«Особенности составления и реализации проектов технической направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»
Лыкова Н. А., воспитатель,
МДОУ «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма»
Как известно, правильная речь – залог продуктивного общения, уверенности и успешности каждого человека. В последнее время педагоги образовательных учреждений отмечают увеличение количества воспитанников, имеющих речевые нарушения речи той или иной степени тяжести.
По результатам анализа педагогического мониторинга детей с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи отмечаются следующие проблемы развития речи:
- связные высказывания короткие, отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- предложения состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- низкий уровень информативности высказывания;
- большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме;
- ребёнок не может оформить свои впечатления в связные речевые высказывания.
Для детей с речевыми нарушениями характерны неустойчивость внимания, низкая речевая активность, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Дети отличаются быстрой утомляемостью и отвлекаемостью.
Воспитателю необходимо обращать внимание на недостатки в организации педагогического процесса: при проведении занятий нередко превалирует речь педагога, педагог не организует активную речевую деятельность каждого ребенка. Причина часто кроется в недостаточной подготовке воспитателя к занятию, написание лишь его плана, а не конспекта, имеющего тщательно продуманные вопросы при проведении беседы с детьми.
Важную роль в развитии речи детей с ОВЗ также играет культура речи педагога. Воспитатель должен задавать детям образец правильной речи - четкой, понятной детям, ясной и грамматически правильной.
В зависимости от типа восприятия ребенка при работе с детьми, имеющими речевые нарушения, можно использовать дифференцированный подход к каждому.
Для ребенка-аудиала, например, во время объяснения новой темы воспитатель интонационно может выделить важные моменты и новые правила, а для лучшего запоминания предложить ребёнку ещё раз проговорить полученную информацию. Приём повторения вслух произведения используется как для всей группы, так и по очереди или индивидуально.
Дети-визуалы хорошо работают с учебными карточками и другим раздаточным материалом, поэтому для лучшего восприятия нового можно предложить ребенку яркие картинки, фотографии, а также рисовать на доске, подчеркивая нужную информацию.
Детей-кинестетиков относят к категории «неусидчивых», они открывают мир через ощущения, прикосновения, поэтому при работе с такими детьми можно использовать следующий алгоритм действий: необходимо рассказывать, что мы делаем сейчас, что будем делать дальше и что нам для этого будет нужно.
Во время образовательной деятельности педагогу обязательно необходимо делать паузы, проводя с детьми физкультминутки.
Речь – результат развития и взаимодействия различных психических функций, в том числе слухового внимания и слухоречевой памяти. Для их развития педагог может использовать многоступенчатую инструкцию, например: «Саша, положи перед собой синий кубик. Слева (справа) от него поставь зеленый конус. Теперь жёлтый кирпичик отдай Тане».
Для нивелирования проблемы нарушений развития речи у воспитанников, педагоги используют различные технологии, методы и приёмы. Хочу поделиться личным опытом работы с тяжелыми нарушениями речи.
Педагогу важно создать условия, в которых дети могут свободно двигаться, активно познавая и исследуя окружающий мир. В предметно-пространственной среде нашей группы оборудованы тематические зоны по конструированию, в которых для самостоятельной конструктивно-модельной деятельности детей представлены различные виды конструкторов и разнообразные дидактические материалы.
Для коррекции речи на протяжении нескольких последних лет в нашей группе используется проектная конструктивно-модельная деятельность с детьми.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающего мира и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» состоит в такой организации образовательного процесса, при которой воспитанники приобретают не только знания и умения, но и опыт творческой деятельности.
Именно использование проектной деятельности технической направленности позволяет решать задачи познавательно-речевого развития детей, имеющих различные нарушениями речи. Цель и задачи проектов имеют направленность на комплексное решение основных задач, указанных во ФГОС дошкольного образования: речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Решение задач других образовательных областей, интегрированных в проект, также имеет важное значение. Речь и общение сопровождают все виды детской деятельности - игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную и являются их неотъемлемой частью, поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для непрерывной работы по развитию речи детей в рамках любого проекта.
В нашей подготовительной к школе группе был реализован детский коллективный творческий проект «Город будущего», результатом реализации которого с детьми стал конкурс поделок, сделанных руками детей группы.
Подрупповые проекты предполагают небольшую подгруппу детей-участников. Например, в проекте для детей старшей группы «Моделируем игрушки», педагоги совместно с родителями организовали выставку «Старинные и современные игрушки».
Для парных проектов возможно объединение двоих детей или ребенка и родителя. Например, в детском мини-проекте «Транспорт», ребёнок вместе с мамой изучал виды транспорта и приготовил альбом по данной теме, в котором представлял фотографии транспорта, свои рисунки и рассказы.
Одним из наиболее интересных и запоминающихся для детей нашей группы был детский проект «Аэропорт». В рамках проекта мы знакомили детей с историей авиации, летательными аппаратами, работой аэропорта и профессиями людей, работающих в нем. На занятиях проводились беседы, рассказы об аэропорте и его инфраструктуре с использованием иллюстративного материала, фотографий, картин, мультфильмов. Работая над этим проектом, дети учились рассуждать и делать выводы. Для закрепления пройденного воспитатели использовали дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Угадай по описанию», «Что с начало, что потом», «Чего не стало», «Дорисуй на что похоже», «Для чего это нужно», «Профессии», «Кем быть» и развивающие игры «Найди отличия», «Опиши, мы отгадаем».
Для обогащения личного опыта педагоги читали детям рассказы из книги Б. Житкова «Что я видел?», книги И. Винокурова «Самолет летит», стихи Р. Медведь «Я сегодня самолет». Впоследствии дети составляли рассказы по заданной теме, а после приступили к строительству аэропорта и самолётов их различных наборов конструкторов.
Итогом реализации проекта стала сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Москву» с обыгрыванием различных ролевых ситуаций «Заправка самолета», «Самолет в полете», «Туристическое агентство».
По времени реализации проекты могут быть краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные. Краткосрочные проекты характерны для младшей группы. Они могут включать всего две-три образовательные ситуации и длиться 2-3 дня. Например, мини-проект «Наш любимый детский сад» включал осмотр помещений в детском саду, рассматривание наглядного материала и чтение литературы. Результатом этого проекта будет макет детского сада, созданный детьми и его обыгрывание.
Для детей старших групп типичными были проекты средней продолжительности, реализация которых составляет 1-2 недели. Длительные детские проекты познавательной и социально-нравственной направленности «Тайны космоса», «Супермаркет» продолжались в течение учебного года.
Особенность проектов технической направленности заключается в том, что конструктивная деятельность, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребёнка-дошкольника, дает ему возможность действовать с геометрическими телами, на практике осваивать цвет, форму, величину, правильные названия деталей, совершенствовать восприятие пространственных отношений; развивать сенсомоторику, что, несомненно, связано с формированием речевых навыков.
Выбор конструктивной задачи в таких проектах определяется игровой проблемной ситуацией, например, в игровой ситуации «Африканские звери заболели» - мы с детьми строили самолет для доктора Айболита, в ситуации «У котёнка нет игрушек» - конструировали игрушки для котенка. Коллективное обсуждение задуманной детьми постройки, беседа, правильно поставленные педагогом вопросы также способствуют расширению пассивного и активного словаря воспитанников с ОВЗ.
Для того, чтобы дети с ОВЗ научились планировать собственную деятельность, я использую алгоритм, основанный на приёме «Лесенка успеха» Натальи Михайловны Крыловой, в котором деятельность рассматривается как система из пяти компонентов: задумки, материала, инструментов, порядка действия и результата. Этот прием как никакой другой влияет на развитие связной речи, когда ребенок самостоятельно проговаривает все этапы работы.
Например: тема «Машинки для Карлсона». Мы с детьми загибаем пальчики:
Обговаривая таким образом каждое действие, дети, имеющие нарушения речи, обогащают глагольный словарь, учатся называть действия, упражняются в словообразовании, развивают речевую активность.
Примерно с 5-и лет дети уже учатся видеть связь между назначением предмета и его строением, между функциями его отдельных частей и целесообразной их организацией в пространстве предмета. Дети умеют располагать конструктор в нужной плоскости, точно соединяют и скрепляют детали, сооружают устойчивые конструкции, учатся анализировать, размышлять о важности соблюдения последовательности выполнения работы, о необходимости выбора нужных деталей. У них появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.
Таким образом, использование метода проектирования в конструктивной деятельности делает образовательный процесс результативнее. Дети с нарушениями речи воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а делает их приучает к внимательными, усидчивыми.
Можно сказать, что проектная деятельность для многих педагогов остаётся инновацией и требует поступательного освоения. Уверена, что проектная деятельность займёт достойное место в педагогическом «арсенале» каждого воспитателя. Ведь она, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.