Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка- детский сад № 57 «Алёнушка»
города Рубцовска Алтайского края
Конспект семинара-практикума для родителей
Автор: Трифанова Наталья Алексеевна, воспитатель высшей квалификационной категории.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Тема семинара-практикума:«Скоро в школу».
г. Рубцовск, 2020
Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
Задачи:
1. Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
2.Информировать родителей о показателях готовности ребенка к школе, о грамотном распределении учебного времени школьника.
3. Практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.
Предварительная работа.
Контингент участников: родители будущих первоклассников, воспитатели, будущий учитель.
Место проведения: музыкальный зал.
Форма проведения: семинар- практикум.
Оборудование и материалы: мольберт, магниты, карточки с вопросами, полоски бумаги, ручки, фломастеры, стол, стулья, памятки «Условия успешного обучения в школе»
Ход семинара-практикума:
Воспитатель:
- Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше родительское собрание. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора. Но вначале поприветствуем друг друга.
Приветствие родителей «Перекличка».
Уважаемые родители! Скажите своему соседу:«Здравствуйте! Я рад(а) Вас видеть!», и обязательно добавьте что-нибудь приятное для человека, при этом не повторяясь!
Воспитатель:
-Совсем скоро, как я уже говорила, наши дети пойдут в школу. Как узнать, готов ваш ребенок к школе или нет? Я хочу познакомить вас с показателями готовности ребенка к школе.
Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребёнка в детском саду и в семье. Первым условием успешного обучения является стойкое желание учиться. Чтобы ребёнок хорошо адаптировался к школе, успешно учился, он должен иметь определённый уровень зрелости познавательных функций. Они обеспечивают готовность и способность ребёнка заниматься учебной деятельностью под руководством педагога. Один из главных показателей такой готовности – умение управлять собой, т.е. волевая готовность к школе ( умение поставить цель , принять решение, наметить план действий, выполнить его, оценить результат действий).
Важным показателем является интеллектуальная готовность к школе( достаточный уровень развития памяти, внимания, мышления, восприятия, речи).
Социальная готовность предполагает сформированность у ребёнка качеств, которые помогут ему установить взаимоотношения с новым коллективом взрослых и сверстников. В детском саду дети учатся дружить, общаться, мириться. Очень важно, какое внимание этому вопросу уделяют родители. В каких условиях семейного общения живёт ребёнок, какое место в семье занимает, приветствуют ли родители общение со сверстниками во дворе. Как оценивают его поведение.
-Давайте с вами, уважаемые родители, попробуем обсудить некоторые вопросы, связанные со школой. Вопросов будет семь.
У Вас у каждого лежат небольшие полоски. Количество полосок соответствует количеству вопросов. Я читаю первый вопрос, а Вы ставите цифру 1 и записываете свой ответ на вопрос. Аналогично записываете ответы на все остальные вопросы.
Вопросы для обсуждения:
Воспитатель:
-А сейчас я попрошу Вас всех выйти на середину зала, встать в одну шеренгу и рассчитаться на первый-третий. (Получилось 8 мини-групп).
-Теперь каждая группа берет одну карточку, на которой записан вопрос и собирает все ответы родителей под этим номером.
-Теперь нужно Вам систематизировать ответы и записать полученную информацию на отдельный лист. (Микро-группы родителей приступают к обсуждению полученных результатов. Готовят «некоторое резюме», из полученных ответов.)
Воспитатель:
- А теперь попрошу одного представителя каждой микро-группы озвучить полученную информацию по рассматриваемому вопросу для всех родителей.
-А сейчас, давайте, подведем итог нашего обсуждения.
Варианты ответов:
Ни в коем случае не наказывать. Ведь когда у нас неприятности, мы рассчитываем на сочувствие, понимание, совет, для этого и рассказываем об этом нашим близким. А если в ответ услышим «Сам виноват» - и желание делиться своими трудностями пропадает, и настроение не улучшается. Ребенку необходимо ощущение успеха. Не очень важно, в какой именно области этот успех будет достигнут. Ребенок должен чувствовать «родители в него верят, значит так и будет». Позицию родителей, предохраняющую от появления «хронической» неуспеваемости, можно сформулировать примерно так: «Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра. Ведь с другими трудностями ты же хорошо справляешься!» И еще: с самого начало в детей надо вселять веру и оптимизм, как говорится, «зажав в кулак свое родительское тщеславие».
Обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «не торопись», «будь осторожен», «внимателен при переходе дороги». Это надо повторять столько раз, сколько ребенок выходит из дому.
Неправильно говорить «что сегодня получил?» вместо «что сегодня было интересного в школе?», так как ориентация на оценку приводит к тому, что родители с порога начинают ругать ребенка, не разобравшись в причинах.
Ребенок должен гулять именно днем, а не вечером – до 4 часов в день (сюда входит время, затрачиваемое ребенком на дорогу в школу и обратно).
Детям младшего школьного возраста рекомендуется смотреть телепередачи не чаще 2-3 раз в неделю, не дольше 60 минут. Комната при этом должна быть освещена общим неярким светом. Экран телевизора находится на расстоянии 2-3 метров от зрителей и на уровне их глаз. Ребенку необходимо объяснить, почему необходимо соблюдать эти гигиенические меры.
1. Это зависит от посадки, напоминайте, чтобы локти не висели; чтобы альбом, тетрадь, он держал наклонно, неподвижно.
2. Рисуйте елочки, флажки, окно по клеткам тетрадного листа.
3. При раскрашивании и штриховке предметов обращайте внимание, чтобы за линией рисунка не было штрихов. Линии были ровные, на одинаковом расстоянии.
7. Нужно ли сидеть с ребенком за уроками?
Нет. Привычка к родительской опеке, даже в виде родительского присутствия, может укорениться и принести вредные плоды. Но что делать, если малыш не умеет собраться и сосредоточиться, если смотрит в окно, вместо того, чтобы писать палочки. В течение первого года надо научить малыша выполнять задание быстро, четко, не отвлекаясь. Иначе он может навсегда возненавидеть само понятие «урок».
8.Как научить ребёнка, чтобы он успевал и легко справился со школьной нагрузкой?
1.Составьте вместе распорядок дня. Распишите по часам весь день. Сколько чадо должно потратить на уроки, отдых, и пр. Повесьте распорядок над столом, чтобы он постоянно был перед глазами ребёнка.
2. Научите ребёнка правильно распоряжаться своим временем. Следите, чтобы во время уроков ребенок не отвлекался. Уберите игрушки, чтобы у него не было соблазна поиграть. Засеките время, которое он должен потратить на уроки. Чадо не уложилось в отведённое время? Обсудите с ним, почему и на что у него ушли отведённые минуты.
3.Чтобы ребёнок не переутомился, следите за его самочувствием и обеспечьте полноценным питанием.
4.Устройте прогулку с ребёнком перед сном. Следите, чтобы чадо высыпалось – ребенок должен спать не менее 10 часов в сутки.
Воспитатель:
-В конце нашего родительского семинара-практикума я хочу Вам раздать небольшие памятки «Условия успешного обучения в школе».
Памятка «Условия успешного обучения в школе»
Обсуждение памятки. С чем согласны, с чем не согласны родители. Дополнения…
-Давайте, уважаемые родители подведем итог нашего родительского собрания!
Построим «Пирамиду знаний», приобретенных или расширенных на собрании. (Родители по очереди высказываются.)
Проект решения родительского собрания.
-Благодарю Вас за активное участие в семинаре-практикуме!
Список литературы: