после трех лет…
Итак, развитие фонематического слуха ребенка до трех лет, поможет ребенку правильно произносить слова и избежать ошибок при чтении и письме в дальнейшем.
Спасибо всем за внимание.