Обобщение опыта работы
в области военно-патриотического воспитания детей и молодёжи
«Преданность Родине, интересам общего дела —
главная задача … воспитания»
М. И. Драгомиров,
генерал, военный теоретик Российской империи
2-й половины XIX века
Согласитесь, как созвучны эти слова с теми задачами, которые ставит перед педагогическим сообществом Стратегия развития воспитания в Российской Федерации.
И приоритетной задачей в этой сфере является развитие высоконравственной личности, которая разделяет российские традиционные духовные ценности, обладает актуальными знаниями и умениями, способна реализовать свой потенциал в условиях современного общества и готова к мирному созиданию и защите Родины. А Концепция дополнительного образования прямо указывает на то, что в нашей стране должны быть созданы все условия для развития человека как гражданина и патриота.
Для реализации поставленных задач педагог должен обладать высокими нравственными
и профессиональными качествами.
В дополнительном образовании сложилась определённая система ценностей, которых я придерживаюсь: равноправие, открытость, неравнодушие. С детьми надо сотрудничать, их необходимо слышать, понимать и поддерживать. Поэтому я обращаюсь к вам, уважаемые коллеги: не бойтесь быть искренними, небезразличными, ведь обучить можно только в атмосфере доверия, показывая ребятам личный положительный пример.
На базе общих, государственных принципов мы, педагоги, призваны обеспечить успех каждого ребёнка. Поэтому, участвуя в национальном проекте «Образование», мы всегда мотивированы на работу. Это способствует постоянному профессиональному поиску.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, физическое воспитание
и формирование культуры здоровья и здорового образа жизни детей, подростков
и юношества очень динамичны. Что же нового в моей педагогической практике появилось в последнее время? Соответствует ли моя образовательная деятельность современным требованиям?
Начнём с одного из приоритетных направлений образовательной политики Российской Федерации – доступности образования. Мои образовательные программы стали доступны для широкой аудитории. Они представлены на сайте Центра спортивной и военно-патриотической подготовки детей и молодёжи. В них учащимся предлагается базовый уровень их освоения. Но, учитывая результаты промежуточных и итоговых аттестаций обучающихся, я ставлю перед собой задачу: помочь молодому специалисту, наставником которого я являюсь, в разработке новых программ с разноуровневым подходом «Юнармеец» и «Спортивный клуб «Атлетика».
Следующий аспект – это обновление содержания, форм и технологий. XXI век – это век интеграции. Это мы видим и в занятиях физической культурой и спортом, когда происходит слияние разных направлений, сочетание теоретических и практических достижений в реализации средств, способов и условий направленного развития физической активности.
Основываясь на своём педагогическом опыте, я рекомендую молодым специалистам использовать комплекс образовательных технологий, которые формируют творческую активность, способность самостоятельно экспериментировать в области различных техник выполнения физических упражнений, при этом стремлюсь раскрыть и использовать опыт и каждого педагога, и каждого обучающегося. При этом делаю акцент на том, что наглядность необходимо сочетать с самостоятельной работой подростков и приёмами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.
Занятия мы проводим неформально, в интерактивном режиме, используя фото, видео личного участия педагогов в выполнении упражнений.
Этот же принцип обновления технологий прослеживается и в реализации программы «Юнармеец». Хотя эта программа достаточно нова, тем не менее, в своей работе мы с молодыми специалистами варьируем способы отработки знаний, умений и навыков.
Хороший результат дают проекты совместной деятельности с другими клубными объединениями при подготовке к городской социально-патриотической акции «День призывника», с хуторским казачьим обществом «Лангепас», с городскими общественными организациями «Ветеран», «Боевое братство», с культурно-просветительским обществом «Белая Русь». Особое значение имеет постоянное общение
с родителями воспитанников, причём не только на родительских собраниях, но и при проведении совместных внеурочных мероприятий, посвящённых Дням воинской славы России. Это усиливает практическую составляющую, способствует ранней профориентации.
Коллеги, сегодня формируется практика нового образования – доступного, интересного, отвечающего требованиям времени и запросам поколения Z. В новом мире важен успех каждого ребёнка. Поэтому одним из критериев успешной работы педагога должна стать результативной инновационная деятельность.
Нам, педагогам, хорошо известно: потенциал дополнительного образования складывается из индивидуальных способностей всех членов педагогического сообщества и их практического воплощения. Я верю в профессиональную компетентность моих коллег – они смогут ответить вызовам времени и достичь высоких результатов.
Я верю в гражданское неравнодушие каждого педагога, потому что, как сказал наш Президент Владимир Владимирович Путин, «у нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Так выступим вместе во благо нашего общего дела – воспитания подрастающего поколения, ответственного за будущее России.