«Дидактическая игра»
Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний полученных на занятиях, а также в личном опыте детей. Дидактические игры делают процесс обучения более легким, занимательным, а любая умственная задача, которая стоит перед ребенком, решается в доступной, привлекательной форме. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития ребенка. Чем больше сохранятся признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость. В дидактических играх дети получают
1)знания о предметах, их значениях и их качествах.
2)знания о пространственных ориентирах.
3) знания о природных представлениях и явлениях; временах года.
4)знания о разных видах труда и его роли в жизни людей.
В дидактической игре у детей развиваются все психические процессы: речь, мышление, внимание, память, воображение. Все игры имеют свой игровой замысел, который вызывает интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Не редко игровой замысел выражен в названии игры: «Чудесный мешочек», «Соберем бусы» и т.д. Каждая дидактическая игра имеет свои правила, они определяют характер и способ действий, организуют и направляют поведение ,взаимоотношения детей в игре. Усвоение детьми правил игры воспитывают такие качества, как самостоятельность, возможность самоконтроля и взаимоконтроля в игре. Игровые действия - это те действия , которые производят дети в игре. Они очень разнообразны: у детей раннего возраста – это перестановки, перекладывания, собирания предметов, их сравнение в величине, цвете, раскладывании картинок , в подражательных действиях детей и т. д. Игровые действия детей дошкольного возраста сложнее: они становятся более взаимосвязанными друг с другом, последовательны и очередными.
В дидактической игре всегда достигается какая то цель – результат! Результат выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет детям игра. Содержание игры, игровой замысел, игровое действие, правила взаимосвязаны между собой. Отсутствие хотя бы одного компонента делает игру невозможной. В дидактической игре применяются знания, полученные на занятии, обобщаются сведения, полученные по средствам личного опыта, активизируются познавательные процессы и повышается уровень умственного развития отстающих детей. Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение. Обучение должно быть, таким что бы вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости , страха и нежелание учиться.
Литература:
1.Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». 1991г.
2.Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре». 1982г.
3.Максаков А.И. «Учимся играя». 1981г.
4.Козлова С.А. «Дошкольная педагогика». 2000г