Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Консультации для воспитателей

Цель раскрыть воспитателям значимость развития общих речевых навыков у детей дошкольного возраста. Задачи 1. Познакомить педагогов с понятием «речевые навыки», закономерностями развития речи в норме. 2. Раскрыть причины речевых нарушений у детей. 3. Систематизировать теоретические и практические знания воспитателей по развитию общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №10» г. ОРЛА

Цикл консультаций

для школы молодого педагога по теме:

«Формирование речевых навыков у детей».

Подготовили:

учителя-логопеды

Авдеева Е.В.

Огнева У.Б.

Орел-2021

Цикл консультаций для школы молодого педагога по теме: «Формирование речевых навыков у детей».

Цель: раскрыть воспитателям значимость развития общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Дошкольное детство - это время формирования будущей личности ребёнка, его индивидуальности. Познавая окружающий мир, ребёнок делится впечатлениями, своими чувствами с близкими ему людьми. Происходит обмен информацией посредством речи. От качества речи зависит все: общение, обучение, познание окружающего мира и себя в нем, овладение знаниями, умениями и навыками для реализации своих потенциальных возможностей и формирования себя как личности для активной жизни в обществе.

Последнее время увеличивается количество детей с несформированностью речевых навыков.

Каковы  же причины проявления речевых нарушений?

В последние годы резко увеличилось количество детей с различными поражениями центральной нервной системы. Причин данного явления множество. Вот основные из них: ухудшение здоровья населения, несовершенство родовспоможения в нашей стране, осложнения во время беременности и родов, инфекционные заболевания в период беременности, интоксикации, родовые травмы, тяжелые заболевания инфекционные заболевания детей в раннем возрасте и т.д.

Возросло количество соматически ослабленных детей, подверженных частым заболеваниям. У данной группы детей отмечается функциональная незрелость зон коры головного мозга. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. В результате у них происходит задержка развития всех компонентов речи.

И ещё одна причина роста количества детей с речевыми нарушениями связана с некомпетентностью и пассивностью педагогов и практически всех родителей в вопросах речевого развития ребёнка. Пассивность родителей связана с их неосведомлённостью и методической невооружённостью в вопросах развития речи ребёнка. В целом родители не понимают, не знают, недооценивают важность и значимость развития всех сторон устной речи ребёнка, на базе которой формируется словесно – логическое мышление, выстраивается письменная речь.

Каковы же нормы речевого развития?

       Чтобы вовремя заметить, есть ли у ребёнка проблемы с речью, необходимо знать нормы речевого развития.

Ребенок рождается со сложной системой механизма речи, который начинает работать только под влиянием языка общения окружающих взрослых.

Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом в развитии речи.  В этот период происходит развитие таких предречевых голосовых реакций, как гуление и лепет. У большинства детей гуление появляется и развивается в возрасте от 2-х до 4 месяцев, лепет возникает от 6 до 8 месяцев. Бедный звуковой состав гуления и лепета, их ненаправленный характер и другие признаки могут стать для родителей первым сигналом необходимости обращения к логопеду. Квалифицированный специалист уже на столь раннем этапе сможет дать родителям рекомендации по стимуляции речевого развития. Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развивается понимание речи. К 14 месяцам малыш, используя указательный жест, показывает на членов семьи, свои части тела, некоторых животных и пр. Первые слова у всех детей появляются в разные сроки, но, как правило, их появление примерно совпадает по срокам с появлением навыка самостоятельной ходьбы. Если к 1,5 годам ребенок не использует указательный жест, не произносит хотя бы 3-5 слов, обращенных ко взрослому, не реагирует на собственное имя или просьбу подать вам какой-либо знакомый предмет, то именно в это время стоит обратиться к специалистам (невролог, лор, логопед) для выяснения причин задержки речевого развития и определения дальнейшей стратегии действии.

К 2 годам словарный запас ребенка достигает 150 слов. Он уже может показывать части тела, знает название игрушек, близких ему людей, бытовые предметы. Повышается речевая активность, подражает окружающим. В этот период начинает говорить предложениями, состоящими из 2 слов, например, «Мама, дай!» и т.д. Начинает активно использовать мимику, к жесты, интонации.  Речевой запас малыша от 2 лет до 3 лет составляет от 250 слов и более. Он уже может говорить предложениями, состоящими из 3 слов, использует в речи множественное число, может назвать свое имя, возраст, пол. Легко подбирает слова для высказывания. К пяти годам активный словарь увеличивается до 2500-3000 слов. Фраза удлиняется и усложняется. При нормальном развитии речи к 5-6 годам исчезают физиологические особенности звукопроизношения детей. К 7 годам ребенок хорошо произносит звуки родного языка, имеет достаточный активный словарь и практически овладевает грамматически правильной речью.

Что же такое «речевой навык»?

Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление – произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее – выбор падежа, рода, числа).

А. А. Леонтьев считает, что навыки – это «складывание речевых механизмов», а умение – это использование данных механизмов для различных целей. Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носят творческий, продуктивный характер. Следовательно, развивать языковую способность ребенка – значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и формировать навыки.

Различают четыре вида речевых умений: 1) умение говорить, т.е. излагать свои мысли в устной форме, 2) умение понимать речь в ее звуковом оформлении, 3) умение излагать свои мысли в письменной речи, 4) умение читать, т.е. понимать речь в ее графическом изображении.

Что же относится к речевым навыкам?

К ним относятся:  словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение (дыхание, голос, темп, интонационная выразительность, дикция, слуховое восприятие).  Все эти структурные части языка теснейшим образом связаны друг с другом.  

Кто должен развивать речевые навыки у детей?

Если работой по формированию у детей правильного звукопроизношения занимаются специалисты – логопеды, то развивать общие речевые навыки должны воспитатели и, конечно же, родители. Профилактику отставания в речевом развитии нужно начинать как можно раньше. Предупреждение, выявление и преодоление тех или иных проблем в развитии речи ребенка с раннего возраста поможет ему в дальнейшем свободно владеть родной речью, легко адаптироваться в обществе и на всех возрастных этапах успешно решать стоящие перед ним задачи.

Если бы уже с раннего возраста велась профилактическая работа по развитию общих речевых навыков, то, возможно, у детей своевременно появлялись бы все необходимые звуки. А в сложных случаях, когда у ребенка имеет место органическое нарушение и звукопроизношение самостоятельно сформироваться не может, дошкольник пришел бы к логопеду подготовленным, уже владеющим рядом общих речевых умений и навыков. Ведь именно Вы – воспитатели, проводите большую часть времени с детьми и можете вместе с родителями помочь ребенку овладеть речевыми навыками.

Как развивать речевые навыки у дошкольников?

Как мы уже сказали, формированием правильного звукопроизношения занимается логопед, но работу по развитию компонентов звуковой культуры проводят воспитатели. С чего же лучше начинать? Начинать воспитание звуковой культуры надо с дыхания.

ДЫХАНИЕ.  

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Речевое дыхание существенно отличается от неречевого. В отличие от неречевого дыхания, происходящего автоматически, речевое дыхание является произвольным. При неречевом, или иначе физиологическом, дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху (вдох-выдох-пауза).

При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт (вдох-пауза-выдох).

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и ее выразительность.

У детей, страдающих речевыми нарушениями, а также у часто болеющих детей необходимо развивать оба вида дыхания – и физиологическое и речевое, так как у них, как правило, вдох и выдох ослаблены, а следовательно, речь приглушенная, не хватает силы воздушной струи для проговаривания звуков.  Кроме того, им трудно произносить длинные фразы, что может привести к нарушению плавности речи, так как дети вынуждены добирать воздух посередине фразы или, что еще хуже, - говорить на вдохе (это может привести к возникновению запинок или заикания).

Работу по развитию дыхания у детей следует начать с формирования диафрагмального дыхания (диафрагмально-брюшное или диафрагмально-реберное), в отличие от верхнее-грудного, поверхностного, которое чаще всего встречается у детей младшего дошкольного возраста.  Для игр по развитию физиологического дыхания самые удобные позы – лежа на спине или стоя.

Например, после сна можно предложить детям  «поиграть животиками». Дети, лежа в кроватках, кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, - затем выдыхают – животик втягивается.  Делать это надо не более 5 раз подряд, иначе могут возникнуть боли в животе или головокружение. Малышам, чтобы было интереснее, можно положить на животик небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет – игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.

Следующий этап – это обучение детей умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот. Для этого проводим следующие упражнения:

Вдох носом – выдох носом, вдох носом – выдох ртом, вдох ртом – выдох ртом, вдох ртом – выдох носом. На ранних этапах лучше подкреплять наглядностью.

Вначале можно помогать ребенку, зажимать носик, закрывая рот ладошкой – игра «Водолазы».

Готовя детей к выработке собственно речевого дыхания, особенно важно обратить внимание на ротовой выдох. Следует научить детей забирать воздух носом и медленно его выпускать. Для этого можно предложить массу разнообразных игр, в которых надо дуть на различные игрушки: кораблики, бабочки, свечки, султанчики, листочки, ветрячки, снежинки, на одуванчик или просто на ватный шарик. Главная задача этих игр – вырабатывать сильный плавный удлиненный выдох, формировать целенаправленную воздушную струю.

Малышам до трех лет разрешается дуть через губы, сложенные трубочкой, а дети более старшего возраста должны учиться делать полуулыбку и выдувать струю воздуха через маленькое овальное окошечко. Главное требование: игрушка должна  находиться на уровне губ ребенка на расстоянии 10-15 см., а щеки ни в коем случае не должны надуваться. Если же ребенок шумно дует, щеки надуваются, то можно предложить ему придерживать щеки указательными пальцами.

Следует помнить, что дыхательные упражнения могут привести к гипервентиляции и вызвать у детей головокружение вплоть до потери сознания, поэтому выполнять их нужно строго дозировано – не более 3-5 раз.

 Очередной этап – формирование речевого дыхания. Начать надо с пропевания гласных звуков: сначала на одном выдохе поется один звук, затем два. Например, можно предложить звукоподражания: А-У (кричим в лесу), У-А (малыш плачет), И-А (кричит осёл). Далее переходим к пению нескольких гласных звуков один за другим, например: А-О-У, А-У-И-Э и т.п. Для того чтобы заинтересовать детей, можно предложить во время пропевания одного звука или цепочки звуков рисовать в воздухе указательными пальцами дорожки, тянуть воображаемые ниточки, заматывать клубочки, даже делать зарядку: наклоны, повороты туловища, головы, приседания, движения рук через стороны вверх и вниз. Длительность пропевания зависит от возраста детей. Так, 2- летний ребенок может тянуть звук в течение 2 секунд или пропеть подряд два гласных, 3 – летний  - 3 секунды или 3 звука и т.д.

У дошкольников длительность пения на одном выдохе соответствует количеству полных лет.  

Для развития речевого дыхания детей учат проговаривать на одном выдохе простые предложения, такие как: «Это утка», Это собака». Здесь главная задача – отрабатывать мягкую атаку голоса, то есть первый звук «Э» сказать мягко, медленно – экономно расходуя воздух. Затем следует удлинять фразу, постепенно добавляя все новые слова. Каждая фраза произносится на одном выдохе. «Это шарик. Это наш шарик. Это наш большой шарик. Это наш большой синий шарик.

Количество слов во фразе не должно превышать количества лет ребенка.

В заключение разговора о формировании правильного речевого дыхания необходимо отметить, что детям любого возраста для развития дыхания очень полезно как больше петь.

ГОЛОС.

Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру. Их совокупность и определяет голос человека.

Высота голоса – это повышение или понижение тона (переход от высокого голоса к низкому, и наоборот).

Сила голоса -  произнесение звуков с определенной громкостью: громко, нормально, тихо.

Тембр голоса – это его качественная окраска. Голос может быть звонкий, глухой, дрожащий, тусклый, крикливый и т.д.

У детей, имеющих речевые дефекты, и у детей, страдающих частыми заболеваниями верхних дыхательных путей, хроническим насморком, могут наблюдаться нарушения голоса. Нарушения голоса могут возникать и в связи с неправильным его использованием: перенапряжением голосовых связок, вызываемым постоянно громкой речью, особенно в холодное время года на улице, или при желании ребенка говорить не своим голосом (например, за папу или, наоборот, подражая речи маленького ребенка).

Неправильное использование голосовых возможностей часто бывает связано с особенностями личности ребенка. Так, застенчивый ребенок обычно говорит тихо, гипервозбудимые дети, наоборот, говорят на повышенных тонах.  Также следует отметить и негативное влияние неправильного воспитания, когда окружающие сами говорят слишком громко, к чему приучаются и дети, или если в помещении слишком шумно (постоянно включен телевизор или радио).

Задачей педагогов является следующее: во-первых, развивать у детей основные качества голоса – силу  и высоту; во-вторых, приучать их говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией.

Занятия с детьми по развитию голоса хорошо начать с прослушивания записи любой сказки. После этого нужно обсудить с детьми, как говорил автор (выразительно), какой голос был у красной шапочки (нежный, ласковый), у волка (грубый, страшный) и т.д.

Затем можно перейти к играм, направленным на развитие силы голоса: «Скажи громко, скажи тихо, скажи шепотом». Это может быть игра «Эхо», когда дети делятся на две команды и одна кричит громко: «АУ!», а другая отвечает тихо: «ау», или игра «Вьюга», когда дети изображают голосом, как завывает вьюга: «у-у-у…». При этом можно, меняя силу голоса, показать, как вьюга затихает или, наоборот, усиливается. Можно предложить игру «Далеко – близко». В ней ребенок говорит то тихим голосом, то громким, а другие дети отгадывают, где он: далеко или близко. Можно учить детей менять голос при чтении воспитателем специально подобранных стихотворений: Была тишина, тишина, тишина (тихий голос).

Вдруг грохотом грома сменилась она (громкий голос).  И вот уже дождик тихонько – ты слышишь? – закапал, закапал, закапал по крыше (тихий голос).

Другой вид игр направлен на развитие умения говорить голосом разной высоты. Например, игра «Большой и маленький», в которой ребенок голосом изображает, как лает большая собака и как ей отвечает маленький щенок или как стучат большой молоток и маленький молоточек и т.д.

ТЕМП.

Под темпом речи понимается скорость ее протекания во времени. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном. От этого ухудшается внятность, четкость речи, артикуляция звуков: могут даже выпадать отдельные звуки и слоги, особенно часто «глотаются» окончания слов. Поэтому – то так важно вырабатывать у детей умеренный темп речи. Работа эта должна начинаться уже с полутора – двух лет.

В первую очередь взрослым следует обратить внимание на собственную речь, так как она является для малыша образцом, которому он подражает. Речь родителей и педагогов должна быть неторопливой, спокойной.

Существуют специальные игры, в которых ребенок впервые обращает внимание на темп своей речи и учится его регулировать. Для самых маленьких можно предложить игру, в которой дети изображают, как капает дождик. Вслед за воспитателем они стучат по столу или по коленям указательными пальцами, произнося звукоподражания: «кап-кап-кап…», «кап-кап - и кончился» (руки разводятся в стороны).  Сначала  темп нарастает, затем постепенно замедляется.

Игра: большие ноги шли по дороге: ТОП-ТОП-ТОП… (медленном темпе). Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ… (в быстром темпе). Темп речи соответствует скорости шагов на месте.

Подвижная игра «Карусели». Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели (говорим и двигаемся в медленном темпе). А потом, потом, потом (темп постепенно нарастает). Все бегом, бегом, бегом (в быстром темпе). Тише дети, не спешите – (темп постепенно замедляется) Карусель остановите. Раз, два, раз, два – (хлопать в ладоши и медленно говорить) Вот и кончилась игра.

Игра «Лесенка» - первая половина фразы произносится медленно, а вторая половина – быстро: Вверх по ступенькам я иду. Потом обратно вниз бегу.

ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ.

Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий в себя мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударение и тембр речи.

Речь педагога должна быть эмоциональной, служить детям образцом интонационной выразительности, так как воспитывается это качество в основном путем подражания.

Детей нужно учить передавать вопросительную, повествовательную и восклицательную интонации.

    Важен эмоциональный контакт с ребенком и эмоционально выразительный разговор, интонированное чтение сказок, потешек. Почему это важно? Потому что маленький ребенок, в первую очередь воспринимает интонацию, а уж затем смысл слов. Эмоционально окрашенную речь ему легче воспринимать, так проще запоминаются новые слова.

     Можно предложить детям считалки, стихи и диалоги:

- Ты куда идешь, медведь?

- В город, елку приглядеть.

- А на что тебе она?

- Новый год встречать пора.

- Где поставишь ты ее?

- В лес возьму в свое жилье.

- Что ж не вырубил в лесу?

- Жалко! Лучше принесу.               (Г. Виеру)

Нужно учить детей придавать голосу эмоциональную окраску – обида, печаль, удивление, недовольство, радость и т.д. (можно использовать пальчиковые игры)

Эти игры и упражнения можно совместить с мимическими упражнениями.

Самым распространенным способом воспитания интонационной выразительности речи, конечно, является драматизация детьми знакомых сказок, рассказов, выразительное чтение стихов.

 СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ.  

Незаменимым условием, обеспечивающим восприятие фонем родного языка, является фонематический слух. Что же это такое? Фонематический слух – это способность ребенка различать в речи окружающих его людей звуки, выполняющие смыслоразличительную функцию, следовательно основой для его формирования является бессознательный анализ речи окружающих его людей.

Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты, погремушки  (дома – бытовые предметы). Формируется фонематический слух поэтапно. На первом этапе формируется способность различать неречевые звуки. Для этого используют игры с неречевыми звуками: «Угадай, что звенит», «Шумящие мешочки», «Похлопаем» и т.д. Покажите ребёнку различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадать на каком инструменте вы играете. Привлекайте внимание  ребёнка: «Слышишь, как идёт (стучит, шумит, капает) дождь… и т.д.    «Угадай, чей голосок», «Кукушка», «Кто как кричит». Второй этап: различение звуком по тембру, силе, высоте. Используют такие игры, как «Узнай свой голосок», «Громко-тихо», «Три медведя» и т.д. Третий этап– различение сходных по звучанию слов, способствуют такие игры как «Верно-неверно», «Будь внимателен!». Существует еще 3 этапа развития фонематического восприятия, но эту работу уже выполняет логопед. Таким образом, используя в своей работе с детьми простые игры по развитию фонематического слуха, вы облегчите детям процесс освоения правильного звукопроизношения.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.

Лексический или словарный запас слов – это набор слов, которыми владеет ребёнок. Это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

В дошкольном возрасте активизация и расширение словарного запаса детей, а также формирование грамматического строя речи, осуществляется посредством дидактических игр и игровых упражнений.

Игры и упражнения по формированию

лексико-грамматических категорий.

1 «Назови одним словом». ( Помидор, капуста, лук, морковь – это овощи; банан, ананас, киви, апельсин – это фрукты…).

2.«Назови лишнее слово». (Заяц, белка, волк, кошка – кошка).

3«Великаны» кровать – кроватище, заяц – зайчище, снег – снежище… и т.п.

4.«Пара к паре» (подобрать слова по аналогии: огурец – овощ, ромашка – цветок…).

5. «Назови части».(Ребенок должен знать части одежды (рукав, манжета, петля, воротник, пояс, капюшон..) Части мебели (подлокотник, спинка, ножка, столешница, дверца…) Части автомобиля (кузов, кабина, руль, фара, мотор…) Части окна (подоконник, рама, стекло).

6. «Отгадай по описанию» (Злой, голодный, зубастый, серый – волк).

7. «Один – много». (Стул – стулья; стол – столы)

8. «Скажи наоборот». (Большой стул – маленький стул; широкая дорога- узкая дорога).

9.«Составь словечко». (Образование сложных слов: Пыль сосет – пылесос, сам летает - самолёт, сам катится -…, сам варит -.., везде ходит -…, по луне ходит -.., сено косит -…, землю пашет -…, мясо рубит -…, кофе варит -…

10. «Доскажи словечко». ( Машина в гараж … (въезжает). Мальчик из школы … (выходит). Шофёр к машине … (подходит). Девочка с горы … (съезжает). Старушка через улицу … (переходит). Девочка через лужу … (перепрыгивает). Птичка из клетки … (вылетает).

11. «Назови детенышей» «Назови птенцов» (в единственном и множественном числе). «Измени по образцу»: У мамы с папой родился ребенок. У животных рождаются детеныши, у птиц вылупляются птенцы. А кто родился у коровы? А если не один? (телята) У собаки - …, у козы - …, у волка - …, кто вылупился у грача -…(грачата, грачонок).

У котят мама - кошка, а папа - кот. У щенят мама…, а папа …, у телят мама …, а папа … и т.д.

12. «Назови ласково или сделай маленьким» (образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). У меня есть волшебная палочка. К чему бы она не прикоснулась, все становится маленьким: был стол – стал столик… Кровать – кроватка; 13. «Сосчитай 12345» (согласование числительных с существительными) Считай до пяти по образцу: Один помидор, , три помидора, пять помидоров).

14. «Чего не стало?» В магазине продается много мебели: не один стул, а много…и т.п.

15. «Чей, чья, чьё, чьи?» (образование притяжательных прилагательных по образцу: Хвост собаки – чей хвост? собачий хвост. Молоко коровы – коровье молоко. Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика …Рога лося … Усы кошки … Следы зайца … Горб верблюда… Cумка бабушки – бабушкина сумка… платье мамы -… Шуба из белки – беличья шуба. Воротник из норки … ).

16. «Исправь ошибку».(В корзине лежит один (огурцы). В лесу растёт много (дерево). В зоопарке мало (зверь). У меня меньше (ягода), чем у Вовы.

Список литературы

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. — М.: АСТ: Астрель, 2007.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений- М.: Академия, 2000.

3. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 0 до года. – М.: Аркти, 2000.

4.Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5.Картушина М.Ю. Забавы для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: Родничок, 2002.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области