Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие ритмического слуха в процессе элементарного музицирования у детей дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие ритмического слуха в процессе элементарного музицирования у детей дошкольного возраста.

Одна из важнейших музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность – это чувство ритма. Ритм – первооснова музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога.

Развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально-дидактических играх и т.д.

Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:
- помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;
- развивает познавательные способности;
- воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма

Большой возможностью в развитии у детей чувство ритма обладает элементарное музицирование т. к. является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, четче воспроизводят ритм и выполняют музыкально ритмические движения).

Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Техническая легкость игры на шумовых, ударных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее – к простейшей импровизации.

В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы.

Кроме этого, музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познание музыкальных явлений и закономерностей. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.

Обучение игре на музыкальных инструментах проводит непосредственно музыкальный руководитель, но так как этого недостаточно, то в работе с воспитателями обращаем их внимание на то, чтобы все попевки и упражнения, которые разучивались, были закреплены в группе под их руководством.

Работа по обучению детей игре на ДМИ проводится планомерно и целенаправленно, с применением разнообразных методов и приемов: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр.

Их систематическое применение на музыкальных занятиях вызывает у детей интерес, расширяет их музыкальные впечатления и способствует проявлению творческой активности. Однако успешными занятия в шумовом оркестре будут лишь при непременном условии – регулярном и постоянном развитии в детях чувства метроритма на музыкальных занятиях.

Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем в

младших группах, где учим детей различать звуки по высоте, узнавать и

различать звуки разных инструментов, общаться с ними, извлекать звук.

К среднему дошкольному возрасту работа усложняется тем, что детям предлагается работа с ритмическими карточками.

При работе с карточками используется такой эффективный прием, как подтекстовка длительностей, где длинный звук обозначается слогом «та», короткий звук –слогом «ти». В игровой форме мы моделируем ритмические фразы из попевок.

Так же предлагается детям самостоятельно смоделировать несложную музыкальную фразу или короткую попевку.

В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности - игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти

Для того, чтобы дети точно воспроизводили ритм, предлагаем прохлопать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты (кубики, бубны,ложки, орешки и т.д). При этом учим согласовывать свои движения с движениямии товарищей, чтобы не обгоняли не опережали, и не отставали друг от друга

В старшей группе продолжаем обучение игре на металлофоне. Дети переходят к игре мелодий, построенных на 3-х и более звуках, с более

усложнённым ритмическим рисунком, а также мелодий, включающих

широкие интервалы. Работая над несложными песенками, мы формируем у

детей навыки игры в ансамбле, приучаем слушать себя и других, играть с

динамическими оттенками. Разученные произведения исполняем на детских

праздниках, используя выступления для совершенствования навыков

коллективной игры.

Таким образом, проводя планомерную работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах в течение всего времени пребывания в детском саду, мы подойдем к главному этапу работы– созданию оркестра и сознательному разучиванию в нём мелодий на музыкальных инструментах.

На каждом занятии (на первых – особенно!) обязательно присутствуют упражнения на качество и скорость временной реакции, например, такие:

- Коллективное вступление. Дети после вдоха и легкого взмаха рук (подготовительное движение) делают первый хлопок. Вначале только один хлопок, его повторяют через разные промежутки времени, затем в течение короткого времени равномерные хлопки. Повторения хлопков проводятся каждый раз в другом темпе (по жесту педагога).

- Коллективные хлопки: хлопать в ладоши упруго и звонко, одинаковыми длительностями, без акцентов. Надлежит следовать за педагогом в отношении разного рода изменений силы звучания в одном и том же темпе, изменения темпа, в том числе и в сочетании с изменением силы звучания. Затем группами, затем с отдельными детьми (по взгляду педагога).

- Одновременное окончание хлопков: по знаку педагога, по ощущению каденции в мелодии, и т.д.

- Продолжение и сохранение заданного темпа. Педагог делает предварительно несколько хлопков, а дети продолжают начатое в том же темпе. (При повторениях следует всегда брать другой темп.).

В работе с детским оркестром используются все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте),

групповую(при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра).

Игра в оркестре дает положительные результаты в музыкальном развитии всех без исключения детей: прежде всего оно приносит удовольствие в эмоциональном плане, на занятиях царит атмосфера увлеченности. Эмоциональная сфера ребенка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в звукозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими музыкальному произведению. Оркестр объединяет детей, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Автор программы «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнникова, в своей работе уделяет большое внимание теме детского элементарного музицирования .

Она использует ряд приёмов, объединённых идеей обучения через творчество. Это:

1. Музыка моего тела (музицирование со звучащими жестами).

2. Игры со звуками.

3. Речевое музицирование.

4. Импровизированное движение.

Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:

Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи.

Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей. Звучащие жесты в орфовской педагогике принято на определённом этапе «переносить» на инструменты. Если инструментов нет, - их звучание могут заменить простейшие предметы: наполненные крупой коробочки от «киндер-сюрприза», карандаши, рыболовные колокольчики, стаканчик из-под йогурта с надетой на него канцелярской резинкой и т. д.

Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей. Логическое продолжение игр со звучащими жестами – это музицирование с инструментами. 

Этот этап требует времени, т. к. с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей проходит несколько важных ступеней. Это и формирование метроритмического чувства, и постепенное развитие тембрового, а затем и интонационного слуха, образно-ассоциативного мышления, когда происходит перенос природных (дождь, буря) и бытовых звучаний (часы) на инструмент.

Очень важно изучать с детьми звуковые свойства разных материалов и предметов из них (стеклянных, металлических, деревянных, бумажных….):

детских музыкальных инструментов, голоса;

приобретение опыта звуковых ощущений;

изучение способов получения звуков;

развитие тембрового слуха как основы для звуковысотного;

приобретение навыков музыкальной композиции.

Речевые упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Ритм, заключённый в словах, фразах, очень хорошо ощущается детьми: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой остинато. Ритмичное декламирование текста становится речевым музицированием при условии творческого игрового подхода. Чем разнообразнее речевая ритмика, тем богаче предпосылки для развития полиритмического слуха.

Без движения творческое музицирование потеряет для детей большую часть своей привлекательности. Обучение воспринимать музыку через импровизационное движение – одна из задач творческого музицирования. Импровизированное движение в момент восприятия музыки становится педагогическим приёмом. При этом музыка предварительно не прослушивается, и движения не разучиваются отдельно от музыки.

Метроритмическое чувство – это основа музыкального развития детей. Его неразвитость у ребёнка закрывает ему возможность для самых разных форм совместного музицирования. Формирование чувства ритма требует времени, чтобы стать устойчивым навыком. Поэтому эта работа требует особого внимания.

Приложение

Музыкально-дидактические игры, с использование детских музыкальных инструментов.

«Заяц с барабаном».

Цель: Развивать ритмический слух детей.

Ход игры: Педагог читает стихотворение:

Барабан зайчишка взял,

Лапкой звуки издавал.

Он по-разному играл,

Зайчихе-маме подражал.

Взрослый исполняет роль зайчихи-мамы. Под веселую музыку «Полька» М. Чайкина он на барабане отстукивает простой ритмический рисунок, дети повторяют. (см. нотное приложение).

«Кто пришел в гости».

Цель: Развивать тембровый, ритмический слух, слуховую память.

Ход игры: Дети стоят свободно у стены и, двигаясь к противоположной, поют:

У зайчонка День рождения,

Получил он поздравленья.

Кто пришел, отгадай?

Вова, быстро называй.

Повернувшись спиной к играющим, стоит водящий. Он называет «гостей», ориентируясь на звуки звучащих поочередно музыкальных инструментов (колокольчики – птички, бубны – медвежата, барабаны – зайчата) .

«Тихо вокруг».

Цель: Развивать слуховую память, ритмический и тембровый слух.

Ход игры: Педагог читает стишок, дети играют на муз.инструментах, соответственно тексту: Тихо, тихо все вокруг,

Слышен где-то слабый звук.

Колокольчик прозвенел, ложки застучали,

Бубен песенку пропел – тихо все играли.

«Мышки».

Ход игры: Дети-«мышки» сидят в «норках», разных местах зала. Мама-«мышь», взрослый, учит их подкрадываться к кошке, показывая характер движений и играя на колокольчике, сопровождая стихотворным текстом:

Мышки, мышки тихо вы сидите!

По порядку буду звать.

Осторожно выходите,

В колокольчик позвените.

«Кошка» - ребенок сидит в стороне, будто спит. Дети подкрадываются к «кошке» отрывисто играя на колокольчике. На вторую часть музыки убегают от «кошки» часто звеня колокольчиком. Звучит любая 2-х частная с темповыми и динамическими изменениями музыка.

Импровизация на детских музыкальных инструментах под музыку Э.Грига “Утро”

Вот проснулся ветерок / дудочки

Закружился листок / шуршунчики

Зажурчал ручеек / глиссандо на металлофоне

И забегал паучок / ксилофон

Зашумели поля / шумелки

И проснулась вся земля / все инструменты

Под музыку П.И.Чайковского “Жаворонок” проводится речевое упражнение “Жаворонок”, модель М.Ю.Картушиной.

В небе жаворонок пел, /Взмахивают руками, как крыльями.

Колокольчиком звенел. /Взмахивают кистями рук.

Порезвился в вышине, /Через стороны поднимают и опускают руки, вращая кистями.

Спрятал песенку в траве. /Приседают, руками обхватывая колени

Тот, кто песенку найдет,

Будет весел целый год. /Хлопают в ладоши.

Музыкально-дидактическая игра “Чья музыка играет?”

1 вариант:

Дети делятся на 3 подгруппы: медведи, зайцы и белки. Каждая подгруппа танцует под свою музыку.

2 вариант:

Дети отстукивают ритм соответствующими игрушками

Озвучивание стихотворения « Осень» 

Тихо бродит по дорожке,            Тихо бьют ладошками по барабану. 
Осень в золотой одежке. 
Где листочком зашуршит,           Маракасы. 
Где дождинкой зазвенит.            Колокольчики. 
Раздается громкий стук:             Деревянные ложки 
Это дятел – тук да тук! 
Дятел делает дупло                                   
Белке будет там тепло. 
Ветерок вдруг налетел ,              Румбы. 
По деревьям пошумел, 
Громче завывает,                        Тремоло бубнов. 
Тучки собирает. 
Дождик-динь, дождик-дон!          Колокольчики, металлофоны. 
Капель бойкий перезвон. 
Все звенит, стучит, поет -           Все инструменты 
Осень яркая идет!    

Зимняя дорога.

Ход игры.

Едем, едем на лошадке, по дорожке зимней, гладкой

Цок, цок, цок! Цок. цок, цок!

(два ребёнка стучат по деревянным коробочкам)

Санки полозам скрипят, а бубенчики звенят.( бубенцы)

Дятел застучал на ветке: тук-тук-тук! Тук-тук-тук! (ложки)

Белка щёлкает орешки: щёлк-щёлк-щёлк! Щёлк-щёлк-щёлк! (кастаньеты)

Холод, холод, стужа, стужа (бьют

Снег пушистый кружит, кружит….(шуршат полиэтиленовыми мешочками)

Ехали мы ехали, ехали мы, ехали, наконец, доехали:

С горки-«У-ух!»( вверх и вниз по ксилофону)

В ямку- бух! (стучат по металлической тарелочке)

Хоровод (игра на 2х частную танцевальную музыку)

На первую часть музыки дети хлопая в ладоши идут по кругу, внутри круга.

Вторая часть музыки: каждый ребёнок берёт инструмент возле которого он оказался

После чего все дети импровизированно играют.

Посудный и ореховый оркестр»(творческая работа)

Для этой игры предложите детям распределится на две группы и подойти к двум столикам , на которых будут расположены инструменты для игры в импровизированном оркестре.

На одном столе-чайные стаканы ( 5-6 штук), столько же чайных ложек.

3-4 деревянных ложки.

На другом столе 5-6 цельных грецких орехов, столько же очищенных половинок скорлупок и маленькие мешочки из ткани, наполненные скорлупой фисташек .Дети пробуют звучание инструментов и играют ансамблем.

Стихи.

Взял Топтыгин контрабас:

-Ну-ка все пускайтесь в пляс!

Тут и волк на поляне заиграл на барабане!

Чудеса! Чудеса! За роялем Лиса!

Лиска- пианистка! Великая солистка!

Старик барсук продул мундштук

До чего же у тромбона превосходный звук!

От такого звука убегает скука!

Игры на развитие у детей ритмического слуха.

«Передай ритм».

Цель: развитие ритмического слуха, слуховой памяти.

Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.

«Слушай и повтори».

Ход игры: Дети свободно располагаются на ковре, у каждого в руках музыкальный инструмент. Педагог проигрывает на ложках или на ксилофоне простой ритмический рисунок, предлагает детям повторить его. Ведущим может быть ребенок.

«Песня гриба».

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Эхо» и дает установку на запоминание ритма и пропевание слов в тексте. У каждого ребенка в руках музыкальный инструмент.

Текст песни: Дождь идет, дождь идет,

Дождь грибной, дождь грибной.

Я расту,  я расту

Под сосной, под сосной.

Лес притих, лес притих

Под дождем, под дождем.

Еж сидит, еж сидит

Под кустом,  под кустом.

«По какому предмету стучу? »

Цель: Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый и ритмический слух.

Ход игры: На столе за ширмой лежат деревянные палочки, треугольник, коробочки с горохом. Дается установка на восприятие шумовых звуков.

   Надо музыку послушать, инструменты подобрать.

   Их звучание запомнить и по тембру различать.

   Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем прослушивают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р. Шуман, «Сарабанда» А. Корелли.

   При повторном слушании музыкальных пьес дети сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием коробочек, ударами в треугольники. Шумовое звучание соответствует характеру музыкальных произведений.

Игровое упражнение «Ипподром» (становление звучащих жестов).

Кони выходят на старт

Внимание! Марш!

Барьер! (хлопок)

Двойной барьер! (два хлопка)

Бежим по мостовой (щелчки)

Бежим по траве (ладонь о ладонь)

Бежим по болоту (нажать на щеки двумя пальцами)

Вот видна трибуна (рука ко лбу, кричат Эге –гей)

Финиш! Ура! (вытирают пот со лба).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области