Воспитание толерантности у обучающихся начальной школы.
Толерантность предоставляет любому человеку право, чтобы он мог требовать того же, что и вы.
Роберт Грин.
Аннотация.
Социально – педагогические основы формирования толерантной личности в учениках начальной школы как система, берущая начало от рождения, воспитания в семье, микросоциуме и обществе и продолжающаяся всю жизнь. Толерантность как развитее личности и ее самореализация наравне с принятием другого. Отсутствие толерантного воспитания и последствия. Формирование толерантности через формирование системы ценностей у родителей, педагогов и учеников начальной школы.
Ключевые слова.
Современное общество, толерантность, терпимость, национальная культура, педагогика сотрудничества, культура общения.
Современная школа – это огромная, сложная и многоуровневая система, существование которой основывается на определенных принципах, прописанных в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, законе «Об образовании» и Федеральном государственном общеобразовательном стандарте и продиктованы обществом к каждой личности.[1]
Среди таких принципов можно выделить:
На характер системы образования огромное влияние имеют национальные культурные традиции и исторический опыт, а так же политика государства и власти в сфере межнационального взаимодействия культур. [2]
Российская федерация – это многонациональное демократическое государство. Отсюда следует выделить еще один принцип – это принцип толерантности личности по отношению к обществу и общества к личности, которая имеет отличительные черты или особенности. [5]
Синонимами слова «толерантность» являются переносить, выдерживать, терпеть. Человек – это личность, которая от самого рождения существует в обществе. Общество это состоит из отличающихся от него людей. Отличия эти могут быть выражены в этнических различиях, физических, религиозных, культурных, расовых, людям с ограниченными способностями, разных социальных групп и уровней жизни. [4]
Толерантная личность – это человек, знающий себя, понимающий и уважающий других людей.
Ярким примером недостаточной работы по воспитанию толерантной личности со стороны общества, семьи и школы является причастность ребенка к межнациональным конфликтам, школьному булингу, расизму, религиозному фанатизму и экстремизму, терроризму. [7]
Воспитание толерантной личности не подразумевает отказ от собственных взглядов и принципов, ценностей и идеалов, самопожертвование на благо других, а предполагает самореализацию с уважением к позиции и ценностям других людей. [1]
ЮНЕСКО добилось принятия слова «толерантность» как международного термина. 16 ноября 1995 года на 28ой сессии Генеральной конференции ООН, была принята и торжественно провозглашена Декларацию принципов толерантности, которая состоит из приамбулы и 6 статей. [4]
Одной из шести статей конвенции является статья о воспитании.
Проблему воспитания в ребенке толерантности следует относить к воспитательной проблеме, так как формирование ее происходит от рождения и в период дошкольного возраста, где основными воспитателям являются родители и семья. В школе наравне с семьей воспитательную работу проводит учитель. Очень важно, чтоб учитель сам был духовно богат и толерантен, мог передать и помочь воспринять основные принципы толерантности ученикам. Учителю начальных классов важно донести до каждого учащегося мысль о том, что разные индивидуальные качества людей лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир. [3]
Все это невозможно без постоянного общения ребенка. Привитие ребенку культуры общения - одна из острых проблем в школе. Ребенка необходимо научить пониманию того, что мы разные и что следует воспринимать другого человека таким, какой он есть, и общаться с ним стоит корректно и адекватно. Научить ребят быть терпимым по отношению друг к другу - очень непросто. Одним из способов успешного формирования толерантной личности – это применение «Педагогики сотрудничества» в современной школе как во время воспитательного, так и в образовательном процессе. [6]
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — это те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. [4]
В школах педагогами начальных классов разрабатываются и активно применяются программы толерантного воспитания школьников, согласно возрастным этапам и психологическим особенностям развития детей, а также с учетом регионального аспекта и многонациональности. Создание программ направлено на профилактику интолерантного поведения и формирование терпимого отношения к личности, к окружающим, к семье, к истории, к культуре этнических групп, к своей малой родине, к представителям о культуре народов России и мира. Учитываются все аспекты, которые должны быть учтены при формирования толерантного сознания учащихся: нравственный, правовой, семейный, межнациональный и межличностный, музыкальный, спортивный. [5]
Таким образом, толерантность для ученика начальной школы — это миролюбие, этническая, религиозная, политическая, конфессиональная, гендерная, межличностная терпимость, человеческая добродетель, умение жить и развиваться в мире разных людей и идей, законное право иметь права и свободы, не нарушая их у других людей, желание занимать активную жизненную позиция на основе признания других, проявлять толерантность и терпимость. [2]
Проявлять терпимость и толерантность означает признавать то, что люди отличаются по внешнему виду, финансовому положению, личным интересам, поведению и системами ценностей, но при этом объединяет их право на жизнь в мире, где каждый человек - индивидуален. [1]
Основной чертой толерантности и терпимости есть признание права на отличие от других, начиная от физических отличий и заканчивая отличием взглядов и жизненных ценностей. Проявляется это в принятии одного человека другим каким он есть от природы, принятие религиозных взглядов, уважении точки зрения, отличающейся от своей, уважительное отношение к тому, что не понятно, и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры. [7]
Формирование толерантных взглядов в начальной школе необходимо, потому что в этот период происходит наиболее активная стадия формирования сознания ребенка, складываются жизненные ценности и формируются навыки самовыражения и отстаивания личных интересов, а в подростковом возрасте происходит закрепление личности в социуме и микросоциуме. Поэтому важно учить ребенка принимать себя и другого человека как значимого и ценного, а также критически относиться к своим собственным взглядам, учиться их выражать без ущемления интересов ближнего.
Литература