Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Педагогические условия эффективности воспитания у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков в процессе использования малых фольклорных форм

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Педагогические условия эффективности воспитания у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков в процессе использования малых фольклорных форм

В приобщении ребёнка к здоровому образу жизни особо важно, как уже отмечалось, помочь ему овладеть основами гигиенической и двигательной культуры. Почему же малышу трудно научиться удерживать в руке ложку, расстёгивать и застёгивать пуговицы, завязывать шнурки?

Работа по формированию культурно-гигиенических навыков детей обширна и многообразна. Она потребует от педагогов чёткой организации, чтобы ни одна задача не была упущена и ни один ребёнок не остался без внимания. Качество и результативность проводимой работы зависят от многих педагогических условий:

1. В целях усвоения ребенком культурно-гигиенических навыков важно учитывать его сенсорные и моторные особенности развития.

2. В ходе привития навыков важно формировать координацию руки и глаза, орудийные действия (пользование ложкой, вилкой, расческой и др.), а также учить его оценивать пространственное расположение предметов по отношению к своему телу. Это следует делать постепенно: по мере овладения простыми действиями вводить новые, более сложные.

3. Потешки, песенки, присказки, используемые взрослым в процессе занятий по привитию социально-значимых культурно-гигиенических навыков, делают процесс формирования моторных навыков проще, вводят ребенка в воображаемую игровую ситуацию и закрепляют их. Ими можно сопровождать любые действия малыша.

Рассмотрим некоторые условия более подробно.

Одним из первых учёных, подвергших критике теорию наследственной предопределённости развития движений ребёнка, был И. М. Сеченов. Он писал, что движения руки человека не определяются наследственностью, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Именно взрослые помогают ребёнку овладевать действиями с предметами и постепенно открывать окружающий мир. Часто воспитатели и родители не замечают величайших достижений своих маленьких подопечных, не видят красоты освоения пространства в раннем детстве.

Умение брать предметы тремя пальцами – большим, указательным и средним – формируется на протяжении всего раннего возраста. Чем старше ребёнок, тем активнее становится его большой палец. Более тонкие движения формируются только к трём годам. Вот почему маленький ребёнок не может удерживать ложку тремя пальцами, застёгивать и расстёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки! Развитие действий руки следует осуществлять и в повседневной жизни в процессе овладения элементарными навыками самообслуживания (умывание, одевание, приём пищи), и в ходе особо организованных занятий с дидактическими игрушками – кольцами, пирамидками, матрёшками. Полезны любые пальчиковые игры и пальчиковые театры [44, с. 15].

Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, ежедневный уход за собой становится потребностью и привычкой. Гигиеническая культура осваивается через приобретение детьми не только навыков умывания и одевания, но и через приобщение к культуре еды, бережному отношению к личным вещам, предметам и игрушкам, поддержанию порядка в окружающей обстановке.

Как привить малышу культурно-гигиенические навыки? Это следует делать постепенно: по мере овладения простыми действиями вводить новые, более сложные. При обучении необходимо использовать показ. Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, присказки делают процесс формирования моторных навыков проще. Ими можно сопровождать любые действия малыша. Например, при умывании мы использовали дидактическое упражнение «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки». Можно поиграть с ребёнком: «Чьи эти лапки, лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи эти ручки? Да моей Аннушки!» Очень полезны рассматривание и беседа по картинкам «Дети моют руки», «Мама моет дочку», чтение потешек «Водичка-водичка, умой моё личико» и др. [23, с. 16-17].

Как показывает практика, чем меньше ребёнок, тем больше игровых элементов следует включать в обучение, показы и общение с ним. Поэтому при мытье рук, например, мы разрешали малышу немного поиграть с водой: поймать её рукой, пошлёпать себя по мокрым щёчкам. Однако, немного пошалив, сложим ладошки ребёнка «лодочкой» и окатим водой то одну, то другую руку, побуждая его делать обхватывающие движения ладошками. А это уже самый настоящий «разученный» приём мытья рук, который останется на всю жизнь.

Опишем педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков детей второй младшей группы в их ежедневной деятельности.

Приём пищи – это сложный процесс, в котором должно быть сформировано чёткое взаимодействие рук, глаз и рта. Сначала следует помочь ребёнку выделить общую функцию предмета (ложки), который определяет смысл совершаемого действия, и лишь затем на этой основе учить его овладевать технической стороной действия. Это значит, что взрослый должен помочь ребёнку. Предлагаем использовать для этого следующие методы.

Показ. Ребёнок должен видеть взрослого за приёмом пищи – именно поэтому так важно, чтобы воспитатель в детском саду и родители дома ели с детьми одновременно.

Метод «пассивных движений». Взрослый кормит ребёнка, фиксируя его руку в своей руке; не позволяя переворачивать ложку, учит доносить её до рта. Однако ребёнок младшего дошкольного возраста быстро устаёт сидеть за столом, часто отвлекается, поэтому можно докармливать его, взяв другую ложку.

В режимные моменты необходимо совершенствовать навыки культуры еды: умение есть самостоятельно; проглатывать пищу, не оставляя её за щекой, доедать до конца; формировать навыки аккуратности – учить пользоваться салфеткой и т.п. Многие малыши к двум годам умеют есть самостоятельно, хотя делают это ещё медленно и недостаточно аккуратно. Повседневные упражнения, поощрения самостоятельности дают хорошие результаты: к трём годам дети едят уже быстрее, увереннее, опрятнее, однако многие ещё держат ручку ложки в кулачке (так им легче). В группе дошкольного учреждения всегда есть дети менее самостоятельные, чем их сверстники, – чаще всего это те, кто позднее пришёл в детский сад или много болел. Таким малышам надо помогать, докармливать их. С трудом овладевают необходимыми навыками дети, которых дома длительное время держали на жидкой пище. Эти дети не умеют хорошо прожёвывать еду и часто отказываются от непривычных блюд. Новые требования следует предъявлять к ним постепенно, чтобы не вызывать отрицательных эмоций. Здесь особое внимание надо уделить консультациям и беседам с родителями – многие из них думают, что ребёнок в этом возрасте не может есть самостоятельно [44, с. 16].

Начинать прививать культурно-гигиенические навыки следует со знакомства с предметами личной гигиены, такими как полотенце для рук и лица.

Основные задачи при работе с детьми младшего дошкольного возраста во время одевания – это закрепление умения правильно одеваться с небольшой помощью взрослых, приучение к соблюдению правил поведения в раздевалке, размещению вещей в шкафчике.

Дети второй младшей группы уже могут овладеть элементарными навыками умывания: не мочить одежду во время мытья рук и лица, намыливать руки и мыть их прямыми движениями, вытирать руки своим полотенцем и вешать его на место, расчёсывать короткие волосы.

Перед сном и воспитатели, и родители должны побуждать ребёнка вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты или колготки класть на сиденье. Следует научить малыша вежливо выражать просьбу о помощи, если ему трудно справиться с разными видами застёжек.

На четвертом году жизни закладывается фундамент гигиенической культуры и здорового образа жизни. Выделим две задачи по обучению культурно-гигиеническим навыкам:

1. Воспитание культурно-гигиенических навыков: следует обучить детей самостоятельно (с помощью взрослого) мыть руки перед едой и по мере загрязнения, вытирать насухо лицо и руки полотенцем, вытирать нос, пользоваться индивидуальными предметами (полотенцем, носовым платком, горшком), вытирать ноги у входа, опрятно есть, тщательно пережёвывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой.

2. Воспитание навыков культуры поведения: учить детей здороваться и прощаться со взрослыми, сверстниками; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность («спасибо», «пожалуйста»); не выходить из-за стола, не окончив есть, благодарить после еды.

Учитывая эти задачи, дидактические принципы, а также возрастные особенности детей, мы начали прививать им культурно-гигиенические навыки и основы культуры поведения с раннего возраста.

На первом этапе детей приучали к гигиеническому индивидуализму: у каждого должны быть свои расчёска, горшок, полотенце, носовой платок. Объясняли детям, что это нужно, чтобы ненароком не причинить беды ни себе, ни другим. Недаром перечисленные выше предметы называют предметами личной гигиены. Всё, что требуется для обслуживания своего организма и ухода за телом, должно быть личным.

Предметы личного пользования (полотенце, горшок, раздевальный ящик, кроватка) маркируются для каждого ребёнка одной и той же меткой. Для этого мы используем яркие картинки (флажок, ёлочка, морковка, грибок и т.п.), объясняем их значение. С умывальной комнатой знакомим ребёнка в присутствии его мамы: показываем полотенце, вешалку для него, мыльницу, место для мыла и т.д. Предлагаем маме вместе с ребёнком помыть и вытереть руки. Родителям даём «домашнее задание» – точно так же оборудовать место для умывания и дома.

Для обучения культурно-гигиеническим навыкам и формирования умений самообслуживания мы использовали дидактические игры, которые являются для малышей наиболее подходящей формой обучения. В процессе их дети учатся решать познавательные задачи – вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. Любая игра должна обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать его умственные способности (умения сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения). Включая дидактические игры в педагогический процесс, мы отбирали те из них, которые доступны для малышей.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные [19].

В играх с куклами у дошкольников формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к игрушке, которое переносится затем на сверстников. Чтобы научить малыша мыть руки, мы предварительно рассматриваем с ним сюжетные картинки: умывающаяся девочка (мальчик); предметы, необходимые для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой).

Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков. Она вырабатывает усидчивость, даёт простор для проявления самостоятельности. Внимание ребёнка во время дидактической игры обращено на выполнение игровых действий (что в раннем возрасте выступает на первый план), а обучающая задача им не осознаётся. Это делает игру особой формой обучения – играя, дети усваивают необходимые знания, умения и навыки. Игра хороша ещё и тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает у него чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается.

Подведем некоторые итоги.

1. В приобщении ребёнка к здоровому образу жизни особо важно помочь ему овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.

2. Качество и результативность проводимой работы зависят от многих педагогических условий:

1) в целях усвоения ребенком культурно-гигиенических навыков важно учитывать его сенсорные и моторные особенности развития;

2) в ходе привития навыков важно формировать координацию руки и глаза, орудийные действия (пользование ложкой, вилкой, расческой и др.), а также учить его оценивать пространственное расположение предметов по отношению к своему телу, это следует делать постепенно: по мере овладения простыми действиями вводить новые, более сложные;

3) использование взрослым в процессе игр и занятий по привитию социально-значимых культурно-гигиенических навыков малых фольклорных форм делает процесс формирования моторных навыков проще, вводит ребенка в воображаемую игровую ситуацию и закрепляет их.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области