Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Машины-помощники»

Цель Создать условия для развития творческих способностей у детей развивать речь посредством применения художественного слова, путем использования стихотворной рифмы. Задачи • Систематизировать и углубить знания детей о транспорте специального назначения • формировать умение составлять загадки с помощью описания транспорта с учетом особенностей строения и назначения • способствовать формированию умения подбирать к заготовленному четверостишию подходящую по смыслу рифму • развивать способность детей придумывать короткие четверостишия • учить последовательно, излагать свои мысли • упражнять детей в подборе рифм к словам. • закрепить понятие «рифма». • поощрять совместное стихосложение. • формировать грамматический строй речи, активизировать словарь по данной теме • развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление • создавать радостное настроение, положительные эмоции, воспитывать интерес к стихам, поэтическому творчеству

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Машины-помощники»

Автор: Ботвинник Л.А.

Цель: Создать условия для развития творческих способностей у детей развивать речь посредством применения художественного слова, путём использования стихотворной рифмы.

Задачи:

• Систематизировать и углубить знания детей о транспорте специального назначения;

• формировать умение составлять загадки с помощью описания транспорта с учетом особенностей строения и назначения;

• способствовать формированию умения подбирать к заготовленному четверостишию подходящую по смыслу рифму;

• развивать способность детей придумывать короткие четверостишия;

• учить последовательно, излагать свои мысли;

• упражнять детей в подборе рифм к словам.

• закрепить понятие «рифма».

• поощрять совместное стихосложение.

• формировать грамматический строй речи, активизировать словарь по данной теме;

• развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;

• создавать радостное настроение, положительные эмоции, воспитывать интерес к стихам, поэтическому творчеству

Словарь: Части: двигатель, фургон, цистерна, шасси, трап, трал, лопасти, кабина, салон, стрела, лестница, «рукава», якорь.

Действия: убирает, перевозит, поднимает, проводят, колет лед, тушит, ловит рыбу, спасает.

Предварительная работа: Чтение отрывка из произведения

Н. Носова «Приключение Незнайки в цветочном городе» - как Незнайка сочинял стихи; стихотворение Д. Чиарди «Рифмы», словесная игра «Продолжи слово», отгадывание загадок.

Материал: Картинки с изображением транспорта специального назначения, сюжетные картинки, плоскостная фигурка птицы Рифмоплёта.

План работы: 1. Погружение в сказочную атмосферу. 2. Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов». 3. Придумывание рифмующихся слов. 4. Игра «Да – нет» 5. Игра «Продолжалка» 6. Игра «Что для чего?» 7. Моделирование загадок.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, птица Рифмоплёт к нам прилетела вновь. Ей очень понравилось стихотворение, которое вы сочинили на прошлом занятии.А сегодня она прилетела с ответным стихотворением для вас:

На лугу поспела травка,

Травку ест корова Машка.

Машке нравится обед:

Ничего вкуснее нет!

Вопросы к детям:

Воспитатель: Какие слова в этом стихотворении рифмуются?

Дети: (Травка — Машка, обед — нет. ,

Воспитатель: а к слову бодается придумайте рифму

Дети: - питается.

Воспитатель: -А когда корова бодается?

-Чем питается корова?

– рассуждения детей.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем сочинить загадку про корову.

Дети: (Она бодается, когда бывает злою и питается травою (корова) – это сочинили дети)

Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас предлагаю вам поиграть.

Игра называется: «Придумай как можно больше рифмующихся слов»:

палка, галка, скалка, скакалка, свалка;

нос, пес, кокос,воз;

салат, халат, пират, карат, парад, наряд и т. д.

Рифмоплёт: Ребята! А чем вы сегодня будете заниматься?

Воспитатель: - Рифмоплёт, мы сегодня с ребятами поговорим о машинах –помощниках или по другому можно сказать: транспорт специального назначения, и будем учиться придумывать загадки.

Рифмоплёт: А что такое транспорт специального назначения? Зачем он нужен?

Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Рифмоплёту и расскажем ему, что же это за машины?

Дети: Это машины — помощники. Они помогают людям выполнять трудную работу.

Воспитатель: - У машин разное назначение. Есть транспорт, который работает в море. Какие виды транспорта вы знаете? Назовите его.

Дети: (Ледокол, катер - спасатель, рыболовецкое судно, пассажирский лайнер.)

Воспитатель: Есть транспорт, который помогает человеку на стройке. Назовите его.

Дети: (Камаз, экскаватор, бульдозер, подъемный кран.)

Воспитатель: - Если я произнесу слово — железная дорога, о каком транспорте идет речь?

Дети: (Поезд, электричка)

Почему?

Воспитатель: - Если я скажу слово шасси — о каком транспорте я говорю? Почему?

- Почему машину называют молоковоз, бензовоз?.

- У какого транспорта есть крылья. (Самолет).

- Рифмоплёт, ты любишь играть?

Игра: «Зачем нужны?».

Воспитатель: - Каждый транспорт имеет свое назначение.

Расскажите, ребята, Рифмоплёту, зачем нужна пожарная машина

Дети: — пожарная машина тушит пожар.

Рыболовецкое судно — рыболовецкое судно ловит рыбу.

Подъемный кран — подъемный кран нужен для того, чтобы поднимать грузы.

Бензовоз — бензовоз нужен для того, чтобы перевозить бензин.

Рифмоплёт: Я тоже знаю специальную машину, она тоже помогает людям. Стиральная машина нужна для того, чтобы стирать белье.

Воспитатель: - Ребята, прав Рифмоплёт? С чем вы не согласны?Рассуждения детей:

- Это машина? Да.

- У нее есть мотор? Да.

- Она помогает человеку выполнять трудоемкую работу? Да.

- Это транспорт? Нет. Почему?

Воспитатель: - А кто же управляет транспортом?- придумайте слово – рифму:

.Самолётом правит-… (лётчик,

Трактор водит-… (тракторист,

Электричку – … (машинист,

Подъемный кран-… (крановщик)

Кто всё знает – молодец!

Физкультурная пауза. «Раз, два, три – машину покажи»

Изображение транспорта (Самосвал, вертолет, каток, подъемный кран.)

Воспитатель: Сегодня мы будем с вами учиться составлять загадки о транспорте специального назначения и Рифмоплёта научим. Слушай Рифмоплёт внимательно и запоминай.

Выставить на доску картинку (перевернутую изображением вниз).

Воспитатель: - Что это?

- Какой транспорт у меня на картинке?

Рассуждения детей.

- Я загадала вам загадку, вы можете ее отгадать? Нет.

- Почему?

Дети выдвигают свои версии.

Воспитатель: -У нас есть карточки помощники (символы).

Моделирование.

Правило: Составляя загадкунужно не называя транспорт описать его: Рассказать о способе передвижения, назвать особенности строения (назвать такую деталь, которой нет у другого транспорта) которая свойственна только ему, рассказать о назначение транспорта. В конце задается вопрос.

Придумывание загадокможно проводить и в форме игры: «Да — нет».

Это наземный транспорт, водный, воздушный транспорт?

У этой машины есть кузов, штурвал, бак с водой.

Она поливает, спасает, спешит на помощь.

Это. машина?

Трудно было догадаться? Составляют загадку все вместе.

Рифмоплёт: Понял, я все понял. Можно я загадаю загадку?

Это ледокол, он колет толстые льды и проводит корабли. Что это?

Воспитатель: - Ребята, правильно Рифмоплёт составил загадку?

- Где ошибка?

- Помогите Рифмоплёту исправить ее.

Физкультминутка.

По улице мчатся машины:

Машины малютки,

Машины большие.

Спешат грузовые,

Фырчат легковые,

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

Воспитатель: - Посмотрите на картинки и попытайтесь сочинить свою загадку.

Поможет вам карта — подсказка (модель).

Составление загадок детьми. 4-5 загадок.

Например:

Дети: - Эта машина работает на стройке. У него есть длинная рука - стрела. Он поднимает на этажи, кирпичи, панели. Может разгружать и погружать тяжелые грузы. Что это? Подъемный кран.

Воспитатель: А теперь послушайте загадкув стихотворной форме:

Поднимает великан

Груды груза к облакам.

Там, где встанет он, потом

Вырастает новый дом.

Подъемный кран.

Дети: - Это наземный транспорт. Этой машине, освобождают дорогу на улице все остальные машины, на кузове изображен красный крест. Машина спешит на помощь больному. Что это? Скорая помощь.

Воспитатель: А теперь моя загадка: Вот с крестом машина мчится,

Обгоняя всех, в больницу.

(Скорая помощь)

Дети: - Эта машина большая, красного цвета. У нее есть раздвижная лестница, бак с водой, длинные шланги. Она тушит пожары. Что это? Пожарная машина.

Воспитатель: И про эту машину у меня есть загадка,послушайте: Полыхает дом. Кошмар!

Укротит она пожар.

(Пожарная машина)

Рифмоплёт: Можно я загадаю свою загадку? - Это машина. У нее есть руль, фары, кабина, бак. Что это?

Воспитатель: - Ребята, мы можем точно определить, какой это транспорт? Почему? Где ошибся Рифмоплёт?

Рифмоплёт: - Простите, я забыл сказать, она перевозит бензин. Что это?

Воспитатель: - Молодец, Рифмоплёт, сам исправил, уточнил. За это я и твоей машине подарю загадку в стихах:

Силач на четырех ногах,

Носит бочку на плечах

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Бензовоз)

Рифмоплёт: Мне очень понравились загадки в стихах. Давайте придумаем загадку все вместе про полицейскую машину!

В: Хорошо, Рифмоплет. Я предлагаю тебе тогда поиграть в игру «Продолжалка».

Игра «Продолжалка»

В: - Я буду читать стихотворную строку, а вы продолжите дальше в рифму.

- Эта машина замигает синим глазом

….

Дети: И за нарушителем помчится сразу (придумывание рифмы детьми)

(Полицейская машина)

Воспитатель: Ребята, а птица Рифмоплёт принесла вам веселые стихи, но из них убежало слово-рифма. Чтобы стихи получились красивые, нужно найти слово-рифму, поможем ей?

Налили бензину

Завели (машину)

Сели мы в машину

Зашуршали (шины)

Опустела мостовая

И уехали (трамваи)

Нажимаю на педаль

И машина мчится (в даль)

Вот бежит поднявши пыль

По шоссе (автомобиль)

Итог.

В: Ребята, чья загадка понравилась вам больше всего, почему? Рассуждения детей.

Рифмоплёт: Спасибо, ребята, я очень много узнал о транспорте, который помогает человеку выполнять трудную работу. Теперь пойду и поделюсь своими знаниями со своими друзьями - малышами и малышками из Цветочного города, научу их придумывать загадки. Спасибо! До свидания!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области