Экологический проект « Старатель»
Руководитель Булавкина Наталья Юрьевна
Проблема загрязнения окружающей среды с каждым годом обостряется, заставляя человечество более тщательно анализировать результаты своей жизнедеятельности и планировать меры по очищению жизненного пространства. Несмотря на то, что продукты питания стоят не дёшево, значительная их часть превращается в отходы. Проблем утилизации пищевых отходов много, и они достаточно разнородны. Я предлагаю технологию утилизации органических отходов с помощью дождевых (компостных) червей "Старатель". В настоящее время происходит разрушение почв, снижение их плодородия. Знание биологических особенностей дождевых червей поможет сохранить и увеличить плодородие почв и утилизировать пищевые отходы. Использования «червивого» компоста в земледелии, по утверждению специалистов, позволит решить сразу три весьма актуальные проблемы: утилизацию органических отходов; получение экологически чистых органических удобрений для использования на клумбах нашего города; выращивание качественной сельскохозяйственной продукции, от овощей и цветов до зерна.
Цель проекта: Разработать проект по созданию компостных гряд с использованием пищевых отходов детского сада и изучить роль дождевых червей в формировании почвы.
Задачи проекта:
Организация деятельности участников проекта:
Мы использовали самый простой и доступный источник червей для их искусственного культивирования – компостные гряды на садовом огороде. Червей собрали в ведро вместе с землей и органикой, в которой они живут. В этом нам помогли родители. Субстрат с червями в ведре необходимо умеренно увлажнить.
Для «червятника» достаточно площади в 2 кв.м. Необходимо насыпать грядку из компоста толщиной 40–50 см, компост хорошо увлажнили. Увлажненный субстрат закрыли черной перфорированной пленкой на 5–7 суток, в течение этого времени субстрат периодически увлажняли. Через 7 дней разбили гряду на ячейки площадью по 1 кв.м, в центр каждой опрокинули ведро с подготовленными червями. Поливаем 1 раз в два дня водой. Через неделю будем проверять, как черви заселили новое жилище. Если они достаточно чистые и подвижные, значит, все сделали правильно, а если вялые, не пытаются прятаться от света — налицо признаки отравления пестицидами из непривычного для них корма. В этом случае заселяем культиватор новой партией червей. Если черви прижились, то на 3–4 недели их нужно оставить в покое. Черви откладывают коконы в конце июля, а последние черви появляются на свет до 20 августа. Вполне взрослыми они становятся к октябрю.
Для размножения и роста червей требуется много пищи. Поэтому, начиная с первых чисел июня, в «червятник» необходимо периодически, через каждые 2–3 недели, добавлять корм в виде компоста, наслаивая его по 15–20 см. Последнее кормление червей проведем в конце октября, или в начале ноября, до наступления морозов.
За время летнего культивирования сделаем 7–8 наслоений компоста, по мере поедания червями, слои уплотняются. Но тем не менее, к осени ее высота становится примерно 0,6 м, поэтому, чтобы «червятник» не пересыхал при продувании ветром, боковые поверхности заделываем досками в виде ящика. Если все сделано правильно, то за лето на каждом квадратном метре «червятника» будет переработано более 1 т. компоста. К осени черви расположатся в культиваторе в основном в верхнем слое (20 см). Нижний слой заселен слабо и представляет собой гумусное органическое удобрение. Это и есть продукт, ради которого осуществляется культивирование червей.
Виды детской деятельности по ФГОС ДО и формы работы:
Игровая- П/И «Мы червячки», «Темно-светло», «Кто быстрее доползет до цели» Д/И «Толстый-тонкий», «Длинный-короткий», Игра-импровизация «Танец червячка».
Коммуникативная (речевая)- Чтение экологических сказок: " Дождевой червяк Верми", Павлова Н. «Большое чудо», Мизина Т.Н. «Сказка про червяков», «Куча-домик», «Почему плакал дождевой червяк», Богодист Ю. «Мне попался дождевой червяк под ноги», Кропотин А. «Немного о дождевых червях». Шарыгина Т.А. «Дождевой червяк».Отгадывание загадок. Сочинение, записывание и иллюстрирование рассказов и сказок детей.
Познавательно-исследовательская- Беседа на тему: "Подземное царство", наблюдение за червями в группе и на участке детского сада. Создание лепбука «Дождевой червяк».
Самообслуживание и элементарный бытовой труд- Дети принимают участие в создании компостной гряды, ее полива.
Конструирование- Изготовление игрушки червяка из подручного и бросового материала.
Изобразительная- Рисование дождевых червей и придумывание им имен. Оформление запрещающих знаков (придумать и нарисовать знак охраны дождевых червей и охраны природы)
Двигательная- Подвижная игра « Я червяк, червяк, червяк»
Музыкальная- Разучивание песенки « Червячок полосатый бочок».
Ожидаемые результаты:
Со стороны детей:
Со стороны родителей:
родители - активные и заинтересованные участники образовательного процесса, ориентированные на развитие у ребёнка потребности к познанию через совместную проектную деятельность;
Со стороны педагогов:
Для детского сада :получение экологически чистого органического удобрения для использования на клумбах.