Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа повышения уровня социально – психологической компетентности педагогов ОУ

Цель – повышение уровня социально-психологической компетентности педагога образовательного учреждения. Задачи 1. Развить и усовершенствовать рефлексивные способности педагогов в процессе профессиональной деятельности, исходя из их индивидуальных способностей. 2. Сформировать у педагогов уверенность в себе, адекватную самооценку. 3. Повысить коммуникативную компетентность педагогов. 4. Способствовать повышению эффективности общения педагога с учащимися, в том числе в сложных, конфликтных ситуациях. 5. Способствовать развитию эмпатии как личностного, профессионально-значимого качества педагога.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Управление образования администрации г. Орла

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – лицей №28 города Орла

имени дважды Героя Советского Союза Г.М. Паршина

Кваша Диана Сергеевна

Программа повышения уровня социально – психологической компетентности педагогов ОУ

Орел

2021

I. Пояснительная записка

Потребность страны в педагогах, способных занять личностно - гуманную позицию по отношению к воспитанникам и к себе, актуализирует проблему повышения профессиональной, преждe всего психолого-педагогической компетентности педагога. Проблема эта приобретает особую значимость в связи с распространением идей гуманизации образования, перестройки учебно - воспитательного процесса в школе на психологической основе, переходом на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.

Психолого-педагогическая компетентность представляет собой максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств педагога, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся. Повышение психолого-педагогической компетентности предполагает целую систему мер просвещения и развития профессионально-значимых личностных качеств педагогов, их личностного роста, обретения уверенности в себе, стабильности психоэмоционального состояния.

Сущностную характеристику психолого-педагогической компетентности педагога составляет направленность на ученика как главную ценность своего труда, а также потребность в самоизменении себя, способов учебно-воспитательной деятельности, методов воздействия на школьников с учетом закономерностей развития личности.

Для конструктивного общения важно не только знать и учитывать индивидуальные особенности учащихся и свои собственные, но и владеть методами построения оптимальных стратегий педагогического воздействия. Для этого педагогу необходимо ориентироваться на формирование у себя и y учащихся коммуникативных качеств, умения адекватно оценивать межличностные отношения.

Специфика педагогической деятельности обусловливает особую значимость социально-психологических качеств, которые способcтвуют межличностному и ролевому взаимодействию педагога с учениками. Именно наличие этих качеств следует считать важнейшим признаком профессионализма. К их числу относятся рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительноcть, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность.

Профессионально значимые личностные качества педагога являются системообразующим элементом компетентности. Следовательно, их развитие выступает узловым моментом, важным условиeм формирования и повышения психолого - педагогической компетентности педагога.

Развитие психолого-педагогической компетенции, как части профессиональной компетенции предполагает два основных направления. Это, в первую очередь самообразование и саморазвитие, как самостоятельное стремление педагога. А также развитие здоровье - сберегающих технологий, направленных не только на сохранение здоровья ученика, но и на всех участников образовательного процесса и прежде всего на педагога.

Существует большое кoличество приемов повышения психолого-педагогической компетенции, прежде всего это совершенствование собственной личности, путем участия в тренингах личностного роста, повышения профессиональной компетенции, тренингах на гибкость, рефлексивность.

Давно известнa истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.

Цель – повышение уровня социально-психологической компетентности педагога образовательного учреждения.

1. Блок «Я».

Задачи:

1. Развить и усовершенствовать рефлексивные способности педагогов в процессе профессиональной деятельности, исходя из их индивидуальных способностей.

2. Сформировать у педагогов уверенность в себе, адекватную самооценку.

Методики:

- методика определения уровня рефлексивности А.В. Карпов, В.В. Пономарев;

- тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалев.

2. «Коммуникативный блок».

Задача:

1. Повысить коммуникативную компетентность педагогов.

2. Способствовать повышению эффективности общения педагога с учащимися, в том числе в сложных, конфликтных ситуациях.

Методика:

- тест «Оценка уровня коммуникативных особенностей педагога» (В.Ф.Ряховский);

- опросник У. Томаса «Стиль поведения в конфликте».

3. Блок – эмпатия, как основа педагогической деятельности.

Задача:

1. Способствовать развитию эмпатии как личностного, профессионально-значимого качества педагога.

Методика:

1. Эмоциональная эмпатия В.В. Бойко.

Адресат: педагоги образовательного учреждения.

Форма работы: групповая.

Структура: Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с педагогами и формирования у педагогов направленности на коллег, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры создают атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка включает упражнения, которые помогают педагогам настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.

Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач программы.

Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.

Принципы работы:

Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом.

Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность педагогов давать обратную связь коллегам и психологу, а также принимать ее.

Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие педагогам самостоятельно познавать особенности своей личности.

Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения педагогов на занятиях.

Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать.

Формы и методы работы: игровой метод; релаксационный метод; моделирование и анализ проблемных ситуаций; групповая дискуссия; ассоциативный метод; мозговой штурм; ролевая игра.

Требования к помещению: хорошо освещенное помещение (естественное и искусственное освещение), изолированное от шума, оборудованное звуковой техникой и доской, необходимо наличие стульев и столов по количеству участников.

Количество часов: программа рассчитана на 10 занятий из расчета 1 раз в неделю (120 минут).

Режим работы: Среда (13:00 -15:00)

Используемые материалы:салфетки, канцелярская скрепка,тетради, ручки,карточки (по 3 на каждого участника группы), карточки с написанными фразами, не имеющие окончания, листы А4, краски, фломастеры, карандаши, мяч.

Критерии эффективности программы:

1. Повышение уверенности в себе.

2. Совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.

3. Адекватность самооценки.

4. Повышение эффективности общения педагога с учащимися

Список литературы:

1. Алферов, А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя / А.Д. Алферов // Вопросы психологии. – 1988. – № 4.–URL: http://www.voppsy.ru/issues/1988/884/884116.htm (дата обращения: 14.11.2018).

2. Кипнис, М. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу / М. Кипнис. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 317 с.

3. Психогимнастика в тренинге / Н.Ю.Хрящева [и др.]; Институт тренинга; под общ. ред. Н.Ю.Хрящевой. – СПб.: Речь, 2006. – 256 с.

4. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.

5. Ромек, В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В.Г. Ромек. – СПб.: Речь, 2002. – 175 с.

6. Фопель, К. Создание команды: психологические игры и упражнения / К.Фопель. – М.: Генезис, 2002. – 400 с.

II. Тематический план занятий

№ п/п

Название занятия

Цели и задачи, решаемые на занятии

Игры и упражнения

1

Занятие 1.

1. Блок «Я».

Задача занятия:

1. Развить и усовершенствовать рефлексивные способности педагогов в процессе профессиональной деятельности, исходя из их индивидуальных способностей.

Цели занятия:

1. Сформировать группу участников;

2. Способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе;

3. Осознание своей профессиональной деятельности, необходимости и важности своей профессии;

4. Формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.

1. Знакомство. Упражнение «Салфетки».

2. Разминка. Упражнение «Застольная беседа».

3. Основная часть занятия. Упражнение «Хорошо-плохо».

4. Упражнение: Три рисунка «Я работаю педагогом».

5. Упражнение «Карусель».

6. Принятие ритуалов приветствия и прощания.

7. Обсуждение итогов занятия. Рефлексия.

8. Прощание. Упражнение «Быстрота реакции».

2

Занятие 2.

1. Блок «Я».

Задача занятия:

1. Развить и усовершенствовать рефлексивные способности педагогов в процессе профессиональной деятельности, исходя из их индивидуальных способностей.

Цели занятия:

1. Облегчить понимание актуального эмоционального состояния педагога, его отношения к работе в настоящее время, включая удовлетворенность ею и возникновение проблем;

2. Развитие саморефлексии, формирование установки на самопознание;

3. Развитие позитивного «образа Я» педагога, формирование умений личностной ретроспективной рефлексии.

4. Развитие умений самодиагностики профессионально важных качеств с точки зрения других людей, учащихся, коллег, администрации.

5. Сформировать у участников более глубокое представление о личностных качествах педагога, стимулировать их к рефлексии собственных качеств.

1. Приветствие. Упражнение «Игра «Комплименты».

2. Разминка. Упражнение «Выполнение рисунка «Я – педагог».

3. Основная часть занятия.

4. Упражнение «Мои достижения» (создана на основе методики Е.Л.Сидоренко).

5. Упражнение «Автопортрет».

6. Упражнение «Какое качество важнее?»

7. Обсуждение итогов занятия. Рефлексия.

8. Прощание. Упражнение «Встретимся опять».

3

Занятие 3.

1. Блок «Я».

Задача занятия:

1. Развить и усовершенствовать рефлексивные способности педагогов в процессе профессиональной деятельности, исходя из их индивидуальных способностей.

Цели занятия:

1. Выявление и актуализация педагогических стереотипов, снижающих адекватность рефлексии.

2.Развитие саморефлексии, формирование установки на самопознание.

3. Активное овладение личностно-ориентированной позицией по отношению к ученикам на основе практического усвоения понятий «понимание, приятие и признание личности ребенка».

1. Приветствие. Упражнение «Игра «Комплименты».

2. Разминка. Игра «Послание самому себе».

3. Основная часть занятия. Упражнение «Моё педагогическое кредо».

4. Упражнение «Подкрепление».

5. Упражнение «Наши стереотипы».

6. Обсуждение итогов занятия. Рефлексия.

7. Прощание. Упражнение «Встретимся опять».

4

Занятие 4.

1. Блок «Я».

Задача занятия:

1. Сформировать у педагогов уверенность в себе, адекватную самооценку.

Цели занятия:

1. Выявить сильные стороны каждого участника, сформировать привычку думать о себе положительно;

2. Развитие чувства уверенности, повышение самооценки, развитие навыка сотрудничества и сплоченности.

1. Приветствие. Упражнение «Игра «Комплименты».

2. Разминка. Упражнение «Поменяйтесь местами».

3. Основная часть занятия. Упражнение. «Мои сильные стороны».

4. Упражнение «Мне нравится в тебе……Я уверена...».

5. Упражнение «Волшебная рука».

6. Обсуждение итогов занятия. Рефлексия.

7. Прощание. Упражнение «Встретимся опять».

5

Занятие 5.

1. Блок «Я».

Задача занятия:

1. Сформировать у педагогов уверенность в себе, адекватную самооценку.

Цели занятия:

1. Выявить сильные стороны каждого участника, сформировать привычку думать о себе положительно; р

2. Развитие чувства уверенности, повышение самооценки, развитие навыка сотрудничества и сплоченности.

1. Приветствие. Упражнение «Игра «Комплименты».

2. Разминка. Упражнение –раскрепощение «Хор».

3. Основная часть занятия. Упражнение «Уверенный человек».

4. Упражнение «Чемодан».

5. Упражнение ««Послание самой себе любимой…».

6. Обсуждение итогов занятия. Рефлексия.

7. Прощание. Упражнение «Встретимся опять».

6

Занятие 6.

2.«Коммуникативный блок»:

1. Повысить коммуникативную компетентность педагогов.

2. Способствовать повышению эффективности общения педагога с учащимися, в том числе в сложных, конфликтных ситуациях.

Цели занятия:

1. Осознание собственных проблем в общении, причин неуверенного поведения. Поиск эффективных путей преодоления неуверенности;

2. Определить стратегии поведения в конфликтной ситуации, определить уровень умений принимать правильные решения.

1. Приветствие. Упражнение «Игра «Комплименты».

2. Разминка. Упражнение ««Варианты общения».

3. Основная часть занятия. Упражнение «Моя проблема в общении».

4. Упражнение «Обсуждение педагогических ситуаций. Учитель-ученик».

5. Обсуждение основных рекомендаций педагогам по управлению конфликтами с учащимися.

6. Обсуждение итогов занятия. Рефлексия.

7. Прощание. Упражнение «Встретимся опять».

7

Занятие7.

2. «Коммуникативный блок»:

1. Повысить коммуникативную компетентность педагогов.

2. Способствовать повышению эффективности общения педагога с учащимися, в том числе в сложных, конфликтных ситуациях.

Цели занятия:

1. Развитие у учителей навыков предоставлять учащимся конструктивную обратную связь;

2. Профилактика совершения ошибок при восприятии ученика.

1. Приветствие. Упражнение «Игра «Комплименты».

2. Разминка. Упражнение «Конструктивный стиль поведения в конфликте».

3. Основная часть занятия. Упражнение «Модальность».

4. Упражнение «Описание ученика».

5. Обсуждение итогов занятия. Рефлексия.

6. Прощание. Упражнение «Встретимся опять».

8

Занятие 8.

2. «Коммуникативный блок»:

1. Повысить коммуникативную компетентность педагогов.

2. Способствовать повышению эффективности общения педагога с учащимися, в том числе в сложных, конфликтных ситуациях.

Цели занятия:

1. Выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию; 2.Обучение технологии формирования толерантности и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

1. Приветствие. Упражнение «Игра «Комплименты».

2. Разминка. Упражнение «Топтыжка».

4. Как обойти конфликт.

5. Упражнение «Согласие».

6. Обсуждение итогов занятия. Рефлексия.

7. Прощание. Упражнение «Встретимся опять».

9

Занятие 9.

3. Блок – эмпатия, как основа педагогической деятельности.

Задача занятия:

1. Способствовать развитию эмпатии как личностного, профессионально-значимого качества педагога.

Цели занятия:

1. Развитие возможности каждого участника в области вербализации чувств и состояний; 2.Эмпатийная диагностика личностных качеств;

3. Расширение репертуара способов взаимопонимания;

4. Развитие навыков вхождения в различные эмоциональные ситуации, переживание соответствующих эмоций и состояний.

1. Приветствие. Упражнение «Игра «Комплименты».

2. Разминка. Упражнение «Чувства по кругу».

3. Основная часть занятия. Упражнение «Поделись со мной».

4. Упражнение «Ситуация».

5. Обсуждение итогов занятия. Рефлексия.

6. Прощание. Упражнение «Встретимся опять».

10

Занятие 10.

Заключительное

3. Блок – эмпатия, как основа педагогической деятельности.

Задача занятия:

1. Способствовать развитию эмпатии как личностного, профессионально-значимого качества педагога.

Цели занятия:

1. Развитие способности осознавать и вербализовать свое состояние, находить слова для его обозначения.

2. Подойти к идее практического использования результатов самоанализа в целях самосовершенствования;

3. Создать условия для получения участниками обратной связи от группы и формулирования индивидуальных результатов работы.

1. Приветствие. Упражнение «Игра «Комплименты».

2. Разминка.Упражнение «Цвет моего состояния».

3. Упражнение «Последняя встреча».

4. Итоги моего участия в тренинге

5. Упражнение «Обратная связь».

6. Упражнение «Доброжелательное послание».

7. Обсуждение итогов занятия. Рефлексия.

8. Упражнение «Прощание по кругу».

Занятие 1.

Цели:сформировать группу участников; способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе; осознание своей профессиональной деятельности, необходимости и важности своей профессии;формирование умений адекватной коммуникативной рефлексии;формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.

Материалы: салфетки, канцелярская скрепка, тетради, ручки.

1. Знакомство. Упражнение «Салфетки»

Ход упражнения: «Участники сидят в общем кругу. Педагог-психолог передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуется, возьмите себе немного салфеток.» После того как все участники возьмут салфетки, педагог-психолог просит каждого сообщить о себе столько фактов, компетентностей, сколько взял салфеток». (мудрость, надёжность, настойчивость, активность, бескорыстие, вежливость, сила воли, скромность, смелость, самозабвенность, тактичность, терпеливость, невозмутимость, обаяние, общительность)

2. Разминка. Упражнение «Застольная беседа».

Ход выполнения: Участники свободно двигаются по помещению. Тренер воссоздает дух застольной беседы, описав ресторан, известный приятной атмосферой и изысканной кухней. Затем перевоплощается в «старшего кельнера» и говорит: «Столик на двоих!». Это означает, что каждый участник должен найти себе пару – того, кто стоит ближе всех. Партнеры представляются друг другу и обсуждают тему «Какую пищу я предпочитаю?». Затем дается команда: «Столик на четверых!», и каждая пара должна объединиться с какой-нибудь другой. Они называют свои имена и беседуют на тему «Чем я охотнее всего занимаюсь в свободное время?». Следующий этап игры – «Столик на восьмерых». Пусть все квартеты объединяются попарно. Участники знакомятся друг с другом и затем ведут беседу на тему «Место, которое я обязательно хотел бы посетить».

Обмен впечатлениями:

Что я узнал о других членах группы?

Что было особенно интересным и неожиданным?

3. Основная часть занятия.Упражнение «Хорошо-плохо». Цель: развить и усовершенствовать рефлексивные способности педагогов, помочь осознать свою профессиональную деятельность, необходимость и важность своей профессии.

Описание упражнения. Участники, сидя в кругу, по очереди говорят «Педагогом быть хорошо, потому что… », приводя аргументы своему высказыванию, затем следующий говорит – «Педагогом быть плохо, потому что… », так же приводя аргументы в защиту своего высказывания. Упражнение желательно заканчивать на положительном высказывании («Педагогом быть хорошо»).

4. Упражнение: Три рисунка «Я работаю педагогом».

Ход выполнения: Сейчас вам предстоит интересное задание: «Нарисуйте свой жизненный путь, каким вы его себе представляете. Какой вы были в начале пути, Как вы себя ощущаете сейчас. И какой вы будете через пять лет. В процессе рисования можно использовать ассоциации».

Присутствующие делятся в первую очередь собственными ощущениями от своих рисунков. Важно, чтобы они сами смогли увидеть возможные различия в содержании, разработанности, цветовой гамме изображенного.

5. Упражнение «Карусель». Цель: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.

Ход упражнения: В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком.

Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься. Члены группы встают по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный

Примеры ситуаций:

Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...

Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...

Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.

После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие ("Я – глазами других").

6. Упражнение «Зеркало». Цель: формирование умений адекватной коммуникативной рефлексии.

Ход выполнения: Упражнение проходит в парах. Каждый участник представляет свое выражение лица; как его видят другие; фиксирует выражение лиц других; описывает, каким его видит партнер по паре. Участники по очереди рассказывают о наличии-отсутствии расхождения в представлениях друг о друге и о самих себе.

7. Принятие ритуалов приветствия и прощания. Предложить педагогам выбрать какое-нибудь несложное приветствие, с которого будет начинаться каждое занятие, и прощание, которым оно будет завершаться.

8. Обсуждение итогов занятия. Рефлексия. Обсуждение чувств участников группы. Что понравилось на занятии? Что удивило, обрадовало? Что получилось, а что не очень? Какие вопросы остались неразрешенными?

9. Прощание. Упражнение «Быстрота реакции».

Ход упражнения: «Сейчас я буду быстро зачитывать слова, а вы должны будете, слушая, записывать вторую букву каждого слова». Слова: усы, спор, сани, ослик, лист, обруч, поле, узор, запас, протокол, забота, облик, дочка, утка, куртка. Что получилось? (Спасибо за работу).

Занятие 2.

Цели:облегчить понимание актуального эмоционального состояния педагога, его отношения к работе в настоящее время, включая удовлетворенность ею и возникновение проблем; развитие саморефлексии, формирование установки на самопознание;развитие позитивного «образа Я» педагога, формирование умений личностной ретроспективной рефлексии;развитие умений самодиагностики профессионально важных качеств с точки зрения других людей, учащихся, коллег, администрации; сформировать у участников более глубокое представление о личностных качествах педагога, стимулировать их к рефлексии собственных качеств.

Материалы: карточки (по 3 на каждого участника группы), карточки с написанными фразами, не имеющие окончания, листы А4, краски, фломастеры, карандаши.

1. Приветствие. Упражнение «Игра «Комплименты».

Ход упражнения: Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу.

2. Разминка. Упражнение «Выполнение рисунка «Я - педагог». Цель: облегчить понимание актуального эмоционального состояния педагога, его отношения к работе в настоящее время, включая удовлетворенность ею и возникновение проблем.

Инструкция. Участникам раздают чистые листы, гуашь и кисточки, карандаши, фломастеры и предлагают в течение одной минуты подумать над тем, что они могли бы нарисовать по теме «Я - педагог». По завершении данной работы каждый педагог рассказывает о своем рисунке, объясняя, почему изобразил именно это.

3. Основная часть занятия.

Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

4. Упражнение «Мои достижения» (создана на основе методики Е.Л.Сидоренко). Цель: развитие позитивного «образа Я» педагога, формирование умений личностной ретроспективной рефлексии.

1. Вспомните случай из своей жизни, когда вы переживали какой-то абсолютный успех. Закройте глаза и представьте себе это предельно ярко. Обратите внимание на то, где у вас помещается эта картинка: слева, справа, вверху, внизу, посередине. Обратите внимание на размер, точность и качество этой «картинки», на движения, звуки, переживания, которые ее создают.

2. Напишите как можно больше достижений и успехов, которых вы достигли (например, научились печь пироги, выступили на конференции, создали семью и т.д. – все это и многое другое – ваши успехи).

3. Поделитесь чувствами, возникающими от воспоминаний своих успехов, анализа педагогической деятельности.

5. Упражнение «Автопортрет». Цель: развитие умений самодиагностики профессионально важных качеств с точки зрения других людей, учащихся, коллег, администрации.

Ход выполнения: «При написании портрета желательно проанализировать те особенности, которые вы проявляете в общении с учащимися, коллегами, руководством, и которые отличают вас от других. Ответьте также на 2 вопроса: За что меня ценят на работе? За что меня можно критиковать?».

1. За что меня ценят на работе?

Возможные варианты ответов:

Дети

Коллеги по работе

Руководство

Я демократичен

Я всегда приветлив

Я не склонен подавлять кого-либо

Я не люблю обсуждать других

Я инициативен и ответственен

Я никому не мешаю

Я исполнителен

2. За что меня можно критиковать?

Возможные варианты ответов

Детям

Руководству

Коллегам

У меня есть любимчики

Я не инициативен

Я не выдержан

Поразмышляйте над следующими вопросами. Ответьте на них письменно.

1. Считаю ли я себя завершенной, полностью сформировавшейся личностью или у меня есть резервы внутреннего роста и развития?

2. Достаточно ли я уверен в себе?

3. Способен ли я терпимо воспринимать различные точки зрения? Достаточно ли у меня гибкости при решении той или иной задачи?

4. В какой степени я способен принимать критику в свой адрес, необходимую для моего личностного и профессионального развития? Могу ли я открыто обсуждать свои личные и профессиональные проблемы?

5. Знаю ли я в действительности, как мои ученики воспринимают мир, каким им вижусь я? Могу ли я взглянуть на себя их глазами?

6. Нравятся ли мне доверительные взаимоотношения с учениками или мне легче (комфортнее) общаться на дистанции, отчужденно? Что для меня важнее – содержание учебного процесса или его восприятие учащимися?

7. Способствуют ли моя личность и мой стиль преподавания выработке у учащихся любви к учебе и интереса к предмету?

6. Упражнение «Какое качество важнее?» Цели: сформировать у участников более глубокое представление о личностных качествах педагога, стимулировать их к рефлексии собственных качеств.

Инструкция. Участникам последовательно предъявляются листы с написанными на них тремя положительными качествами:

- мудрость, надежность, настойчивость;

- активность, бескорыстие, вежливость;

- сила воли, скромность, смелость;

- самозабвенность, тактичность, терпеливость;

- гордость, гибкость, доброжелательность;

- невозмутимость, обаяние, общительность.

Задача - в каждой строке определить самое важное качество и обосновать свое решение. По окончании упражнения проводится обсуждение.

7. Обсуждение итогов занятия. Рефлексия. Обсуждение чувств участников группы. Что понравилось на занятии? Что удивило, обрадовало? Что получилось, а что не очень? Какие вопросы остались неразрешенными?

8. Прощание. Упражнение «Встретимся опять».

Ход упражнения: Все педагоги дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова: «Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!».

Занятие 3.

Цели:выявление и актуализация педагогических стереотипов, снижающих адекватность рефлексии;развитие саморефлексии, формирование установки на самопознание;активное овладение личностно-ориентированной позицией по отношению к ученикам на основе практического усвоения понятий «понимание, приятие и признание личности ребенка».

Материалы: листы А4, карандаши, ручки, ватман.

1. Приветствие. Упражнение «Игра «Комплименты».

2. Разминка. Игра «Послание самому себе».

Ход выполнения: Участники выстраиваются в одну шеренгу так, чтобы на левом фланге осталось достаточно места для еще одной такой шеренги.

Правофланговый говорит своему соседу какую-нибудь фразу, которую он желал бы услышать сегодня утром, а сам бежит на левый фланг. Сосед передает эту фразу по цепочке, причем он должен передать смысл, а повторять все предложение дословно не обязательно. Так фраза передается по цепочке.

Дождавшись, когда фраза пройдет двух-трех участников, член группы, ставший теперь правофланговым, передает тем же путем послание для себя и перебегает на левый фланг, и так далее, пока все участники не пошлют и не получат обратно послания сами себе.

3. Основная часть занятия.

Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались о детях в процессе общения с ними.

Упражнение «Моё педагогическое кредо».

Ход упражнения: Педагогам необходимо сформулировать девиз, создать образ, символ, эмблему своей педагогической деятельности – рисунок, четверостишие, схема, жест, пословица, пантомима и т.д.

Вопросы для обсуждения:

Почему вы выбрали именно эти средства для символизации своего кредо?

Что главное в себе вы хотели подчеркнуть этим символом?

Что в этом символе вы не отразили, но хотели бы добавить?

Какой элемент символа несет на себе основную смысловую нагрузку?

Удовлетворены ли вы созданным символом?

Считаете ли вы, что он действительно отражает ваше кредо?

4. Упражнение «Подкрепление».

Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочно положительного отношения к ребенку.

Процедура: Двое желающих участников выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция задумать предмет (из имеющихся в помещении) и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах.

Во-первых, ни сам предмет, ни его новое место не называется напрямую, а ответы-уточнения носят расплывчатый, завуалированный характер.

Во-вторых, группе участников определяется задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной вербальной информацией), а второму – положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплементов и т.д.).

Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и переместить его на другое место. Процедура совершается по очереди каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.

По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться первыми («выпустить пар») предоставляется активным участникам.

Вопросы для обсуждения:

Как вы чувствуете себя в своей роли?

Какие чувства вызвала у вас реакция группы?

Как вы чувствуете себя сейчас?

Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

Идеи, выносимые на обсуждение:

Безусловно, положительное отношение, принятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих. Психологическая поддержка – это способ выражения принятия. С выданным за несколько минут шквалом отрицательных подкреплений первый игрок справился, так как понимал, что это – игра. Ребенку такое количество негативных оценок выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в учебном заведении (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом, у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.

Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявиться не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.

5. Упражнение «Наши стереотипы». Цель: выявление и актуализация педагогических стереотипов, снижающих адекватность рефлексии. Могут быть выделены «идеологические» и «методологические» стереотипы.

1. Через личный опыт каждого участника собирается негативный материал в виде «Случаи из жизни учителя и учащихся» (анонимно). Случаи группируются по проблематике и записываются на ватман.

2. Данные случаи (педагогические ситуации) подвергаются рефлексии в микрогруппах с целью выделения каждой группой специфических стереотипных стратегий поведения, проявляемых учителем в педагогических ситуациях.

3. «Вернисаж стереотипов» – представление стереотипов каждой группой в виде сценки, скульптуры, рисунка и т.д.

4. «Самоопределение» – каждый участник отмечает среди представленных стереотипов те, которые он видит у себя лично.

5. Участники подсчитывают, какие из стереотипов наиболее распространены в педагогической среде.

6. Работа в группах над стереотипами, получившими первые ранги при ранжировании стереотипов всеми участниками. Группа по принципу «от противного» ищет средства преодоления имеющихся стереотипов в виде «Декларации отношений учителя и учащегося».

6. Обсуждение итогов занятия. Рефлексия. Обсуждение чувств участников группы. Что понравилось на занятии? Что удивило, обрадовало? Что получилось, а что не очень? Какие вопросы остались неразрешенными?

7. Прощание. Упражнение «Встретимся опять».

Занятие 4.

Цели:выявить сильные стороны каждого участника, сформировать привычку думать о себе положительно; развитие чувства уверенности, повышение самооценки, развитие навыка сотрудничества и сплоченности.

Материалы: мяч, листы А4, карандаши.

1. Приветствие. Упражнение «Игра «Комплименты».

2. Разминка. Упражнение «Поменяйтесь местами».

Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию.

Ход упражнения: Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре, носит часы и т.п.

Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.

Например, поменяются местами те, кто:

- работает всю жизнь в одном учреждении;

- работает в настоящее время по новой программе;

- любит свою работу;

- работает педагогом уже больше 10 лет;

- мечтал быть педагогом с детства и т.д.

- первый раз участвует в конкурсе

После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто, что о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили. Таким образом, участники меняются местами.

3. Основная часть занятия. Упражнение «Мои сильные стороны».Цель: выявить сильные стороны каждого участника, сформировать привычку думать о себе положительно.

Ход упражнения: Каждый участник группы должен сказать о своих сильных сторонах – чего любит, ценит, воспринимает в себе, что дает в различных ситуациях внутреннюю уверенность и чувство самоуверенности. Важна прямая, без никаких «но», «если» и т.д. речь говорящего. Это упражнение направлено не только на самораскрытие, но и умение мыслить о себе в положительном настрое. Поэтому, выполняя его, необходимо избежать выражений о своих недостатках, ошибках, слабостях. Психолог должен остановить всякие попытки самокритики, самообвинения.

Другие члены группы не дают вопросов, не говорят – они будут только слушателями. Через 3-4 минут начинает говорить следующий член группы, сидящий на правой стороне ранее говорившего, и таким образом продолжается пока по очереди все договаривают.

4. Упражнение «Мне нравится в тебе……Я уверена..».Цель: развитие чувства уверенности, повышение самооценки, развитие навыка сотрудничества и сплоченности.

Ход упражнения: В этом упражнении давайте договоримся местоимение «Вы» заменим на местоимение «Ты». Надеюсь, все согласны….

Участники бросают в друг друга мяч в произвольном порядке мячик со словами: «Мне нравится в тебе …» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, я уверена…….» затем он бросает мяч другому участнику.

Что бы чувствовали, когда говорили о вас?

Когда мячик летел в вашу сторону … ?

Легко или трудно было согласиться с данным утверждением?

А, сейчас, мы просим вас рассчитаться на Уникальных, Неповторимых, Замечательных, Привлекательных… (образуются несколько групп по несколько человек….).

5. Упражнение «Волшебная рука».

Ход упражнения: Каждый участник группы на листе бумаги обводит свою руку карандашом. Посредине своей ладошки вы пишите свое цветочное имя…На одном пальце предлагается написать какое- либо свое уникальное качество… можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем «ладошки» пускаются по кругу и другие участники на оставшихся «пальчиках» должны написать другие качества, которые присущи тому, чья ладонь.

Что нового вы узнали о себе?

Есть ли доля правды о вас в том, как вы себя воспринимаете и в том, как видят вас другие люди?

Какие чувства испытывали, когда читали «свою ладошку»?

Все ли достоинства, о которых написали другие были вам самим известны?

6. Обсуждение итогов занятия. Рефлексия. Обсуждение чувств участников группы. Что понравилось на занятии? Что удивило, обрадовало? Что получилось, а что не очень? Какие вопросы остались неразрешенными?

7. Прощание. Упражнение «Встретимся опять».

Занятие 5.

Цели:выявить сильные стороны каждого участника, сформировать привычку думать о себе положительно; развитие чувства уверенности, повышение самооценки, развитие навыка сотрудничества и сплоченности.

Материалы: листы А4, ручки, карандаши,

1. Приветствие. Упражнение «Игра «Комплименты».

2. Разминка. Упражнение –раскрепощение «Хор».

Ход упражнения: Песню «В лесу родилась елочка» поют по заданию (группы вытягивают по 2-го задания), подготовка 5 минут

- африканские аборигены,

- индийские йоги,

- кавказские горцы,

- оленеводы Чукотки,

- индейцы племени апачи,

- английские джентельмены

Упражнение проходит весело, снимаются зажимы, участники раскрепощаются.

3. Основная часть занятия. Упражнение «Уверенный человек».

Ход упражнения: На первом этапе этого задания проводится дискуссия с целью выяснения коллективного мнения о качествах личности, характерных уверенному поведению. Любой член группы может высказаться, аргументируя свое мнение. Составляется сводный список качеств.

На втором этапе каждый участник заполняет свой листок, указывая качества, которые, по мнению группы, наиболее важны для уверенного общения. В этот индивидуальный список можно включить и дополнительные качества, важные, по мнению участника, но не включенные группой в сводный список.

Затем все оценивают проявление этих качеств у себя, используя шкалу от 0 до 10. После того, как все это сделали, оценочный лист сдается руководителю. На последнем занятии к этому можно вернуться и попросить членов группы заново оценить эти качества, чтобы узнать - произошли ли какие- либо изменения.

4. Упражнение «Чемодан».

Ход упражнения: Один из участников выходит из комнаты, остальные начинают «собирать ему в дальнюю дорогу чемодан». В этот чемодан складывается то, что, по мнению группы, поможет их товарищу быть уверенным в общении с людьми, те качества, которые группа ценит в этом человеке. Но обязательно отъезжающему напоминают о том, что будет мешать ему в дороге, т. е. его отрицательные качества. Нужно выбрать секретаря, который на листе бумаги будет записывать для каждого участника все положительные и отрицательные качества, названные группой. Мнение того или иного члена группы должно быть поддержано большинством. В лист «отъезжающего» нужно записать не менее 5-7 положительных и отрицательных качеств. Затем участнику, который выходил из комнаты зачитывается и передается этот список. У него есть право задать любой вопрос. И так до тех пор, пока все члены группы не получат свой чемодан.

5. Упражнение ««Послание самой себе любимой…».

Ход упражнения: Мы предлагаем вам очень уникальное и ценное упражнение для вас, которое поможет нам с вами вселить уверенность в себя…

В данном упражнение мы хотим, чтобы вы написали послание самой себе любимой. (применяя аффирмации). Что же такое аффирмации - это настрой, установка, аутотренинг или другими словами… Аффирмации - это утверждения, помогающие изменить мыслей и сформировать то будущее, к которому мы стремимся. Это мысли, слова, чувства, эмоции, которые каждый из нас использует в повседневной жизни.

Одно из моих любимых аффирмации я хочу вам прочесть…

Полна я энергии, я - это я! Красива, желанна и верю в себя! Ничто не сумеет сомненья вселить, Решила - достигну! И этому быть! И, чтоб ни сказали мне "нет" или "да", Я буду успешна везде и всегда!

И, вот, сейчас возьмите листочки, где изображены ваши «волшебные» ладошки и напишите послание (пожелание) самой себе любимой, которое вселяло бы вам уверенность.

Кто хотел бы озвучить свое послание?

Может кто-то хочет добавить?

Кому это задание показалось сложным?

Возьмите свои «волшебные» ладошки с послание к самой себе любимой… И закрепите на самом видном месте, каждый раз перечитывая список достоинств, вы возвращаете Веру и Силу в себя.

6. Обсуждение итогов занятия. Рефлексия. Обсуждение чувств участников группы. Что понравилось на занятии? Что удивило, обрадовало? Что получилось, а что не очень? Какие вопросы остались неразрешенными?

7. Прощание. Упражнение «Встретимся опять».

Занятие 6.

Цели:осознание собственных проблем в общении, причин неуверенного поведения. Поиск эффективных путей преодоления неуверенности; определить стратегии поведения в конфликтной ситуации, определить уровень умений принимать правильные решения.

Материалы: листы А4, ручки, примеры педагогических ситуаций (распечатанные),

1. Приветствие. Упражнение «Игра «Комплименты».

2. Разминка. Упражнение «Варианты общения». Цель: попробовать разные варианты общения.

Ход упражнения: Участники разбиваются на пары.

- "Синхронный разговор". Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, "отпуск". По сигналу разговор прекращается.

- "Игнорирование". В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.

- "Спина к спине". Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.

- "Активное слушание". В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с ним. Затем они меняются ролями.

Вопросы:

1. Как вы себя ощущали во время проведения первых трех упражнений?

2. Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?

3. Что мешало вам чувствовать себя комфортно?

4. Как вы себя ощущали во время последнего упражнения? Что помогает вам в общении?

Вывод: упражнения показали нам не всегда в процессе общения люди понимают друг друга. В следствие чего возникают конфликты.

3. Основная часть занятия. Упражнение «Моя проблема в общении». Цель. Осознание собственных проблем в общении, причин неуверенного поведения. Поиск эффективных путей преодоления неуверенности.

Основное содержание работы: Члены группы пишут на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.

4. Упражнение «Обсуждение педагогических ситуаций. УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК».

Ход упражнения: Порой дети бывают непредсказуемы, и учителю необходимо проявить терпение, находчивость, педагогический талант, чтобы выйти из затруднительного положения. Предлагаю всем поучаствовать в обсуждении педагогических ситуаций, цель обсуждения – узнать вашу точку зрения по стратегии поведения в конфликтной ситуации, определить уровень умений принимать правильные решения.

СИТУАЦИЯ 1. Урок биологии ведёт молодая учительница. Через пять минут после начала урока раскрывается дверь, и без разрешения входят трое учащихся. Учитель требует, чтобы они вошли в класс как положено. Учащиеся выходят в коридор, через минуту открывается дверь, и они вползают в класс на четвереньках.

Как нужно отреагировать (как поступить, что сделать, что сказать и др.) в данной ситуации и почему?

СИТУАЦИЯ 2. Начало урока. Учительница заходит в кабинет и видит, что Петров и Иванов, которым она запретила сидеть за одной партой, снова сели вместе. Марья Ивановна просит Петрова пересесть и написать у себя на лбу: Не сидеть с Ивановым!». На следующий день Марья Ивановна заходит в класс и видит, что Иванов и Петров сидят за разными партами, а на лбу у Петрова красным маркером написано: «Не сидеть с Ивановым!». Следуют громкие объяснения учителя, что так делать нельзя, замечание в дневнике и поход к директору. Оценка ситуации и собственное решение

СИТУАЦИЯ 3. Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся. К тому же, Ваш предмет нам совсем не нужен. Он в жизни никому не пригодится».

Как нужно отреагировать (как поступить, что сделать, что сказать и др.) в данной ситуации и почему?

СИТУАЦИЯ 4. Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокои­лись, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хо­чется смеяться, когда вы начинаете вести занятия».

Как нужно отреагировать (как поступить, что сделать, что сказать и др.) в данной ситуации и почему?

СИТУАЦИЯ 5. В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

Как нужно отреагировать (как поступить, что сделать, что сказать и др.) в данной ситуации и почему?

5.Обсуждение основных рекомендаций педагогам по управлению конфликтами с учащимися могут сводиться к следующим психологическим правилам:

Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Характеризуя поведение ученика, используйте конкретное описание того поступка, который он совершил, вместо оценочных замечаний в его адрес.

Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями. Если вы чувствуете, что не можете справиться с гневом, то выдержите паузу, которая необходима для того, чтобы с ним справиться.

Эффективным средством, позволяющим справиться со своим гневом является юмор. Посмотрите на ситуацию с другой стороны, отметьте для себя ее абсурдность. Посмейтесь над ней.

Правило 3. Не усиливайте напряжение ситуации. К усилению напряжения могут привести следующие действия учителя:

— чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков: «Ты всегда...»;

— резкая критика: «Ты опять меня не слушаешь»;

— повторяющиеся упреки: «Если бы не ты, мы бы…»;

— решительное установление границ разговора: «Всѐ, хватит. Сейчас же прекрати!»

— угрозы: «Если ты сейчас же не замолчишь...».

Правило 4. Обсудите проступок позже. Например, можно обсудить случившееся после урока. Это позволит исключить присутствие «зрителей» в лице других учеников, что, например, в случае демонстративного поведения важно, так как лишает нарушителя дисциплины внимания публики к своему проступку: «Подойди ко мне после урока, мы сможем всё подробно обсудить».

Правило 5. Позвольте ученику «сохранить лицо». Не следует требовать публичного раскаянья от ученика в своем поступке. Даже если он понимает свою неправоту, признаться в этом публично сложно даже взрослому человеку. Задача учителя — не доказать «Кто здесь главный!», а найти способ разрешить возникшую ситуацию. Поэтому уместным будет высказывание учителя: «Сейчас садись на место и выполни задание, а случившееся обсудим позже».

Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. Спокойное, уравновешенное поведение и доброжелательное отношение учителя к ученикам вне зависимости от ситуации является лучшим средством обучения учащихся тому, как нужно вести себя в конфликтных ситуациях.

6. Обсуждение итогов занятия. Рефлексия. Обсуждение чувств участников группы. Что понравилось на занятии? Что удивило, обрадовало? Что получилось, а что не очень? Какие вопросы остались неразрешенными?

7. Прощание. Упражнение «Встретимся опять».

Занятие 7.

Цели: развитие у учителей навыков предоставлять учащимся конструктивную обратную связь;профилактика совершения ошибок при восприятии ученика.

Материалы:листы, ручки, конверты с заданием.

1. Приветствие. Упражнение «Игра «Комплименты».

2. Разминка. Упражнение «Конструктивный стиль поведения в конфликте».

Приглашаем 2 желающих, предлагаем договориться, кто в паре будет «А», кто «Б».

«А» должен занять место на стуле, «Б» встает перед ним.

Инструкция: «Соедините ладони ваших рук. Ваша задача – зафиксировать свое внутреннее состояние во время выполнения упражнения. Итак, «Б» давит на ладони «А», «А» сопротивляется.). Потом участники меняются местами и повторяют задание.

Обсуждение. Что вы чувствовали, когда партнер давил на ваши ладони?

Вывод: В конфликтных взаимоотношениях люди испытывают дискомфорт, когда на них «давят» словами, интонацией, действиями. Не удивительно, что большинство из них стремятся избежать конфликта или в целом общения с такими «давящими» людьми.

3. Основная часть занятия. Упражнение «Модальность». Цель: развитие у учителей навыков предоставлять учащимся конструктивную обратную связь.

Ход упражнения: Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком. Какие слова он чаще слышит в школе и дома? «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем?», «Ты должен слушаться взрослых!». А теперь проанализируйте, что говорят родители и педагоги о себе, обращаясь к подростку «Я могу тебя наказать…», «У меня есть полное право…», «Я знаю, что делать...». Что же получается в результате? Те слова, которые направлены на подростка, носят модальность долженствования, а то, что касается самих взрослых, - модальность возможного.

Эта очевидная несправедливость в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Давайте потренируемся в бесконфликтном взаимодействий

Типичная фраза

Как необходимо сказать

Ты должен хорошо учиться!

Я уверен, что ты можешь хорошо учиться!

Ты должен думать о будущем!

Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?

Ты должен уважать старших!

Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека!

Ты должен слушаться учителей и родителей!

Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться

А теперь поупражняйтесь самостоятельно. Слева даны типичные фразы, которые часто говорят подросткам, а справа напишите другие фразы, в которых модальность долженствования переведите в модальность возможного при сохранении общего высказывания

Типичная фраза

Как необходимо сказать

Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь дневник!

Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!

Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!

Ты должен ценить заботу старших!

4. Упражнение «Описание ученика». Цель: профилактика совершения ошибок при восприятии ученика.

Участники делятся на 2 команды, каждой из которой ведущий даёт конверт с заданием.

В конверте команды №1 фото мальчика 10 лет и примечание: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него почти одни тройки, есть один неуд. Глядя на фото, опишите этого мальчика». В конверте команды №2 фото того же самого мальчика и примечание: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него одни пятёрки, поведение примерное. Глядя на фото, опишите этого мальчика».

В каждой команде выбирается секретарь, который записывает характеристики мальчика. Когда участники готовы ведущий просит их зачитать характеристики. После этого он объявляет, что обе команды описывали одного и того же ребёнка, но так как они были под влиянием разных установок – положительной в первом случае и отрицательной – во втором, то описания у них совсем разные (подобный эксперимент проводил Розенталь со своими студентами.).

Ведущий. Это упражнение учит нас составлять собственное мнение об ученике, не опираться на чужие, возможно искаженные установки, мнения. Обратите внимание, что в инструкции было сказано «глядя на фото, опишите мальчика», но действие установки так сильно, что глядя на одно и тоже фото, вы описывали его по-разному. Особенность установки заключается в том, что мы желаем её подтвердить и что бы ни сделал тот или иной человек мы трактуем это в пользу нашей установки. Поэтому, прежде чем сформировать мнение, важно взвесить все факты.

5. Обсуждение итогов занятия. Рефлексия. Обсуждение чувств участников группы. Что понравилось на занятии? Что удивило, обрадовало? Что получилось, а что не очень? Какие вопросы остались неразрешенными?

6. Прощание. Упражнение «Встретимся опять».

Занятие 8.

Цели:выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию;обучение технологии формирования толерантности и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

1. Приветствие. Упражнение «Игра «Комплименты».

2. Разминка. Упражнение«Топтыжка». Цель: обучение технологии формирования толерантности и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Ход упражнения: «Начиная с меня, выполняем задание по кругу. Правой ногой будем наступать на левую ногу соседа. Тот, кому наступили, попытается оправдать обидчика, называя по имени. Например, я наступаю на ногу Инне. Инна говорит: «Я прощаю тебя, Татьяна, потому, что ты спешила на работу» и наступает на ногу Марине. Марина говорит: «Я не обижаюсь на тебя Таня. В этом троллейбусе так тесно и всем надо ехать» и т.д.

Объяснения могут быть любыми, но не должны повторяться.

Примечание: Наступать на ногу необходимо чисто символически, без усилия.

Это упражнение поможет научиться не обижаться и не держать зла на людей нечаянно причинивших вам боль или создавших вам неудобства, дискомфорт.

В жизни бывают ситуации, когда случайно возникают объективные условия для возникновения конфликта. Согласитесь, что порой очень важно волевым усилием, своей, тактичностью, толерантностью сдержать нахлынувшее на вас раздражение и желание действовать агрессивно. Улыбнитесь, пошутите, скажите теплые слова и вы почувствуете, что ваше раздражение улетучилось, и прошла боль. Необходимо, по

3. Основная часть занятия. Упражнение «Если бы …, я стал бы …». Цель: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.

Инструкция: Упражнение выполняется по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация («Если бы меня обсчитали в магазине …» ), следующий участник заканчивает предложение («Я стал бы требовать жалобную книгу»).

Обсуждение. Рефлексия своих чувств.

4. Как обойти конфликт.

1. Ответить улыбкой (не с сарказмом и иронией)

2. Использовать "Я - утверждение" - концентрируем свое внимание на том, что мы чувствуем и способны об этом сказать своему сопернику вместо "Ты - утверждения", которое подрывает и ведет к углублению конфликта (вместо " Вы должны принести мне книгу"- " Я была бы рада, если бы Вы принесли мне книгу")

3. Способность и умение прощать! - значит, "отпустить" свой гнев и не собираться мстить.

5. Упражнение «Согласие» - выполняется в парах.

Развитие конфликта зачастую напоминает снежный ком. Небрежно брошенная фраза перерастает в ругань с личными оскорблениями, навешиванием ярлыков и т.п. Это создаёт практически непреодолимые барьеры в общении, которые гораздо легче предотвратить, нежели разрешить конфликт на стадии их возникновения. Но, тем не менее, есть техники, которые позволяют в некоторой степени смягчить напряженность ситуации даже в том случае, когда одна или обе из конфликтующих сторон теряют контроль над собой, над своими эмоциями и словами.

Одна из таких техник состоит в том, чтобы найти в словах партнёра что-то, с чем можно согласиться, и ответить на его выпад (оскорбление, обвинение, приказ) не противостоянием, что только усугубит конфликт, а согласием, при этом не отступая от своей позиции. Например:

1. "Ты совсем с ума сошла!" - "Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди";

2. "Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!" - "Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать";

3. "Прекрати разговаривать со мной в таком тоне!" - "Бывает, что мой тон кажется обидным для собеседника";

4. "На нашей работе по-настоящему работаю только я!" - Да, вы действительно тратите много времени и сил на работу".

Ход: Упражнение выполняется в парах. Сначала один участник нападает, а второй пытается перевести диалог в мирное русло, затем они меняются местами. Раздаются листы с заданиями

Далее обсуждаем ответы учителей, корректируем их. Рефлексия. Учителя заполняют специальные анкеты по рефлексии:

Что было полезно, интересно для вас. Может вы что- то узнали нового о себе или о члене коллектива?

Что бы вы хотели изменить в семинаре-тренинге, если будет такая же тема?

С каким настроением Вы покидаете наш семинар?

Есть такая притча. Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. "Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково". И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.

Мне очень хочется надеяться, что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью, и у вас обязательно все получится!

6. Обсуждение итогов занятия. Рефлексия. Обсуждение чувств участников группы. Что понравилось на занятии? Что удивило, обрадовало? Что получилось, а что не очень? Какие вопросы остались неразрешенными?

7. Прощание. Упражнение «Встретимся опять».

Занятие 9.

Цели:развитие возможности каждого участника в области вербализации чувств и состояний; эмпатийная диагностика личностных качеств; расширение репертуара способов взаимопонимания; развитие навыков вхождения в различные эмоциональные ситуации, переживание соответствующих эмоций и состояний.

Материалы: мяч,

1. Приветствие. Упражнение «Игра «Комплименты».

2. Разминка. Упражнение «Чувства по кругу». Цель: развитие возможности каждого участника в области вербализации чувств и состояний.

Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-то состояние или чувство, а поймав брошенный нам мяч, будем называть антоним — противоположное состояние или чувство. Например, я бросаю мяч Татьяне Ивановне и говорю: «Грустный». Татьяна Ивановна, поймав мяч, называет антоним «веселый» и сама, бросая мяч кому-то другому, называет чувство или состояние.

Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех».

3. Основная часть занятия. Упражнение «Поделись со мной». Цель упражнения: эмпатийная диагностика личностных качеств; расширение репертуара способов взаимопонимания.Мотивационно-ценностный компонент эмпатии.

Ход выполнения: Участникам тренинга предлагается записать на карточке 10 качеств, которые присутствуют у человека обладающего эмпатией.

Затем каждый участник должен решить, какое качество присутствует у кого-либо из группы в большей степени, чем у него и подходит к этому человеку с фразой: "Пожалуйста, поделись со мной, например, твоим умением сочувствовать". Тот участник, к которому обратились с просьбой, отмечает у себя на карточке это качество. Таким образом, нужно обойти всю группу, попросив у каждого какое-либо качество (или несколько). На карточке каждого участника будут отметки о том, какие качества были у него востребованы другими, и какие качества он запрашивал сам.

На упражнение отводится – 20-30 минут. После выполнения задания участники садятся в круг для обсуждения.

Обсуждение результатов может происходить как по количественному, так и по качественному составу признаков.

4. Упражнение «Ситуация». Цель: развитие навыков вхождения в различные эмоциональные ситуации, переживание соответствующих эмоций и состояний. Эмоциональный компонент эмпатии.

Участники группы стоят по кругу.

Инструкция: «Сейчас мы будем ходить по комнате и тот из нас, чье имя я назову, предложит ситуацию, в которой каждый попробует себя представить, постарается в нее включиться и осознать те чувства, состояния, которые при этом возникают. Итак, я начну: мы идем по густой чаще леса…»

Далее через каждые двадцать-тридцать секунд тренер называет имя следующего члена группы. После завершения упражнения можно задать вопросы: «Какие состояния у вас возникали в разных ситуациях?», «В какой из предложенных ситуаций вам было легче всего себя представить, в какой — сложнее?».

В ходе упражнения можно предлагать следующие ситуации: «Вы опаздываете в театр»; «Вас пригласили на прием к английской королеве», «Вы спускаетесь в темный подвал», «Вы на вернисаже современных художников», «вы оказались в толпе людей» и т. д.

5. Обсуждение итогов занятия. Рефлексия. Обсуждение чувств участников группы. Что понравилось на занятии? Что удивило, обрадовало? Что получилось, а что не очень? Какие вопросы остались неразрешенными?

6. Прощание. Упражнение «Встретимся опять».

Занятие 10.

Цели: развитие способности осознавать и вербализовать свое состояние, находить слова для его обозначения; подойти к идее практического использования результатов самоанализа в целях самосовершенствования; создать условия для получения участниками обратной связи от группы и формулирования индивидуальных результатов работы.

Материалы:

1. Приветствие. Упражнение «Игра «Комплименты».

2. Упражнение «Цвет моего состояния». Цель: развитие способности осознавать и вербализовать свое состояние, находить слова для его обозначения.Рефлексивный компонент эмпатии.

Инструкция: «Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. (Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего каждый из участников говорит всем, какого он сейчас цвета.)

Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, — и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали».

3. Упражнение «Последняя встреча».

Занятия уже закончились, скоро расставание. Но всё ли все успели сказать друг другу? Может быть, кто-то забыл поделиться с группой своими переживаниями? Может, есть участник, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? У каждого есть шанс сделать то, что не успели сделать на предыдущих занятиях. «Не откладывайте свое решение на завтра. Действуйте здесь и теперь!»

Для проведения этого упражнения можно использовать музыкальное сопровождение.

4. Итоги моего участия в тренинге

Ход выполнения: Упражнение проходит по принципу «бездомный заяц». Один стул убирается. Оставшийся в кругу (это может быть ведущий) формулирует кратко, что он вынес для себя из участия в группе. По окончании фразы все поднимаются со стульев, меняются местами — новый «заяц» рассказывает о результатах своей работы. Упражнение продолжается до тех пор, пока не выскажутся все.

5. Упражнение «Обратная связь».

Ход выполнения: С помощью предыдущего упражнения все уже несколько раз поменяли свои места в кругу и, соответственно, соседей. Теперь для получения обратной связи о себе каждому предстоит написать своему соседу слева и справа по два его сильных качества и два слабых, которые можно изменить. Листочек с обратной связью кладется на стул того, кому адресован. Таким образом, каждый получает дважды информацию о себе.

6. Упражнение «Доброжелательное послание».

Ход упражнения: Попросить педагогов написать доброжелательное послание каждому коллеге в группе. Уточнить, что это послание может содержать комплимент, какое-либо пожелание или благодарность. Попросите вспомнить об их взаимодействии друг с другом на ваших занятиях, вспомнить приятные моменты общения.

7. Обсуждение итогов занятий. Рефлексия. Обратить внимание педагогов на те знания и умения, которые они приобрели за время проведенных занятий.

Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?

Какие чувства испытывали?

Что нового узнали о себе, о группе?

Как будете использовать эти знания?

Чему научились?

Как это пригодиться в будущем?

Что было важным?

7. Прощание. Упражнение «Прощание по кругу».

Ход упражнения: Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Заключительные слова психолога: Спасибо за работу, я хочу подарить вам символические подарки. Это закладка с одной стороны у неё линейка, а с другой таблица умножения. Линейка символизирует профессиональный рост, а таблица умножения – приумножение ваших профессиональных достижений.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области