Конспект логопедического занятия «Зимушка-Зима» в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием мнемотехники
Цель: решение задач по коррекции речи через составление рассказа по образцу с опорой на картинки.
Задачи:
1. Обогащать, уточнять, активизировать словарь по теме «Зима».
2. Совершенствовать умение составлять рассказ по опорным картинкам.
3. Упражнять в подборе слов, отвечающих на вопрос «Какая», «Какой».
4. Упражнять в подборе слов-родственников.
5. Упражнять в образовании относительных прилагательных.
6. Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка.
7. Развивать диалогическую речь, речевой слух.
8. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память.
9. Развивать общую моторику, координацию речи с движением.
Оборудование:
• Картинки «Времена года»;
• картинки с изображением зимних сюжетов: деревья голые и укрытые снегом; дети одеты в шубы, комбинезоны, шапки, шарфы, сапоги, валенки, варежки; синички и снегири клюют зерна на кормушке, дети и взрослые катаются на коньках по льду, лепят снеговика и играют в снежки, дети катаются на санках;
• мяч
• конверт с письмом
• конверт и бумага для письма
Предварительная работа:
• Лексико-грамматическая работа по теме «Зима»
• Составление рассказов по образцу и с опорой на картинки;
• Разучивание координации речи с движением «Зимние забавы», «Снеговик»; • Работа с мнемотаблицами по теме «Зима»;
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Cоциально-коммуникативное развитие”
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Ребята, проходите, садитесь на стульчики. Сегодня у нас в гостях, старичок-лесовичок, он хочет загадать нам загадку…
(На коврике - 4 картинки с изображением времен года, где лишней оказывается зима.)
Посмотрите на картинки, что лишнее?
Почему?
Сегодня мы с Вами будем говорить о зиме.
II.Основная часть.
1. Введение в тему.
Ой, посмотрите, нам пришло письмо.
(Показывает конверт)
Письмо пришло из Африки от мальчика по имени Узнаете. Давайте прочитаем:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Узнаете - это имя обозначает - любознательный, почемучка. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в вашей стране, но я никак не могу понять, что это такое. Пожалуйста, расскажите мне о ней. Ваш друг Узнаете.
Ну, что, расскажем Узнаете о зиме?
2. Беседа о зиме.
-Ребята, а что такое зима?
- А сколько у зимы месяцев?
- Какой первый месяц зимы?
- А последний?
- Какой второй зимний месяц?
- Назовите приметы зимы, вам для подсказки выставляю дорожки со схемами, которые мы уже разбирали.
- Какая погода бывает зимой?
- Как живут звери зимой?
- А птицы?
- Чем мы можем помочь птицам?
- За что мы любим зиму?
3. Координация речи с движением «Зимние забавы»
Давайте покажем Узнаете, как мы на улице зимой развлекаемся. Помните стихотворение «Зимние забавы»? Проговаривайте слова и выполняйте движения вместе со мной:
Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках,
Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили,
А потом снежки катили,
А потом без сил упали
И домой мы побежали.
4. Игра с мячом.
Набегались, садитесь, поиграем в мячик и расскажем Узнаете, что если днем идет снег, то день называется снежным.
Восп. кидает мяч и начинает фразу, ребенок продолжает и возвращает мяч.
Если мороз –
Если ветер –
Если холод –
Если солнце –
Если идет дождь –
Если снег идет в декабре -
В январе идет снег -
В феврале –
5. Слова-родственники.
- У нас в русском языке есть слова-родственники. Посмотрите на картинку “Снежная куча”. Эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”
Я думаю, что вы сможете мне их назвать:
• Есть слово ласковое, маленькое –
• Есть слово длинное (как будто из двух слов) -
• Есть слово красивое, слово признак -
• Есть слово - человек, сказочный персонаж –.
• Есть слово – фигура, вылепленная из снега –
• Есть слово лёгкая, пушистая –
• Есть слово – цветок –
• Есть слово - птица -
Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их и рассказать Узнаете какие слова-родственники есть у слова «снег».
(Дети называют слова и складывают снежинки в кучу) .
А еще расскажите Узнаете, какие слова-родственники есть у слова «зима»
Про что можно сказать «зимний»
-«зимняя»
-«зимнее»
6. Передача мяча.
- А какая бывает зима? Давайте расскажем Узнаете и поможет нам в этом волшебный мячик. Я беру мячик, называю одно слово, какая может быть зима и передаю его дальше, ты называешь – передаешь мяч следующему. Например, зима снежная
- А какой снег?
- А что зимой делают люди?
- А птицы?
7. Рассказ о зиме по опорным картинкам.
Давайте теперь подробно и по порядку расскажем Узнаете о зиме. А помогут нам картинки – они будут подсказывать. Послушайте внимательно. Дает образец рассказа с одновременным показом на картинки.
Наступила холодная, морозная зима. Выпал первый белый пушистый снег. Деревья стояли голые, а теперь они укрыты снегом, будто одеялом. Люди одеваются теплее – мальчики и девочки одеты в шубы, шапки, шарфы, сапоги, варежки. Птичкам очень холодно и голодно – ведь корм под снегом, но дети сделали кормушку и насыпали им зернышек и теперь синички и снегири, свиристели, клюют зерна. Зимой много развлечений. Взрослые и дети катаются на коньках по замерзшему пруду. Одна девочка из них упала – наверное, еще плохо умеет кататься. Другие дети катаются на санках и лепят снеговика. Детям очень весело зимой!
8. Самостоятельное рассказывание с опорой на картинки.
Кто хочет рассказать Узнаете о зиме?
Тебе помогут маленькие картинки. Не забывай, что Уната ничего не знает о зиме и ему всегда надо говорить, какая зима, какой снег…
Кто еще хочет добавить?
Кто теперь расскажет?
О чем забыл рассказать?
9. Координация речи с движением
Вы немножечко устали, давай поиграем и «Слепим снеговика»
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратился в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза,
шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка –
Увы! – и нет снеговика.
10. Продолжение составление рассказов с опорой на картинки.
Расскажите еще раз о зиме, а я запишу ваш рассказ, чтоб отправить его Узнаете.
Кто начнет?
Молодцы, я все записала.
11. Оформление письма.
Рассказ о зиме я записала. Молодцы! Теперь письмо можно отправить Узнаете.
III. Итог занятия.
Ну что, ребята, как вы думаете, смогли ли мы объяснить Узнаете, что такое зима? А что нам помогло это сделать? А что бы вы хотели узнать у него?
Молодцы, вы сегодня хорошо занимались.
Помогли Узнаете много узнать о зиме.
До свидания.