Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста

Цель формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, понимания речи взрослого диалогической речи как средства общения. Задачи развития • приучать ребенка внимательно слушать, понимать указания взрослого и выполнять несложные поручения • обогащать пассивный словарь и формировать собственную речь ребенка • побуждать участвовать в диалоге со взрослым и детьми, пользоваться словами для выражения своих желаний, просьб, для налаживания контактов с окружающими • развивать навыки общения с помощью слова • развивать начала монологической речи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»

«В пустых стенах ребёнок не заговорит…»

Е.И.Тихеева

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. 

Известно, что развитие ребенка осуществляется в игре. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.

Речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством регуляции собственного поведения человека.

Ранний возраст является наиболее важным сензитивным периодом в развитии речи. Недостатки в речевом развитии в раннем возрасте влекут за собой отставание в развитии ребёнка в целом. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей, стимулировать ее развитие.

Цель: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, понимания речи взрослого; диалогической речи как средства общения.

Задачи развития:

• приучать ребенка внимательно слушать, понимать указания взрослого и выполнять несложные поручения;

• обогащать пассивный словарь и формировать собственную речь ребенка;

• побуждать участвовать в диалоге со взрослым и детьми, пользоваться словами для выражения своих желаний, просьб, для налаживания контактов с окружающими;

• развивать навыки общения с помощью слова;

• развивать начала монологической речи.

Они реализуются в специально организованной и нерегламентированной деятельности (игровой, трудовой, бытовой или повседневной под руководством воспитателя). Решение задач достигается путем комплексного использования методов и приемов развития речи.

Наглядные методы (направлены на накопление содержания речи):

• рассматривание иллюстраций, фотографий, мультфильмов

• рассматривание натуральных предметов, игрушек, картин

• наблюдения (экскурсии)

• описание предметов, картин, игрушек

• наблюдение за живыми объектами

• наблюдения в природе

• демонстрация объекта

• сюрпризный момент

Словесные (в сочетании с наглядными)

• чтение художественного слова

• загадывание загадок

• рассказывание сказки с показом иллюстраций, настольного театра

(других видов театра)

• чтение и рассказывание литературных произведений (потешек,

прибауток, сказок с использование наглядности)

• заучивание стихов, потешек и т. д.

• пересказ

Наиболее эффективным приемом в работе с детьми раннего возраста является использование малых форм фольклора, народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности детей и взрослых.

Практические или игровые, направлены на применение речевых навыков в деятельности и их совершенствование. Могут быть и словесными и наглядными, повышают интерес к деятельности, речевую активность, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон образовательного процесса:

• игры с предметами

• дидактические игры и упражнения

• игры-драматизации

• инсценировки

• пластические этюды

• хороводные игры

• игры с правилами

• игры - сюрпризы

Дидактическая игра – универсальный способ закрепления знаний и умений.

Решение основной задачи, методы и приемы развития речи предполагают организацию  речевой предметно- развивающей среды. Это одно из условий полноценного познавательно-речевого развития детей 3-го года жизни.

Предметно- развивающая среда 1 младшей группы должна:

• Побуждать детей к активной речи;

• Удовлетворять потребность малыша в движении;

• Формировать положительный эмоциональный настрой;

• Отвечать эстетическим требованиям;

• Предполагать условное зонирование группового помещения;

• Быть динамичной и мобильной.

Речевая предметно- развивающая среда:

• Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей в специально организованной и самостоятельной деятельности;

• Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;

• Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке.

Для развития речи детей 3-го года жизни в группах предусмотрены следующие зоны, стимулирующие речевую активность детей: книжный уголок, уголок речевого развития, музыкальный и театральный уголки, уголок сенсомоторного развития, игровой уголок.

Книжный уголок:

Включает художественную литературу, соответствующую учебной программе дошкольного образования, возрасту воспитанников (стихи, потешки, поговорки, приговорки). Репертуар постоянно меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В уголке должны быть представлены следующие виды книг:

• книги со знакомым сказкам, потешками;

• книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т. п.);

• книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа, книжки – четвертушки, книжки – малышки;

• книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);

• музыкальные или говорящие книги (с голосами животных, песенками сказочных героев и т. п.);

• книжки-раскладушки.

Уголок речевого развития включает:

• наборы предметных и сюжетных картинок для рассматривания детьми;

• картотека игр по звуковой культуре речи («Подбери и назови», «Подбери пару», «Большие и маленькие», «Чей домик?»);

• картотека игр для обогащения пассивного и активного словаря,         формирования грамматического строя речи, связной речи;

• картотека упражнений артикуляционной гимнастики;

• картотека упражнений дыхательной гимнастики;

• картотека пальчиковых игр;

• картотека логоритмических игр;

• картотека тематических стихов, потешек, прибауток для заучивания

• картотека словесных дидактических игр;

• фонотека сказок, песенок, голосов животных, птиц, игровых движений под музыку);

• медиатека (презентации, стихи, мультфильмы).

Уголок сенсомоторного развития: 

• вкладыши разной формы,

• сюжетно-дидактическое панно с пуговицами,

• разные виды мозаик,

• пирамидки,

• настольно-печатные игры;

• настенные панно

и напольные мягкие развивающие коврики  для развития мелкой моторики;

Музыкальный уголок служит для развития фонематического слуха и чувства ритма.

Музыкальный уголок включает:

• музыкальные инструменты (погремушки, молоточки и т. д.);

• шумовые инструменты, изготовленные своими руками

• звучащие игрушки (говорящие, поющие).

Театральный уголок

различные виды театра: театр на варежках, на цилиндрах, теневой театр, театр игрушки, пальчиковый, кукольный, настольный, театр кружек, маски для игр-драматизаций, куклы би-ба-бо, разнообразные фланелеграфы.

Игровой уголок включает:

• дидактические игры, направленные на речевое развитие (например: «Кто голос подает?», «Угадай, чей дом?» и др.

• игры для развития мелкой моторики (прищепки, массажные мячики, граненые карандаши, шишки и др.)

 • игрушки-шнуровки разного вида («Шнурочки», «Застегнём кукле рубашку» и др.,

• крупный и мелкий строительный материал для строительно – конструктивных игр;

• игрушки, которые знакомят детей с окружающими предметами быта;

• кукольная мебель для комнаты и кухни;

• атрибуты для сюжетно–ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Дом», «Семья», «Шоферы» (куклы, дикие и домашние животные, наборы кухонной и чайной посуды, наборы овощей и фруктов, машины, инструменты, кукольные коляски и т. д.)

Создавая предметно- развивающую среду по развитию речи, надо стараться сделать ее разнообразной, яркой, красочной, информативно богатой, что обеспечит содержательное общение педагога и ребенка. Периодическая сменяемость игрового и занимательного материала, появление новых игрушек, предметов, книг, пособий стимулирует речевую активность детей.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечить:

• познавательную, исследовательскую, игровую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными для детей материалами (например, с песком и водой);

• развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

• эмоциональное благополучие детей при взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

• возможность для самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Полифункциональность материалов предполагает:

• разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

• наличие в группе полифункциональных предметов, которые не обладают жёстко закреплённым способом употребления, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

• наличие в группе пространств, которые предназначены для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечат свободный выбор детей;

• периодическую смену игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Трансформируемость пространства предполагает, что среда будет изменяться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся возможностей и интересов детей.

Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Доступность среды предполагает:

• доступность для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые помогают обеспечить все основные виды детской активности;

• исправность и сохранность материалов и оборудования.

Предметная среда оказывает на ребёнка определенное воздействие уже с первых минут пребывания . Важно, чтобы она была развивающей – это её ведущая функция! Среда должна позволять ребёнку быть творцом своей деятельности, содержать посильный материал и учитывать зону ближайшего развития. При правильной организации предметно- развивающей среды ребёнок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявление самостоятельности, творчества. Поэтому пространство помещения, в котором дети проводят достаточно много времени, должно предполагать наличие:

-активного сектора (он занимает самую большую площадь в группе, включающего в себя:

• центр игры;

• центр двигательной деятельности;

• центр конструирования;

• центр музыкально театрализованной деятельности.

-спокойного сектора, который предполагает наличие таких центров как:

• центр книги;

• центр отдыха;

• центр природы.

-рабочего сектора, занимающего четверть всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности:

• центр познавательной и исследовательской деятельности;

• центр продуктивной и творческой деятельности;

• центр правильной речи и моторики.

Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента и при необходимости могут вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.

Грамотно созданная развивающая предметно-пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, является источником его знаний и социального опыта.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области