Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Развитие фонематического восприятия и слуха у детей раннего возраста."

Консультация для педагогов

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие фонематического восприятия и слуха у детей раннего возраста.

Здравствуйте, уважаемые родители, гости, коллеги. Я очень рада видеть вас у нас в детском саду. Сегодня мы с вами поговорим, о том:

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важная способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы…

Такая способность не у всех возникает сама по себе даже при наличии острого природного слуха. Ее нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. Конечно же, лучше всего это делать в игре. Общая цель игр – открывать для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем-то важном. Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают иго источник.

Это способствует тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать их.

Этапы развития слухового восприятия

в 10-11 месяцев поворачиваясь, сидя и стоя находит глазами источник звука, даже если он за спиной.

К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова.

Что такое слуховое восприятие?

Слуховое восприятие- это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости, высоте, тембру, темпу. Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Развитие слухового восприятияидет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков (неречевых, с другой - восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух.

 Фонематическое восприятие - это умение различать звуки речи, так называемые фонемы. Например, И от Е, Т от Д, В от Ф, С от Ш, Ч от ТЬ и др.

Iэтап-узнавание неречевых звуков. Развитие слухового внимания и слуховой памяти.

Развитие неречевого слуха.

С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, журчаниеводы, тиканье часов, шуршание пакета.

При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков следует соблюдать следующую последовательность:

звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.;

звуки,которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т. д.;

звуки,которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т. п.;

транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п.;

звуки,которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;

звуки детских музыкальных инструментов: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.

Игры для развития физического слуха

цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух криков животных и птиц.

цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

*«Звуки дома»

цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода.

или соревнование:

В последующем можно усложнить задачу, предлагая ребенку определить источник звука с закрытыми глазами.

А теперь, мы с вами поиграем в игру «Угадайте, что звучит?»

У вас на столах детские музыкальные инструменты. Точно такие же инструменты есть и у меня. Вы все знаете, как звучат эти инструменты. Сейчас я буду играть на них за ширмой. Вам нужно отгадать на чем я играю, поднимать и поиграть.

Можно так же придумать очень много упражнений с музыкальными инструментами. «Повтори как я», «Угадай закрытыми глазами, на каком инструменте я играла?» «Тихо - громко» (Если я играю на колокольчике, ты прыгай, а на бубне - покружись)

Следующая игра «Звучащие коробочки».

1.Есть вот такие звучащие коробочки. (Играют два родителя) У вас по 3 коробочки. Точно такие же коробочки есть и у меня. Вы берите на руки, потрогайте, поиграйте, послушайте, как шумят коробочки. А сейчас определите на слух, и найдите «У кого такая коробочка?». Найдите вот таким звуком коробочку...Спасибо Вам.

2.С вами поиграем в игру«Волшебные коробочки».Вам предстоит такая задача: нужно найти две одинаковые звучащие коробочки и определить, что же шумит в коробочке?(монетки, камушки, бусинки)

Игра «Шумящие коробочки»

Не всегда можно найти и купить такие коробочки. Я вам предлагаю сделать игрывот из таких коробочек от киндера – сюрпризов сделать «Шумящие коробочки».(НЕ забываем сделать безопасные игры! Заклеиваем коробочки с скотчем, чтобы ребенок не смог вытащить мелкие предметы и брать в рот!) Сребенком вместе наполняем коробочку разнообразными мелкими предметами.Вначале лучше брать прозрачные коробочки, для маленьких детей это и зрительно хорошо воспринимается. Слушаем как же, звенит или шумит каждая коробочка.(Разнообразное содержание коробочек – скрепки, горох, фасоль, крупы, пуговицы, монеты, мелкие камушки, сухой песок и т.д.). Количество звучащих предметов увеличиваем постепенно. В дальнейшем берем не прозрачные - цветные коробочки и можно играть вот такие игры. «Найди, вот таким звуком коробочку»,«Найди две одинаковые коробочки по звучанию», «В теремке лежат коробочки, нужно найти их пару», «Найди коробочку с монетками, с бусинками, с камушками, пуговицами и т.д.»

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

«Далеко – близко» (Водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо)

«Узнай по голосу» (Узнают друг друга по голосу)

«Животные и их детёныши» (Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом

III этап – дифференциация фонем - звуков речи.

22 слайд. Игра «Покажи картинку», «Кто это поёт»

Игра «Угадай, кто (что) это был(о).»  Как звенит комарик? Как жужжит жук? или «Кто поет ЖЖЖЖ…» «Кто звенит ЗЗЗ, а кто звенит ЗЬ ЗЬ ЗЬ?».Как гудит мотор большого самолета? Какой звук слышим, когда стучит барабан? Как мычит корова? И т. д. Мы учим произносить чистые звуки М, Ч, К, З, Ж и т.д. А не ЭМ, ЭЛ или КА!!!

А в дальнейшем повторяем сначала слоги и слова; придумываем слова на заданный звук; определяем место звука в слове – это уже после трех лет…

Итак, развитие фонематического слуха ребенка до трех лет, поможет ребенку правильно произносить слова и избежать ошибок при чтении и письме в дальнейшем.

Спасибо всем за внимание.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области