Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Развитие мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста"

Цель раскрыть значимость развития мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста. Задачи 1. Показать значимость развития мелкой моторики. 2. Ознакомить с видами деятельности, упражнениями, играми, которые способствуют развитию мелкой моторики.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

« Развитие мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста».

Что такое мелкая моторика, и действительно ли она так важна для детей раннего и дошкольного возраста? Давайте разбираться вместе.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. При этом очень важна координация зрительная, так как развитие этих движений происходит под контролем зрения. Сухомлинский В. А. писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Почему же так важно развивать мелкую моторику? Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов головного мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

С какого возраста можно начинать развивать мелкую моторику? Ответ прост, чем раньше, тем лучше! Специалисты из института им. Г. И. Турнера рекомендуют начинать работу по развитию мелкой моторики с 2-х месяцев. В этом возрасте они рекомендуют следующие упражнения: потягивать пальчики малыша легкими и нежными движениями, осуществлять легкие круговые движения каждым пальчиком. В одну, затем в другую сторону.

В 2 – 3 месяца ребенок изучает мир своими маленькими ручками: хватает себя и взрослого за пальчики. В этот период можно использовать мини-тренажеры – «мохнатые» шарики из латекса диаметром 3-4 см, вкладывать их в ладошку малыша.

В 3 - 6 месяцев ребенок направляет руку ко рту, следит за движением рук, тянет их к предмету и захватывает его. В этот период для массажа ручек используем круглые, гладкие, твердые шарики, а с 5 – 6 месяцев переходим к массажу кисти рук, массируя каждый пальчик в течение 2 -3 минут.

В 6 – 7 месяцев к массажу добавляем прокатывание грецкого ореха по ладоням ребенка в течение 3 – 4 минут.

С 8 -10 месяцев начинаем проводить активные упражнения для пальцев рук, выполнять пальчиковую гимнастику, сопровождая ее стихотворным текстом. Учим перекладывать предметы из одной коробки в другую, открывать и закрывать крышки, брать мелкие предметы двумя пальцами – «пинцетный захват».

С 11 – 12 месяцев учим держать ложку, карандаш; снимать и надевать кольца пирамидки.

С 12 месяцев учим переворачивать страницы, разворачивать завернутый предмет, откручивать и закручивать крышечки.

С 1,5 лет учим ставить кубик на кубик, работать с бумагой (рвать, комкать), опускать мелкий предмет в отверстие.

С 2 лет учим нанизывать бусины на шнур, переливать жидкость из одной емкости в другую, работать с песком, крупой; застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узелки.

С 3 – 4 лет учим собирать мозаику, пазлы, конструктор, работать с сухим и мокрым песком, с пластилином, бумагой, рисовать по трафаретам.

С 4 – 5 лет учим аккуратно раскрашивать, штриховать, рисовать по фигурным линиям, определять предметы на ощупь, шнуровать ботинки, складывать оригами.

Хочется сделать вывод: чем раньше мы начнем развивать мелкую моторику, тем лучше получим результат в будущем. Главное учитывать возраст ребенка, его уровень развития, желание и настроение.

Рассмотрим виды деятельности, упражнения, игры и игрушки, которые помогут детям развивать мелкую моторику.

Это инсценировка рифмованных историй, сказок, потешек, прибауток, стишков при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение и расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей: до трех-четырех лет -от 3 до 5 минут, после трех-четырех лет -до 10-15 минут в день. Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.

Эти игрушки развивают не только мелкую моторику, но и логику, мышление, внимание, воображение.

Пазлы – это красочные картинки, разделенные на части. Из частей нужно собрать целое.

Доски Сегена – деревянные доски с вкладышами, на которых изображены живые или неживые предметы.

Кубы-сортеры – кубы с отверстиями в виде геометрических фигур, нужно правильно соотнести фигуру по форму, чтобы она провалилась в куб.

Мозаика – развивает не только мелкую моторику, но и творчество. Из маленьких деталей мозаики можно создать целые картины. Главное обращать внимание на детали мозаики: чем меньше по возрасту ребенок, тем крупнее детали мозаики.

Абаки представляют собой основу – подставку со штырьками разной формы и толщины, на которые нанизываются шарики или фигурки по определенному признаку (цвету, форме, размеру).

Слингобусы представляют собой обвязанные деревянные шарики разнообразных цветов и размеров, чередующиеся с деревянными шариками. Их можно использовать с рождения. Малыш с удовольствием крутит бусы в своих крошечных ручках, учиться захватывать, ощупывать, перебирать.

Пирамидки – это интересный универсальный конструктор. Пирамидка может состоять из колец одинакового или разного диаметра. Есть также пирамидки – головоломки. Они представляют собой подставки с несколькими стержнями различных геометрических форм, на которые необходимо правильно нанизывать подходящие фигуры.

Кубики можно использовать как строительный материал, с их помощью можно построить башню, крепость, домик. Также есть кубики с нанесенными на них картинками, благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки.

Конструктор для детей раннего возраста лучше использовать деревянный. Такой конструктор благотворно воздействует на развитие осязания, а также полезен для здоровья. Конструктор должен быть с небольшими деталями, чтобы их было удобно держать в руке и соединять друг с другом. Для старших детей можно использовать и пластмассовый конструктор с большим количеством деталей разной формы и величины.

Лепим с детьми колечки, шарики, лепешки, колбаски. Затем этими кусочками оклеиваем баночки, чтобы получилась вазочка, можно выложить рисунок на картоне. Если использовать подручные средства (макароны, пуговицы) можно сделать солнышко, ежика или мордочку.

Детям предлагается сортировать семена и крупы, угадывать с закрытыми глазами различные предметы, закрывать и открывать крышечки, подбирать крышечку к баночке, нанизывать и выкладывать предметы. Нанизывать можно пуговицы, бусины, макароны, сушки, картонные геометрические фигуры. Можно предложить детям выкладывать предметы из семян, пуговиц, камешек, веточек, различных круп и т. д. С удовольствием малыши снимают прищепки с ткани, с веревочки, с картонных силуэтов.

Детей 3 – 4 лет нужно учить работать с ножницами: вырезать из бумаги различные формы: прямоугольные, овальные, круглые, а также резать по прямой линии. Если сложить бумагу в определенном порядке и правильно вырезать, то получится снежинка или хоровод.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а взрослый будет наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. Старшие дети могут вырезать геометрические фигуры и наклеивать их сами, придумывая свои композиции в зависимости от их фантазии.

Бумага – это первый материал, из которого дети начинают творить с раннего детства. Она легко рвется, мнется, сгибается, скручивается, склеивается. Также бумага отличается своим многообразием. С помощью нее можно смастерить игрушку, одежду для куклы, склеить коробочку для подарка, украсить елку. Способов нетрадиционных техник работы с бумагой много. Например: изделия из мятой бумаги, из полосок, на основе конуса, цилиндра, коробок, в технике оригами. Можно предложить детям сплести коврик из бумажных полосок и сложить из бумаги собачку, и получится композиция. С удовольствием дети сложат кораблик и отправят его в плавание. А еще можно скатать бумажные салфетки в маленькие шарики и сделать забавного барашка или цыпленка.

Детям очень нравиться играть с песком. Песочная терапия помогает малышу снизить отрицательную энергию, снять внутреннее напряжение. Она развивает внимание, память, мышление, «тактильную» чувствительность, воображение и творчество. С ребенком можно создавать объемные картины из песка, рисовать палочкой на песке, прятать и находить игрушки, поставить знакомую сказку, смоделировать различные ландшафты, поиграть в кладоискателей.

Шнуровка дает возможность придумать множество игр – это и непосредственное шнурование, а также использование сюжетных шнуровок. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка, например: изображение ежика, к нему необходимо присоединить грибочек с помощью шнуровки. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры, в которых проделаны отверстия для шнурков, к ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».

В процессе рисования у детей развиваются творческие способности, воображение, фантазия, усидчивость, аккуратность. Рисовать можно цветными карандашами, фломастерами, мелками, акварельными красками, гуашью. Рисование различными материалами требует определенной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это способствует развитию руки и подготовке к письму. В процессе обучения рисованию можно использовать различные упражнения: дорисовать заборчик, ниточку у шарика, дождик; обводить плоские фигуры (дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку, формочки для приготовления печения); рисовать по опорным точкам; рисовать по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Также вызывает у детей массу положительных эмоций рисование необычным способом: ватными палочками, ладошками, вилкой, губкой, печатями, донышками бутылок.

Еще одно из любимых занятий у детей, которое вносит огромный вклад в развитие ребенка – это раскрашивание. Оно помогает расслабиться, запомнить цвета, формы, развивается концентрация внимания, мелкая моторика пальцев рук, эстетический вкус. На сегодняшний день выбор раскрасок огромен. Есть раскраски для малышей, тематические раскраски, арифметические раскраски, игровые раскраски, раскраски водой.

Штриховка – это один из самых легких видов графической деятельности. Важно научить ребенка не отрывать карандаш от бумаги и не прерывать линию. Лучше выполнять штриховку на нелинованной бумаге. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки: раскрашивание короткими частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвратом; центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка); штриховка длинными параллельными отрезками. Детям нужно обязательно объяснять правила штриховки: штриховать только в заданном направлении; не выходить за контуры фигуры; соблюдать параллельность линий. Раскрашивание рисунков с помощью штриховки обеспечивает постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки.

Упражнений, игр, заданий на развитие мелкой моторики очень много. Главное помнить, что их надо проводить систематически, учитывать возрастные и индивидуальные способности ребенка, настроение, желание и возможности, всегда идти от ребенка. Умелыми руки станут не сразу, и наша задача помочь малышу держать карандаш, заплетать косички, застегивать пуговицы, лепить и строить. А если будут развиваться маленькие пальчики, то будет развиваться его речь и мышление.

Литература: 1. М. Монтессори «Методика раннего развития Марии Монтессори» 2008г.

2. Е. Плутаева «Развитие мелкой моторики у детей 2-4 лет» Дошкольное воспитание 2011 №3.

3. Консультация «Мелкая моторика рук: ее развитие» Инфоурок.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области