Министерство образования и науки Калужской области
ГБПОУ КО "Калужский коммунально-строительный техникум"
им. И.К.Ципулина
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ИГРЫ, ПОСВЯЩЕННОЙ ДНЮ РОДНОГО ЯЗЫКА
"РОДНОЙ ЯЗЫК - ДУША НАРОДА"
для студентов 1 курса
Разработала: Осипенко А.И., преподаватель русского языка и литературы
Калуга, 2021
Содержание
1 | Аннотация | 3 |
2 | Пояснительная записка | 4 |
3 | Цели,задачи | 5 |
4 | Ход игры | 6 |
5 | Заключение | 9 |
6 | Список литературы | 11 |
7 | Приложения 1 | 12 |
Аннотация
21 февраля во всем мире отмечается Международный день родного языка. Этот день отмечается ежегодно, начиная с 2000 года по инициативе ЮНЕСКО с целью защиты языкового и культурного многообразия.
История праздника началась еще 21 февраля 1952 году в Пакистане. Местные власти жестоко подавили митингующих (в основном это были студенты), которые выражали протест против правительственного запрета на использование в стране своего родного языка - бенгальского.
После провозглашения независимости в 1971 году этот день отмечается в стране как день мучеников и чтят память погибших за родной язык. Именно по предложению этой страны ЮНЕСКО провозгласило 21 февраля Международным днем родного языка.
По данным ЮНЕСКО, в мире существуют около 6000 языков. Почти половина из них находятся под угрозой исчезновения.
По мнению специалистов, это происходит в том случае, когда его перестают по той или иной причине употреблять и изучать более 30% носителей языка. Только в Европе опасность грозит 30 языкам, а 13 из них находятся на грани исчезновения.
Чтобы сберечь родной язык, мы должны бороться за чистоту своего языка, знать и любить родной язык.
Пояснительная записка
В данной методической рекомендации описана методика организации и проведения тематической игры, посвященной «Международному деню родного языка», раскрывается тематика и содержание игры. Используя социокультурные возможности региона, дополнительные информационные ресурсы, преподаватель может сконструировать и провести игру интересно и увлекательно. Подготовка к игре и сама игра могут стать отправной точкой в выстраивании учебно-исследовательской деятельности обучающихся, системы внеклассных уроков, занятий и мероприятий, посвященных основным темам, традиционно освещаемым в связи с празднованием Международного дня родных языков; чтению стихотворений о родных языках, знакомству с культурными артефактами, тематически связанными с историей родного языка.
Преподаватель может использовать данную методическую разработку по своему усмотрению на различных этапах урока с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей студентов (как в школе, так и в СПО).
Методическая разработка мероприятия адресована учителям-словесникам, но может быть использована классными руководителями, библиотекарями при проведении внеурочных мероприятий, посвященных Международному дню родного языка.
Цель: Познакомить ребят с таким праздником, как День родного языка и привить интерес к изучению родного языка
Задачи:
Условия игры
Критерии оценивания
Основные критерии:
Ход игры
Ведущий 1. Приветствие.... Познакомить с малоизвестным праздником - Международным днем родного языка. Рассказать о том, что к родному языку надо относиться бережно, быть толерантным к окружающим нас людям и с пониманием относиться ко всем национальностям, которые нас окружают.
Ведущий 2. 21 февраля во всем мире отмечается Международный день родного языка.
Этот день отмечается ежегодно, начиная с 2000 года по инициативе ЮНЕСКО с целью защиты языкового и культурного многообразия.
История праздника началась еще 21 февраля 1952 году в Пакистане. Местные власти жестоко подавили митингующих (в основном это были студенты), которые выражали протест против правительственного запрета на использование в стране своего родного языка - бенгальского.
После провозглашения независимости в 1971 году этот день отмечается в стране как день мучеников и чтят память погибших за родной язык. Именно по предложению этой страны ЮНЕСКО провозгласило 21 февраля Международным днем родного языка.
По данным ЮНЕСКО, в мире существуют около 6000 языков. Почти половина из них находятся под угрозой исчезновения.
По мнению специалистов, это происходит в том случае, когда его перестают по той или иной причине употреблять и изучать более 30% носителей языка. Только в Европе опасность грозит 30 языкам, а 13 из них находятся на грани исчезновения.
Чтобы сберечь родной язык, мы должны бороться за чистоту своего языка, знать и любить родной язык.
Ведущий 1. Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего наследия. Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999г., отмечается с 2000г. ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному развитию и многоязычию.
Родные языки уникальны в том отношении, какой отпечаток они накладывают на каждого человека с момента рождения, наделяя его особым видением вещей, которые никогда на самом деле не исчезнут, несмотря на то, что в последствии человек овладевает многими языками. Изучение иностранного языка - это способ познакомиться с другим видением мира, с другими подходами.
Ведущий 2. В русском языке отразилась богатая история русского народа: в нем оставили свой след и УНТ, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.
Давным - давно, когда люди еще не умали писать и читать, но могли говорить, они придумали за много сотен лет мудрые выражения - пословицы. Наш родной язык богат пословицами . Пословица - это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость.
Ведущий 1. Пословицы не даром молвятся, без них прожить нельзя. Они великие помощницы и в жизни новые друзья. Порой они нас наставляют, советы мудрые дают и от беды нас берегут. Существует довольно много пословиц о родном языке, вот например - думай дважды, говори раз; глупые речи, что пыль на ветру; правдивое слово - как лекарство: горько, зато излечивает. Как - то Максим Горький сказал: " Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык".
Ведущий 2. Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это культура, его язык", - говорил Алексей Николаевич Толстой.
А Иван Сергеевич Тургенев говорил: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!"
Ведущий 1. Вот сейчас мы и посмотрим на сколько хорошо вы знаете свой родной язык... Начнем с Разминки...
Ведущий 2. Раунд 2 первый вопрос - 1). 8 июля 1999 года в британских магазинах появилась книга "Гарри Поттер и узник Азкабана". Однако продажа началась не с утра, а только в 15:45. А почему не с утра, а в 15:45? Ответ: Чтобы школьники не прогуливали занятия, отправившись в магазины.
Ведущий 1. 2). Писатель-фантаст Борис Штерн говорил, что самой-самой первой прочитанной им книгой был фантастический детектив с тремя неудавшимися покушениями на убийство и одним удавшимся. Как называлась эта книга?
Ответ: «Колобок»
Ведущий 2. 3). В сказке Р. Киплинга «Кошка, которая гуляет сама по себе» женщина и кошка заключили договор: «если женщина похвалит кошку трижды, то кошка будет получать молоко три раза в день». Сначала кошка поиграла с ребёнком, потом успокоила его, когда ребёнок плакал. А за что женщина похвалила кошку в третий раз? (Большинство женщин и сейчас похвалили бы кошку за то, что она сделала)Ответ: Кошка поймала мышь, которая напугала женщину.
Ведущий 1.4). Самая издаваемая книга в мире? Ответ: Библия
Ведущий 2. 5). Какая разница в лексическом значении между словами ИНДУС и ИНДЕЕЦ? Ответ: Индиец - национальность, индус - вероисповедание.
Ведущий 1. 6). Какая связь между каникулами и звездами?
Ответ:Латинское название самой яркой звезды в Созвездии Большого Пса Сириус – Каникула, то есть собачка. Когда солнце проходило через это созвездие, наступали самые жаркие летние дни. И римский сенат объявлял дни отдыха – они назывались «собачьи дни»-«дей каникуляре». Учеников выпускали на волю, и это было самым любимым и самым свободным временем для молодых людей.
Ведущий 2. Перед вами шарады. Шарада – это загадка, в которой задуманное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Шарады нам нужны не только для развлечения, но и для учебы. Вам предлагается разгадать несколько шарад... ( Ответы на шарады - Марка, шмель, насос, сирена, апорт, утес, ода)
Ведущий 1. Передайте бланки с ответами нашим "ласточкам" и давайте немножечко отдохнем...Вам предлагается бонусный раунд. Что это такое? Это возможность поучить один дополнительный балл. Бонусный раунд называется "Отгадай кто?" На экране будут появляться портреты известных людей, а вы должны назвать кто перед вами.
Ведущий 2. Переходим к Раунд 3
1). Палиндромы, слова-перевертыши
АЛЛА Женское имя, так зовут примадонну российской эстрады
ДОВОД Аргумент.
ДОХОД Прибыль.
ЗАКАЗ Поручение на изготовление чего-н
МАДАМ Обращение к женщине во Франции
ШАБАШ Гулянка нечисти.
ШАЛАШ Палатка из веток.
Ведущий 1. 2). Анаграммы Слова для конкурса «Составь анаграмму»:
ракета (карета), мать (тьма), арфа (фара), лето (тело), кайма (майка), баня (баян), куст (стук),
масло (смола), адрес (среда), фарш (шарф), липа (пила), сосна (насос), верность (ревность).
Клоун - колун,кулон,лукно,уклон
Рост - сорт, торс, трос
Строительство - Триест, Треть, Трест, Трель, Тостер, Тост, Торт, Торс
Ведущий 2. Давайте немножечко передохнем... Рекламная пауза, которую нам заполнит Ярослав группа С12...
Ведущий 1. Сектор "Черный ящик". Скажите, вы любите смотреть интеллектуальные передачи, игры? А кто-нибудь смотрел игру "Что? Где?Когда?" Там есть раунд , который называется "Черный ящик"....
Ведущий 2. А мы продолжаем и переходим кРаунд 4 (слайд 15)
Слова состоящие из предлогов - назад, закат, кавказ, природа, потоп, поток, потолок, затылок, сок, занос, подкоп, радиус, сосна
Загадки:
1. Его вешают, приходя в уныние, его задирают зазнайки, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)
Ведущий 1.2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые любопытные люди. (Уши)
3. Он в голове у несерьезного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги; он свистит в карманах, если нет денег. (Ветер)
Ведущий 2. 4. Ее место жительства — плечи; ею можно биться о стену; об нее часто бьют обухом; иногда она даже варит, а иногда отказывается это делать; в нее постоянно что-то вбивают, но и дурь выбивают тоже из нее; из нее постоянно что-то вылетает у рассеянного человека. (Голова)
5. Им часто воют от безысходности; он может быть морским и тамбовским; его любимая одежда — овечья шкура. (Волк)
Ведущий 1. 6. Ею не разлить лучших друзей; в нее можно глядеть, что- то предугадывая; на нее можно выводить лжецов; в нее можно кануть и спрятать концы; ее часто мутят по пустякам и носят в решете; на нее порой сажают и даже толкут в ступе. (Вода)
7. Его можно тянуть, но все же оно не ждет никого и никогда, даже если оно детское. (Время)
8. В нее можно войти, а можно попасть, что менее приятно; она бывает вечной и постоянно о чем-то умалчивает; а еще она везде появляется со своей подругой географией. (История)
Ведущий 2. 9. Он бегает от ладана; не хочет никому быть братом; постоянно дергает кого-то и, наверное, поэтому у него всегда сломана нога; вечно кого-то приносит и старается всех попутать; нас нередко к нему посылают на куличики, потому что он лысый; до него и его дюжины сородичей можно допиться; но с ним надо держать ухо востро, ведь ему одному все известно, и чем он только не шутит! (Черт)
10. На нее можно кому-нибудь повеситься при встрече; на нее надевают хомут и гонят в нее; ее можно намять, свернуть, свихнуть, сломать, намылить; на нее часто садятся и едут, что приносит мало удовольствия ее обладателю. (Шея)
Ведущий 1. И последний сюрприз на сегодня , последний бонусный раунд - видео...
Ведущий 2. Пока жюри подсчитывает баллы и подводит итоги, музыкальная пауза....
Ведущий 1. Подведение итогов, награждение победителей.
\
Заключение
В ходе данного мероприятия студенты проявляют активность, тем самым развивая коммуникативные навыки. Такие внеаудиторные мероприятия повышают интерес к изучаемому предмету, а также мотивируют узнавать новое.
В конце конкурса члены жюри высказывают свое мнение и впечатление о работе студентов, комментируют в целом и выделяют особо отличившихся. Как правило, это подбадривает обучающихся и стимулирует на новые достижения.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе с использованием современных информационных технологий «Словарный запас» может быть использован преподавателями русского языка и литературы, как вспомогательный элемент в методической системе обучения русскому языку.
Методическая разработка содержит текстовую часть и приложение, сопровождается показом презентации. Тема методической разработки актуальна, т.к. проведение внеклассных мероприятий, воспитывающих чувство патриотизма, любви к родному слову с использованием ИКТ является требованием государственных образовательных стандартов.
Таким образом, с помощью данного мероприятия в игровой форме можно закрепить материал по некоторым разделам русского языка. А подобранные задания, стимулируют интерес к изучению предмета.
Список литературы
1. ПлунгянВ.А. Почему языки такиеразные.–М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.
2. Романова А. Загадки русского языка. –СПб.: ООО «Торгово-издательский дом «Мафора», 2015.
3. Шерстинова Т. Ю. Лингвистические мультимедийные архивы и национальный Фонд звучащей речи «Голоса народов России»-[Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.peliken.iphil.ru/Doklad-Sherstinova.pdf (дата обращения -15.01.2018).
4. Энциклопедия для детей. Т
5. Языкознание. Русский язык / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. –М.: Аванта +, 2000. Интернет-ресурсы и электронные образовательные ресурсы
1.http://www.un.org/ru/events/motherlanguageday/background.shtml–Международный день родного языка на сайте ООН.
2.http://www.unesco.org/new/ru/unesco/events/prizes-and celebrations/celebrations/international-days/international-mother-language-day-2017/–материалы ЮНЕСКО.
3.http://god2018.su/den-rodnogo-yazyka-2018/сайт «Год 2018»http://www.speech.nw.ru–мультимедийные лингвистические продукты для малых народов России.
4.http://www.speech.nw.ru/NenNgan/index-rus.html –Сопоставительный ненецко-нганасанский мультимедийный словарь.
5.http://ysia.ru/spravka/?p=2135–Энциклопедия ЯСИА. Якутия от А до Я.
Приложение 1
А-11 | В-11 | Г-11 | ЛС-11 | С-11 | С-12 | СТ-11 | |
Разминка | |||||||
Раунд 2 | |||||||
Раунд 3 | |||||||
Раунд 4 | |||||||
Бонусные баллы (1 балл за каждый правильный ответ) | |||||||
Итого |
Разминка - 1 балл
Раунд 2 - максимум - 3 балла
Раунд 3 - максимум - 3 балла
Раунд 4 - максимум - 3 балла