Актуальность
ФГОС Главная цель краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.
Дать Возможность дошкольнику открывать мир через малую Родину: места, где он побывал, через его ближайшее окружение помочь ему осознать и пересказать свои впечатления постепенно раздвигать границы окружающего мира.
Постановка проблемы
Вначале сентября при проведении утреннего круга Тимур решил рассказать о том где и как он отдыхал этим летом, для своего рассказа он принес альбом с фотографиями летнего отдыха. Ребятам очень понравился рассказ и каждый захотел рассказать и показать свое интересное место отдыха. Для поддержания познавательно-исследовательской активности детей целесообразным становится разработка проекта « Моя малая Родина глазами детей». В реализации проекта нам понадобилась помощь родителей.
Цель проекта:
Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательно- исследовательского интереса по теме «Моя малая Родина глазами детей», посредством реализации детско-взрослого проекта, для повышения познавательной и творческой активности дошкольников посредством проектной деятельности по краеведению.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представления детей об окружающем его мире, учить определять этапы реализации проекта, планировать и следовать задуманному плану, формировать элементарные представления о малой родине.
Развивающие:
Совершенствовать умения детей публично излагать свои мысли, развивать навыки связной и последовательной речи; развивать умение детей составлять рассказы о событиях из личного опыта, инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств, для презентации своего рассказа, развивать творческие и речевые способности детей при создании и презентации продукта проекта.
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать друг друга, договариваться о совместных действиях. Воспитывать у детей бережное отношение и заботу к родному краю.
Задача взаимодействия
Привлекать родителей к совместно - исследовательской, продуктивной деятельности с детьми.
Ожидаемые результаты:
- дети смогут при технической помощи родителей собрать информацию, оформить, презентовать свой рассказ, путем создания альбома, стен газеты, коллажа, книжки раскладушки.
- дети научаться планировать свои действия и следовать задуманному плану.
- дети приобретут навык публичного изложения своих впечатлений путем презентации своих работ.
-применение современных педагогических инноваций в работе с дошкольниками
- открытие мобильной мини библиотеки «Моя малая Родина глазами детей» которой могут пользоваться все группы детского сада при реализации темы «Моя малая родина, мой Красноярск, мой край»
Деятельность в рамках проекта:
Мероприятия были выстроены так, чтобы у ребенка не угасал интерес к теме проекта и он находился в постоянном поиске чего-то нового и интересного, для публичного изложения своих мыслей и идей (Изучения карты нашего края и города, чтения художественной литературы презентации детей, «где я побывал летом», создания альбома «Моя малая Родина», коллажей, книжек-раскладушек, папок передвижек.
Создавая различные ситуации, мы провоцировали интерес и желания детей познавать окружающий мир, желание учиться, внимание, память, умения анализировать, устанавливать причино-следственные связи, формировать элементарно естественно научные представления, умения договариваться, учитывать другую точку зрения и отстаивать свою (экскурсии, семейный квиз, прогулки, отдых, изготовление лепбуков, создания видео презентаций, мастер классов и .т п. )
Детям была предоставлена свобода выбора формы презентации (книжки передвижки, альбом, коллаж, видио презентация, стенгазета) и способа ее представления (рассказ, рассказ в стихах, слайд шоу)
План работы по проекту
Реализация проекта рассчитана на 3 месяца с 4 сентября по 29 ноября 2019 года.
№ | Название мероприятий | задачи | участники | Сроки |
Подготовительно- проектировочный этап | ||||
1 | Обозначение темы проекта | Сбор необходимого материала по теме проекта | Воспитатели | 4.09.2019 |
2 | Организация родительского собрания для обсуждения совместной деятельности по реализации проекта | Привлечение родителей в непосредственному участию в реализации проекта группы. - организация экскурсии, прогулок - помощь в техническом оформлении презентации детского проекта - активное участие родителей во всех мероприятиях связанных с реализацией проекта | Родители Воспитатели | 6.09.2019. |
3 | Составление плана совместной работы | Составление графика проведения запланированных мероприятий Разработка сценария КВИЗА Разработка плана экскурсии Разработка мастер класса от родитель. | Воспитатели Родители | 9.09.2019-11.09.2019г |
4 | Сбор вспомогательного материала | Подбор материала для формы презентации. | Родители дети | 11.09.2019- 17.09.2019 г |
Практический этап | ||||
1 | 1 этап Презентация первых детских проектов | Презентация своего проекта Познавательно - исследовательская деятельность Рис1 | Дети | 20.09.2019 г |
2 | Мастер класс по оформлению презентаций проектов детей | Представление лучших идей презентаций детских проектов (создание книжки, коллажей, папок передвижек, альбомов) | Родители Дети | 23.10.2019-24.10.2019г |
3 | Изготовление лепбуков | Пополнение РППС | Воспитатель Дети | 19.10.2019-28.11.2019г |
4 | Выездная экскурсия по городу Красноярску | Обогащение знаний детей о родном городе Рис 3 | Родители Дети Воспитатели | 8.10.2019 г |
5 | Прогулка выходного дня « Золотая осень» | Закрепление знаний Рис3 | Родители Дети | 12.10.2019 г |
6 | 2 этап Презентация первых детских проектов | Презентация своего мини проекта Познавательно - исследовательская деятельность рис 2 | дети | 14.10.-18.10.2019 г |
7 | Квиз Командная интеллектуальная игра совместно с родителями. | Закрепление и систематизация знаний детей старшего дошкольного возраста о своей малой Родине, развитие навыков контроля, самоконтроля и инициативности в процессе умственной деятельности, развитие навыков работы в команде, совместно с родителями рис 4 | Родители Дети Воспитатели | 22.10.2019 г |
8 | Создание мини библиотеки «Моя малая Родина глазами детей» | Распространение результатов проекта и практического материала для использование в образовательной деятельности в доу Рис 5 | Воспитатели Родители Дети | 4.09.2019 г- 29.11.2019 г. |
Обобщающе - результативный этап | ||||
1 | Проведение консультации для коллег педагогов « Как привлечь родителей в процесс образовательной деятельности» | Повышение компетенции педагогов по вопросу привлечения родителей в образовательный процесс | Воспитатели | |
2 | Презентации детей своих работ в других группах | Распространение детского опыта в пространстве ДОУ | Воспитатели Дети | |
3 | Оформление проекта для участия в конкурсе | Воспитатели |
Оценка результатов реализации проекта
Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по двум направлениям (участники образовательного процесса: дети и родители). Определение уровня освоения знаний детей будет отслеживаться в процессе педагогических наблюдений. По окончанию реализации проекта будет проведена совместная с родителями интеллектуальная игра по теме«Моя малая Родина», также будет проведено анкетирование родителей.
Показатели активности родителей |
Вопросы к воспитателям |
Проявление интереса к организации образовательного процесса |
Заинтересованность в технической поддержки детского проекта |
Помощь воспитателям в организации мероприятий по плану реализации проекта |
Желание родителей внедрить в практику детскую проектную деятельность |
Распространение и внедрение результатов проекта
В заключении хочется отметить, что в ходе реализации проекта у детей будет накоплен опыт получения информации, что позволит им в дальнейшем легко применять полученные навыки исследовательской деятельности и умения презентовать проект, используя различные средства. Данный проект способствовал повышению у детей познавательного интереса к окружающему миру. Дошкольники вышли из рамок ближайшего окружения и демонстрируют интерес к изучению других уголков необъятной Родины. Родители воспитанников с удовольствием включились в проектную деятельность в группе, охотно помогали детям собирать нужную информацию и оформить в виде наглядного конечного продукта.
Созданная мобильная мини-библиотека может использоваться во всех возрастных группах при реализации комплексно-тематического планирования. Презентуя проект в других группах, дети получили опыт разновозрастного общения, улучшили свои коммуникативные умения, преодолели страх публичных выступлений.
№ п/п | Мероприятие | Задачи |
1 | Проведение консультации для коллег педагогов | «Как привлечь родителей в процесс образовательной деятельности» |
2 | Презентация проекта детей в других группах детского сада Рис 6 | Распространение результатов путем выступления в других группах, организация разновозрастного общения. |
3 | Мобильная Мини библиотека «Моя малая Родина глазами детей» Рис 5 | Оформление результатов детского творчества, лепбуков, носители с электронными материалами. Материалов для оформления РППС по теме « Моя малая родина» Для всеобщего пользования |
Основные риски и пути их минимизации
№ п/п | Основные риски | Пути их минимизации |
1 | Дефицит знаний детей по планированию действий и следованию задуманному плану. | Познавательно-речевые занятия. |
2 | Боязнь детей публичного изложения своих впечатлений путем презентации своих работ | Вовлечение детей в сюжетную игру и театральные постановки. |
3 | Недостаток теоретических и практических знаний педагогов по организации проектной деятельности | Вебинары, семинары-практикумы, Изучение литературы. |
4 | Отсутствие интереса родителей к данной теме. | Организация родительских собраний, семинаров, мастер классов. Вовлечение в мероприятия, проводимые в ДОУ. Рис 3,4. |
Бюджет проекта
Бюджет не предусматривает особых финансовых вложений, оборудование и материалы имелись в детском саду. Денежные вложения потребовались на проведение экскурсии, которую организовали родители.
Список Литературы:
рис.1
рис 2
рис 3
рис 4
рис 5
Рис 6
Рис 7