Использование цифровых образовательных ресурсов
в образовательном процессе
Современные социально-экономические условия и информационно-коммуникативные технологии выдвигают новые требования к образованию, которые диктуют необходимость в квалифицированных педагогах и методиках нового поколения. Одним из направлений приоритетного национального проекта «Образование» является внедрение современных образовательных технологий посредством развития современных методов обучения и воспитания на базе ИТ, оснащения оборудованием, электронными пособиями, повышение информационной компетенции работников образования, использование возможностей Интернет.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - одна из главных частей российского проекта "Образование". Цифровые технологии - это будущее образование. Применение ЦОР позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы общения всех участников образовательного процесса.
Педагог - человек, который обязан всегда идти в ногу со временем, при этом должен с высокой эффективностью использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Интернет, чтобы обеспечить достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Сейчас каждый педагог чувствует себя уверенно в цифровом мире, так как сам имеет различные электронные гаджеты (смартфоны, планшеты, видеокамеры, персональные компьютеры и т.д., которые способны облегчать или усовершенствовать жизнь современного человека).
Оптимизации работы педагогов в сети Интернет служит знакомство с Интернет-ресурсами, полезными в профессиональной деятельности:
На своих занятиях изобразительного и декоративно-прикладного искусства я разрабатываю и создаю цифровые образовательные материалы для успешного решения дидактических задач, они синхронизированы и представлены в цифровой форме: комплекты цифровых дидактических материалов, видеозанятия, практические занятия, тренажеры, слайдовые презентации, электронные словари, справочники, обучающиеся компьютерные программы, фотографии, видеофрагменты, презентации, модели, тесты, игры в соответствии с содержанием вида деятельности "привязанных". к планированию занятий и т.д. и которые соответствуют образовательной программе. При этом я учитываю возрастные особенности учащихся и ориентируюсь на современные формы обучения.
ЦОР - необходимы для организации учебного процесса, это оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля обучающихся, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, условными обозначениями и т.д., исправлении ошибок в творческих работах учащихся.
С применением ЦОР учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности.
Несмотря на большой стаж работы в ДДТ, у меня сложились определенные мысли и убеждения, касающиеся использования ЦОР в учебном процессе.
Во первых, для успешного прохождения учебной программы при объективных суровых природно-климатических условий Крайнего Севера, в моей образовательной программе предусмотрена дистанционная форма усвоения программного материала (интерактивное взаимодействие с детьми и родителями в реальном времени с помощью специального программного обеспечения): мастер-классы, практические указания, консультация, обмен иллюстративным материалом, мультимедийной информацией и т.д., а также время сдачи работ, которые высылаются по электронной почте, Ватсап, ГУГЛ-формы, Zoom (доступ учащиеся получают заранее) и др.
Во вторых, в связи с весенними событиями 2020 года и далее - Указом Президента Российской Федерации и на основании Указа Губернатора Красноярского края дети перешли на дистанционный удаленный формат и разработанные мною материалы были как раз актуальны и востребованы в дистанте.
Я считаю, что использование ЦОР в учебном процессе - это один из путей, позволяющих интенсировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес обучающихся к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп занятия, увеличить объем практической самостоятельной работы.
ЦОР - большой помощник педагогу на занятиях.
С помощью компьютера я создаю ЦОР, использую лишь его технические возможности и доступ в Интернет, а содержательная часть ресурса зависит от моего желания создать качественный продукт.
Приходится тратить достаточно времени на подготовку к занятиям с использованием ЦОР. Ведь подготовка к любым занятиям кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате, а зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов занятия в сочетании с другими методическими приемами делают тему занятия необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж педагога в глазах учеников.
Как показывает практика использования ресурсов медиатеки на занятиях, работа с ЦОР усилила наглядность занятий, дала мне возможность оживить занятия, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономится до 30% учебного времени.
Разработка ЦОР позволило автоматизировать процесс передачи знаний обучающимся через различные информационные ресурсы.
Через Zoom я провожу видеоконференции для родителей, онлайн встречи с родителями: родительское собрание, консультирование, общие вопросы по участию детей в конкурсах и выставках и т.д.
Через электронную почту - я взаимодействую с родителями, отправляю им методические и инструкционно-методические рекомендации и т.д.
Через ГУГЛ-формы - анкеты, тестирование, опросы, слайд-шоу, обобщение детских работ по пройденным темам, общаюсь с родителями по приобретению материалов для занятий; и т.д.
Через Ватсап или Zoom я провожу как индивидуально, так и с группой видеозанятия для детей, практические занятия, слайдовые презентации, мастерские для детей и для родителей; провожу опросы, общаемся по интересующимся темам по направлению; родители и дети присылают результаты своих работ и т.д.)
Я заинтересована в том, чтобы мои занятия были успешными как в очной форме, так и в формате дистанта.
Мои цели, как педагога дополнительного образования – это научиться обучать в системе дистанционного образования, а основная задача любого педагога не просто занять ребенка или группу, а выдавать материал последовательно, реализуя образовательную программу, не нарушая никаких педагогических компетенций и выполняя требования ФГОС.
Практика показала, что обучающиеся самостоятельно могут использовать разные источники информации, тем самым, приобретают знания, сами для себя определяют способы познавательной деятельности. А познавательная деятельность носит активный характер, способствует раскрытию внутренних резервов каждого ребёнка.
Пользоваться созданными мною продуктами может каждый педагог по направлению, можно сотрудничать с коллегами, используя Интернет.
Внедрение цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс влечет за собой применение новых методов учебно-воспитательного процесса, повышения педагогической компетентности педагога. Ведь педагог не только образовывает, развивает и воспитывает ребенка в условиях информационной насыщенной среды, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития.
Сегодня время диктует свои условия и нам, педагогам и обучающимся творческих объединений, в рамках дополнительного образования приходится строить всю работу в условиях онлайн по средствам Интернет - технологий.
Список литературы