Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Реализация инновационной «Технологии эффективной социализации личности» Н.П.Гришаевой « Дети Волонтеры» по формированию социально – коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Цель воспитание положительных взаимоотношений между детьми через организацию в детском саду волонтерской деятельности Задачи 1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о таких понятиях как отзывчивость, сочувствие, сопереживание, взаимопомощь, взаимовыручка и т.п. 2. Организовать волонтерскую деятельность как средство формирования социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 3. Организовать взаимодействие с семьями воспитанников, вовлечь родителей в волонтерское движение

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Реализация инновационной «Технологии эффективной социализации личности» Н.П.Гришаевой « Дети Волонтёры» по формированию социально – коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»

В настоящее время образование испытывает дефицит в современных технологиях, касающихся развития личности. В детских садах отдаётся явное предпочтение когнитивному развитию дошкольника в ущерб социально-личностному. Родители приводят ребёнка в детский сад, прежде всего, для качественной подготовки к поступлению в престижную школу, а также для получения навыков коллективной жизни. Сам же ребёнок (по опросам детей старшей и подготовительной к школе групп) приходит в сад играть и гулять детьми. Огромное противоречие существует в требовании школы (хотя это и тщательно скрывается) научить всех читать и писать (при желании ребёнка в основном играть). Детей в большинстве детских садов совсем не готовят к реальной жизни. Не формируется способность самим решать конфликт, не прибегая к помощи взрослого, не воспитывается умение самоопределяться в своих желаниях, если они расходятся с желаниями большинства детей в группе, то есть у дошкольников не происходит развития социальных навыков. Это обусловлено, с одной стороны, как отмечалось, повышением требований школы к интеллектуальному уровню первоклассников, а с другой - недостаточной разработанностью технологий социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста и заорганизованностью педагогического процесса.

Предлагаемая система социализации дошкольника Н.П.Гришаевой включает технологии, которые могут быть использованы как все вместе, так и каждая отдельно:

«Ситуации месяца», «Клубный час», «Социальная акция», «Ежедневный рефлексивный круг», «Дети-волонтёры», «Развивающее общение».

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Эффективная социализация, приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе, - одно из главных условий жизни ребёнка в обществе и личностной готовности ребёнка к школе.

С этой целью в нашем образовательном учреждении с 2016 года реализуется «Технология эффективной социализации личности» Н.П.Гришаевой, в рамках которой и был разработан педагогический проект «Маленькие волонтеры». Актуальность этого проекта обосновывается еще и тем, что 2018 год был объявлен в России годом волонтера.

Новизна проекта в том, что волонтерское движение организуется в условиях детского сада и предполагает вовлечение в деятельность всех участников образовательного процесса. 

Паспорт проекта

Направление реализации проекта:

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников.

Срок реализации проекта: январь 2018 - май 2019года.

Участники проекта: дети 5-7 лет, педагоги ДОУ, родители.

Руководители проекта: Лежнева Светлана Александровна, воспитатель

Мякшина Мария Вячеславовна воспитатель

Продукт проекта:

Оформление и работа уголка волонтёра.

Видеофильм,

Презентация.

Создание альбома: (пословицы и поговорки о доброте и взаимопомощи)

Условия реализации проекта:

Проект реализуется на базе МБОУ « Начальная школа – детский сад М. Монтессори»

Цель: воспитание положительных взаимоотношений между детьми через организацию в детском саду волонтерской деятельности

Задачи:

Ожидаемый результат проекта:

Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении как средство формирования социально – коммуникативных навыков, привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу, приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, самостоятельность, отзывчивость, сочувствие, сопереживание, взаимопомощь. Самостоятельная деятельность детей станет более организованной;

Для реализации проекта были использованы ресурсы:

Ресурсы:

Кадровые ресурсы

Воспитатели старшей группы,

Музыкальный руководитель

Социальный педагог

Материально – технические ресурсы

Помещение группы детей старшего возраста

Помещение группы детей ясельного возраста

Музыкальный зал

Музыкальный центр, книги, принтер, ноутбук.

Финансовые ресурсы

Имеющаяся база материально – технических ресурсов в ДОУ позволяет провести проект без дополнительных затрат,

Спонсорская помощь родителей.

Социальные ресурсы

Родители воспитанников,

Воспитанники старшей группы.

Мы предусмотрели возможные риски и пути их минимизации:

Возможные риски:

Риски

Меры по их устранению

Низкая активность и занятость родителей

Индивидуальные беседы, консультации

Карантин в группе по болезни

Возможность перенести отдельные мероприятия на другое время

Загруженность воспитателей текущей работой

Включение мероприятий проекта в календарно – тематический план. Предварительная подготовка мероприятий.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный (январь 2018-февраль 2018г.г.)

2 этап. Основной (март 2018 – март 2019г.г.)

3 этап. Заключительный (апрель 2019 – май 2019г.г.)

На подготовительном этапе мы

Использовали диагностические методики:

- «Закончи историю» (Г. А. Урунтаева, Ю. А, Афонькина)

- «Беседа». Методика предназначена для изучения представлений детей о нравственных качествах.

- Использовали метод наблюдения

Мы установили, что у детей не достаточно сформированы представления о таких нравственных понятиях как добро и зло, милосердие и гуманность, что проявляется в неумении детей строить взаимоотношения, уступать и помогать друг другу, частых ссорах. Причину этого видим в том, что в силу возрастных особенностей у детей не сложились представления о таких нравственных категориях как отзывчивость, сочувствие, сопереживание, взаимопомощь.

Анкетирование родителей показало, что в семьях воспитанников сложилась другая система ценностей, родители заняты на работе, уделяют мало внимания формированию нравственных представлений детей.

Для родителей провели анкетирование в целях определения основных направлений работы по развитию нравственных качеств дошкольника в нашем детском саду.

Работу с детьми планировали в ходе рефлексивных кругов. Во время беседы детям предлагалось ответить на вопросы: Что такое дружба? Имеешь ли ты друзей? Почему они твои друзья? Знаешь ли ты сказки о дружбе? Что ты чувствуешь, когда к тебе обращаются с просьбой (мама, воспитатель, товарищ, девочка из группы и др.)? В какие игры чаще играешь с другими детьми во дворе, в саду? Есть ли у тебя любимые вещи?

- предлагали серию сюжетных картинок, с изображением нравственных ситуаций и спрашивали детей, как бы поступили они в такой ситуации

- в группе создали уголок волонтера, где разместили сюжетные картинки о добрых поступках детей и поляну добрых дел детей. На листе ватмана разместили фотографии детей. За каждое доброе дело, которое сделал ребёнок, он сам наклеивает лепесток вокруг своей фотографии. В течение недели, все положительные поступки детей фиксировались. Все поступки детей мы обязательно обсуждали. Так же  эта поляна доступна для родителей. Каждый может легко просмотреть достижения сына или дочери и задать интересующие вопросы воспитателям.

-в уголке книги организовали выставку «Добрые книги», где размещали художественные произведения для чтения детям в детском саду о добре, сочувствии, справедливости и др. Книги читали детям в детском саду, а также дети могли брать книги для чтения домой.

- совместно с музыкальным руководителем подобрали музыкальные произведения о дружбе, доброте, помощи друг другу,

- в родительском уголке открыли рубрику «Маленькие волонтеры», куда вошли консультативные материалы, памятки и рекомендации для родителей,

На втором – основном этапе работа осуществлялось в 2 направлениях:

Для пополнения представлений детей о таких нравственных категориях, как добро, зло, справедливость, провели разные мероприятия:

- различные беседы на нравственные темы: Что такое добро? Что значит добрый человек? Почему добро побеждает зло? «Почему нужно уметь уступать?», « К чему ведут ссоры?» и другие

- чтение художественной литературы: авторских произведений и сказок, таких как

В. Осеева: « Что легче?», « Просто старушка», Э.Успенский « Крокодил Гена и его друзья»

В. Катаев - « Цветик – семицветик»

русские народные сказки: такие как «Гуси – лебеди», Волк и лиса, Жихарка и другие

- дидактические игры:«Чем я могу помочь?»« Давайте познакомимся» «Опасные ситуации» «Как хорошо с тобой дружить»« Как сказать, чтоб не обидеть»

- словесные игры: Найди ладошку друга, В мире сказок, Добрые и вежливые слова, Оцени поступок, Чудо-дерево.

Но наиболее эффективной формой работы с детьми, по нашему мнению, являются педагогические проблемные ситуации. Так как они помогают детям принять собственное решение в конкретной ситуации без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.

С детьми были проиграны следующие ситуации: «Цветок добра», « Что было бы если бы?».

«Хорошо – плохо» , «Поделимся игрушкой»

В ходе обсуждения проблемных ситуаций дети учатся прислушиваться друг к другу, выбирают правильное решение.

С родителями провели:

- родительские собрания на тему «Педагогическая технология «Дети - волонтёры», «Воспитание добротой, что такое доброта», «Воспитание у детей сочувствия, сострадания, милосердия как условие формирования личности»

- консультация для родителей: « Как воспитать доброго и отзывчивого ребёнка», «Нравственное воспитание в детском саду»

2 направление основного этапа проекта: организация практической волонтерской деятельности.  

В нашем детском саду понятие "волонтерство" мы стали использовать год назад, но традиция помогать ближним существует уже много лет.

А самые близкие  нам - это малыши ясельных групп, которые нуждаются в помощи взрослых или старших дошкольников.

На этапе внедрения технологии «Дети волонтеры», первоочередной задачей было мотивировать детей старшего возраста на волонтерскую деятельность. На данном этапе мы проводили беседы «Кто такие волонтеры?», «Чем занимаются волонтеры?», «Хочешь ли ты быть волонтером», «Чему мы можем научить малышей?», ходили к детям в 1 младшую группу и выясняли, чем они любят заниматься. Таким образом, после проведенной предварительной работы из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, сформировалась команда детей – волонтеров, в количестве 6 человек. Остальные дети группы включались в деятельность по желанию, выполняли различные поручения.

Совместно с детьми, в рамках рефлексивных кругов, которые мы проводим ежедневно, был разработан примерный план посещений старшими детьми младших, определены правила которые должны соблюдаться детьми – волонтерами: например «Приходя в группу, поздоровайся», «Доведи дело до конца», «Обращайся к малышам спокойно, вежливо».

Дети – волонтеры посещают младшую группу с различными добрыми делами:

- помогают в формировании навыков самообслуживания: Например, помогают одеваться малышам на прогулку, посещают малышей во время прогулки, помогают дойти им до участка и обратно, расчищают снег, помогают собрать игрушки.

- помогают в организации совместной и самостоятельной образовательной деятельности: учат младших детей играть игрушками, показывают сказки, лепят и рисуют.

- участвуют в «Социальных акциях», которые организуются в группе:

- « Поможем птицам зимой»,

- «Ждем гостей пернатых»

«На чистом участке приятно гулять» (уборка своего участка и оказывали помощь в уборке территории ясельной группы.)

« Озелени свой участок»

- « Подари комнатный цветок» (младшим группам детского сада.)

и социальных акциях учреждения:

- «Птичья столовая» , « Каждой птице нужен дом»

- «Поздравь ветерана», (изготовление с детьми подарков к празднику 9 мая для ветеранов ВОВ.), Посещение мемориальных памятников, концерт, посвященный Дню Победы.

- «Дорогие мои старики!»- изготовление подарков жителям «Дома ветеранов» к празднику «День пожилого человека».

Родители принимают активное участие в социальных акциях как групповых, так и внутри учреждения, мероприятиях ко Дню Победы, читают детям литературу о дружбе, друзьях, учат стихи,

Проведение в ДОУ акций социального характера способствует развитию у дошкольников нравственных и личностных качеств дошкольников, создает условия для творческой самореализации ребенка. В процессе проведения акции дети открывают для себя новые знания, делают выводы, приобретают социальный опыт взаимодействия с окружающим миром.

3 этап. Заключительный. Подведение итогов и определение перспектив дальнейшей работы.

Мы подвели итоги работы:

- использовали методики Сюжетные картинки» (Г. Л. Урунтаева, ЮЛ.Афонькина), «Закончи историю» (Г. А. Урунтаева, Ю.А, Афонькина), «Беседа» (Ред. и сост. И.Б.Дерманова).

Результаты опроса:

Методика «Беседа» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова.

Результаты исследования по методике «Сюжетные картинки»

дети обосновывают свой выбор, называют нравственную норму – 47 % детей;

правильно раскладывают картинки – 35 %;

правильно раскладывают картинки, но не могут обосновать свои действия – 18 % детей.

«Закончи историю» - 25% испытуемых показала высокое осознание нравственных норм, часть испытуемых (25%) показала осознание нравственных норм выше среднего уровня. Таким образом, мы можем сказать, что у детей хороший уровень осознания нравственных норм.

Количество баллов: называют нравственную норму – 63 % детей;

правильно оценивают поведение детей – 63 %;

мотивируют свою оценку – 50 % детей.

Результаты высказываний детей и то, на что они опираются:

- на обобщенное представление о качестве («Жадные… которые жалеют: все для себя берут и ничего не отдают другим»);

 - на конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает… Но я, конечно, быстрее… Никто его не догонит»);

   - на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки»; «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);

    - на самого себя («Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»);

   -  на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот, кто конфет не дает. Сам все ест»; «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: «Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки»);

 - на конкретное действие («Жадный тот, кто не дает попить»);

- на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека»; «Жадный… он плохой…»);

Таким образом, опыт реализации проекта и его итоги позволяют утверждать, что дети стали самостоятельными, ответственными, более внимательными друг другу. Мы отмечаем, что волонтерская деятельность позволяет дошкольникам развивать не только коммуникативные навыки, коллективизм, сотрудничество, но и помогает сформировать умение детей вести диалог, развить связную речь и творческие способности детей. Применение технологий  эффективной социализации ребенка в дошкольной организации помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливают их желание не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.

Возможность распространения проекта:

Опыт работы показывает, что проект «Маленькие волонтеры» может быть полезен педагогам для решения задач развития социально – коммуникативных навыков.

Библиография проекта.

1.О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. -2изд; «Детство- Пресс», 1998г.

2.Л.Л.Шевченко «Добрый мир».из-во «Подмосковье» 2012г.

3.В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.

4.«Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя)

5. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» »/ М., Просвещение, 1992.

6.Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.

7.Гришаева Н.. П. Как стать самостоятельным // Комсомольская правда. 2004.7 июня.

8.Интернет ресурсы.

9. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ.Проектирование, тренинги, занятия [Текст]: методическое

пособие/Н. И. Крылова. –Волгоград: издательство «Учитель», 2009.164-169с.

10. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях методическое пособие/Т. Л. Богина. –М. :Издательство «Мозаика-Синтез»,2006. – С. 94 -96

11. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду.Пособие для воспитателей Москва 2001г. С. 32-38.

12. Расту культурным [Текст]:-Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.

13. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. :ДОМ XXI век РИПОЛ

классик, 200.–С. 114-118.

14.«Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя)

15. Адашова T. A. Волонтерство как способ популяризации экологической

культуры и туризма: проблемы и перспективы развития / Адашова T. A.,

Косарева Н. В. // Биоразнообразие и антропогенная трансформация

природных экосистем : материалы Всерос. науч.-практ. конф.,

посвященной памяти А. И. Золотухина и Году экологии. – Саратов, 2017.

– С. 7-12.

16. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //

Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных

исследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –

С. 80-81.

17. Бурченко Т. В. Экологическое волонтерство на благо общества и развития

личности обучающегося // Современные подходы к организации

образовательного процесса в условиях стандартизации образования : сб.

науч. ст. и материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. – Архангельск,

2017. – Ч. 2. – С. 181-184.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области